Как противостоять влиянию пропаганды в социальных сетях? (Статья по просьбе подписчиков).
Пропаганда - это распространение взглядов, фактов и аргументов или заведомо ложных сведений. Пропаганда существует для того, чтобы формировать нужное общественное мнение или манипулировать общественным сознанием.
В мировой истории мы можем встретить множество примеров использования пропаганды, но с появлением социальных сетей способы манипулирования общественным сознанием стали более ухищренными и менее понятными даже для тех, кто обладает критическим мышлением.
В этой статье мы разберем виды пропаганды, какие манипуляции используются в пропаганде, а также научимся распознавать ее и противостоять этому влиянию.
Итак, пропаганда в масс-медиа бывает двух видов: открытая и скрытая.
Открытая пропаганда - это форма информационного воздействия, ее целью является убеждение аудитории в определенной идее, мнении или политической позиции.
Главная отличительная черта открытой пропаганды - явность ее целей и намерений, она не скрывает своего характера и направленности.
Примеры открытой пропаганды:
- Публичные выступления с явным призывом к поддержке определенной политической партии или лидера. (Например: « Голосуйте за партию “X”, она самая надежная и лучшая!»)
- Государственные кампании по формированию определенