Найти тему
Деловой Бийск

Бийская оттепель: квартал АБ

Оглавление
Квартал АБ, Декабристов, 23. 1962 год. Фото из открытых источников
Квартал АБ, Декабристов, 23. 1962 год. Фото из открытых источников

Элитный АБ

Все началось 65 лет назад, когда усилиями Леонида Гаркавого в 1958 году Совет Министров СССР принял решение о создании комплексного института НИИ-9. Местом строительства научного оборонного объекта был выбран именно город Бийск. Так в провинциальном городке началась оттепель, в том смысле, что у города появился шанс очнуться от хотя бы и славного, но уже давно забытого купеческого прошлого, и подарить своим жителям новые надежды, новые мечты и новое будущее.

Со всех окраин большой страны в никому неизвестный городок поехали молодые рабочие, инженеры, химики и строители. Романтизм эпохи накладывал отпечаток. Оттепель в начале 60‑х прошлого века обязывала к энтузиазму, оптимизму и вере в светлое будущее. Однако Бийск и бийчане, укоренившиеся в своих традициях, встречать хлебом-солью новоиспеченных горожан не спешили и к строительству новой части города относились, судя по воспоминаниям коренных бийчан, без особой радости. А как иначе! Целую часть района сахарного завода оттяпали под неведомо какой новый микрорайон. И слова‑то такого ранее не слышали, а тут микрорайон, да еще и АБ! Не каждый сразу понял, что кварталы этого нового участка в веяниях времени нумеровались не цифрами, а буквами. Откуда и пошло название квартала АБ. Это был участок городской земли между улицами Радищева, Декабристов, Социалистической и Ломоносова. А далее, за улицей Ломоносова до конца улицы Радищева — квартал ВГ. А кварталы между улицами Декабристов и Кутузова — соответственно ДЕ и ЖЗ. Это уж после, со временем, название первого квартала закрепилось за всем поселком, который со временем должен был превратиться в Бийский академический городок. Вроде как и часть Бийска, но при этом особенная — элитная. Что, согласитесь, коренным бийчанам осознавать было несколько обидно.

1961‑й

— Славка, наших бьют!

Окно в новеньком доме на пересечении улиц Социалистической и Декабристов нараспашку, и даже шепот со двора доносится явственно, словно под ухо прошептали. А тут целый вопль! Славка, чьи родители приехали в Бийск по комсомольским путевкам, высунулся из окна.

— Кто?!

— Сахарники на наших квартальных опять облаву устроили. Ты с нами?

Разумеется, Славка был с „нами“. Драки между „пришлыми“ и „местными“ делом были обыденным. Да и дрались больше для виду — обычно после первой юшки с носа махать кулаками переставали, мирились и иногда даже шли к сахарникам чаю с облепихой попить, пока родители на смене были.

Обычно батя не строжился, но остерегал: мол, держись подале от взрослых незнакомцев. Оно и понятно, много народу повыпускали с зон при товарище Хрущеве. Оттепель она во всем была оттепель. Кто, может, и зазря в магаданских краях отбывал свою судьбу, а кто‑то и за дело. Только вот повыпускали всех подряд в обычную жизнь, а тут теперь остерегайся. Славка вспомнил, как прошлой зимой с сарайков, где дрова хранились, с пацанами в сугробы прыгали и тут появился тот самый „оттуда“. Сам синий, глазищи зыркают… Напугались до смерти. Благо, самого мелкого из компании успели в милицию заслать. Ну да не до воспоминаний! Своих выручать надо… Побежал, крикнув сеструхе на ходу, чтоб картошки к приходу родителей наварганила. Он же старший, вот и ответ на нем.

Кинотетар „Родина“. Фото из открытых источников
Кинотетар „Родина“. Фото из открытых источников

Ностальгия

Многие, теперь уже коренные, бийчане вспоминают проведенное на АБ детство. Все в нем было: и радости, и непонятные уже обиды, неподдельное счастье от того, что прирастал квартал новыми домами и всяческими учреждениями. Вскорости после того, как прорисовались на городском плане улицы Декабристов и Радищева, началось строительство кинотеатра „Родина“. А вот школа № 18 открыла свои двери ученикам в том же 1961 году, одновременно со сдачей центральных улиц квартала. Новая окраина Бийска росла, что называется, на глазах.

Бийчане, живущие в то время на АБ, по сей день с теплом вспоминают свои детство и юность, проведенные в новом тогда еще микрорайоне:

— В 60‑е годы в кафе „Кристалл“ слева в углу была композиция „Орел на водопаде“ — столики рядом с ней были самыми популярными! Зимой в выходные кафе не вмещало всех желающих погреться и выпить чаю-кофе после лыжной прогулки на „Маяки“. В тамбуре кафе битком стояли лыжи, даже не улице оставляли. А еще здесь готовили свежайшие и вкуснющие масляные торты за 3 рубля 20 копеек, если не ошибаюсь. А для того чтобы перекусить в кафе, хватало и 6–8 копеек! — пишет сегодня в соцсетях бийчанин Андрей Погадаев.

Журналист Владимир Дьяков вспоминал свое бийское детство:

— Сразу от домов лес, в котором можно собирать грибы, три земляных вала, крутой спуск к Бии, за ней долина вплоть до горизонта, украшенного голубыми зубчиками горной гряды. Квартал АБ самый зеленый, уютный и ухоженный во всем городе. Рядом в лесочке начинается строительство спортивных площадок: футбол, волейбол, баскетбол, городки. Особенно популярен волейбол. Проводятся соревнования, зрители отчаянно болеют за команду „Заря“. Отмечаются праздники с непременными показательными выступлениями.

Детство. Оно всегда окрашено ностальгией. Иначе и быть не может. Каждый запоминает самое лучшее, самое яркое из того, что дарило каждый день радость. Маленьким жителям нового бийского квартала этих радостей хватало сполна. Рос квартал, а с ним возмужала память о детских годах, та самая из которой потом вырастала ностальгия.

Но не только дети, рожденные в середине 50‑х — начале 60‑х, помнят и бережно хранят обрывки воспоминаний о своем беззаботном времени. Оттепель, энтузиазм и романтизм навсегда поселились в душах тех, кто однажды выбрал для себя стезю строителя и созидателя.

Римма Ивановна Максакова вспоминала, как еще совсем юной девушкой приехала из Ленинградской области на Алтай в 1958 году:

— Мы ехали сюда после десятого класса. Сказали нам: „Два года отработаете на стройке предприятия, а потом можете в любой цех устраиваться“. Я в числе других работала на строительстве, а потом, когда закончены были работы, поступила в техникум, параллельно устроившись в цех № 1 предприятия. И таких молодых сотрудников было много. На заводе люди знакомились, встречались.

Вот и получается, что квартал АБ — это не просто очередной спальный микрорайон Бийска. Это особое место, особая атмосфера того самого энтузиазма, о котором нам, современным, остается только мечтать.

Квартал АБ, Дом торговли и быта. Фото из открытых источников
Квартал АБ, Дом торговли и быта. Фото из открытых источников

Герои времени

Космонавты. Герои начала 60‑х и последующих годов. Так уж случилось, что именно уроженец Алтайского края Герман Титов стал вторым космонавтом Советского Союза. Ему в 1965 году на квартале АБ был установлен памятник под названием „Здравствуй, Земля“. Памятник сразу стал местом сбора людей, которые от него шли к проходной АНИИХТа. От него вела короткая дорога в цеха предприятия, а направо — в автотранспортный цех. За памятником долгие годы размещалась „Доска почета“ предприятия НИИ-9, ныне ФНПЦ „Алтай“.

Знаменательный и почти забытый факт в истории Бийска и квартала АБ. Несмотря на большую загруженность, Герман Титов лично приехал в Бийск на открытие памятника.

— На вокзале его встречали первый секретарь горкома партии Дмитрий Дмитриевич Смирнов, председатель горисполкома Леонид Трофимович Гаркавый, директора и представители разных организаций, комсомольцы, жители города, — вспоминала позднее бийчанка, ветеран педагогического труда Алла Мелешева. — На машинах все поехали сначала в центральную гостиницу, а затем в горком партии. Потом были встречи с жителями города в театре, во Дворце химиков, в школе № 18. Везде, где появлялся Герман Степанович, его встречали бурными аплодисментами, цветами, приветственными речами с пожеланием крепкого здоровья и долгого служения всей Родине, своему народу.

Клуб аргонавтов

Увидеть звезды и почти прикоснуться к ним бийчанам опять же позволил квартал АБ. Предшественником современного городского планетария стал театр с надувным куполом. Его во время очередной московской командировки увидел Яков Савченко, который руководил тем самым почтовым ящиком, о котором и сегодня не принято говорить громко. Выставка проходила в Сокольниках и называлась „Быт американцев“. Яков Савченко для себя решил — быть такому же в Бийске. Заказ отдали Уфимскому заводу, и в 1974 году на открытие необычного для города объекта собрались сотни горожан, приехавших на АБ из старого центра и даже Заречья, что уж говорить о жителях квартала. Купол впечатлял: блестел кафель, переливались зеркала, подземный коридор с гардеробом вел в зрительный зал с амфитеатром. При этом почти сразу по городу поползли слухи о том, что купол, держащийся поддувом мощных вентиляторов, не выдержит алтайских снегов и перепада температур. Увы! Так и получилось, купол упал, а все попытки поднять его привели к пожару. Надувной театр сгорел уже через два года. Но желание приобщить бийчан к звездам осталось. И это был тот самый случай, о котором говорят: „Не было бы счастья, да несчастье помогло“. К тому же и статус почтового ящика, предприятий, работающих на защиту советского неба, обязывал. А тут уж и космонавты первые наши алтайские посодействовали. Купол построили уже капитально. На открытие планетария в Бийск приехал летчик-космонавт Виталий Севастьянов, который по живущим и по ныне легендам квартала АБ сказал, что не было бы Бийска — не было бы космоса. Кстати, мало кто знает, что именно Севастьянов лично подписал проект, утвержденный 30 мая 1980 года, который изначально назывался „Клуб аргонавтов“. Строительство закончилось в 1986 году.

Фото Виктора Горелова
Фото Виктора Горелова

В итоге получилось круглое здание с радиусом 17,54 метра по наружной оси с рядом пристроенных одноэтажных помещений и вынесенных за пределы основного здания подсобных помещений, находящихся под землей. Высота надземной части — 21,2 метра, нижний ярус оформлен мощными пилястрами, объединяющими помещения первого и второго этажа и создающими мерный вертикальный ритм. Центральную часть всего здания занимает планетарий цилиндрической формы. Звездный зал планетария диаметром 11 метров с параболическим куполом, высота помещения — 8 метров. Вместительность — 60 зрителей. А уж о том, что в последние годы бийский планетарий оборудовали по последнему слову техники, сегодня не знает разве что ленивый.

„Чертуха“

Еще одна особенность квартала — стремление к масштабу, хотя бы и городскому. Поэтому в 70‑е годы в лесопарковой зоне АБ был построен аттракцион „Колесо обозрения“. С него Бийск был виден как на ладони: Заречье, старый город, Приобский район… К сожалению, простоял он недолго, и сегодня о нем остается только вспоминать. С середины 90‑х столь интересный объект был заброшен и стал предметом для охотников за металлом. Увы, и сами дети поколения 90‑х иначе как „Чертуха“ колесо обозрения на квартале АБ не называли. В 2000 году единственное колесо обозрения в Бийске демонтировали.

Любимый лес

Сосновый бор жители нового бийского квартала полюбили сразу и навсегда. Здесь катались на лыжах, спускались с визгом с горок на санках, просто гуляли по витиеватым тропинкам. Так было шестьдесят лет назад, так остается и сегодня.

Между тем многие спортивные объекты в микрорайоне появились по инициативе Якова Савченко, который называл АБ „Парком здоровья“ и мечтал о том, чтобы сотрудники химического института занимались там спортом.

Время стремительно летело. Что уж греха таить, многие мечтания романтиков 60‑х эпохи оттепели так и остались мечтаниями. Но пришла другая эпоха, что вполне закономерно. И сосновый бор, столь любимый первыми строителями квартала АБ, обрел новую жизнь.

В 2012 году в лесопарковой зоне квартала АБ открылась беговая лыжероллерная трасса „Кольцо здоровья“ протяженностью 500 метров. Среди спортсменов, принимавших участие в церемонии, были бийчане с ограниченными возможностями здоровья: лыжники, роллеры, велосипедисты. Между тем живы в памяти бийчан времена, когда в любимый лес, который начинался прямо за домами, можно было выйти просто так, не переходя шумные улицы и не тратя на это столь драгоценные минуты.

— Боже ты мой, ну зачем все это прошло?! Будто в кратчайшие по историческим меркам сроки родилась, расцвела и угасла маленькая прекрасная цивилизация. Как давно это было, да и каким далеким тогда казался двадцать первый век. И вот он уже, но немного чужой и непонятный. Другая, совсем другая жизнь вокруг. А благословенные (все‑таки!) шестидесятые все дальше уходят в прошлое, все больше теряются в туманной временной мгле, — напишет позже журналист Владимир Дьяков.

По-своему он, безусловно, прав. Такая вот она была, бийская оттепель 60‑х.

Фото Виктора Горелова
Фото Виктора Горелова

АБ сегодня — жизнь продолжается

Сегодня квартал АБ, если отбросить не самые светлые времена, которые спустились на Бийск после перестройки и смутных, с нею связанных времен, изменился в лучшую сторону. Здесь есть свой уникальный фонтан благодаря предпринимателю и меценату Юрию Никитину. Есть спортивный центр „Заря“, куда бийчане из других районов города приезжают заниматься спортом. Многое изменилось. Нет уже тех К-9, в которых получали квартиры первые новоселы нового бийского квартала, на их месте выросли многоэтажки.

— Славка! Ты дома?

По двору новенькой девятиэтажки на улице Декабристов детский крик разлетается со скоростью звука в миланском оперном театре.

— Чего надо?

— Наших бьют!

— Опять сахарные?

— Ага!

— Сейчас буду. Сеструха, с тебя обед!

Славка, внук новосела 60‑х квартала АБ, вылетает из подъезда и летит на выручку друзьям. Жизнь продолжается… А вместе с ней и оттепель.

Марина Волкова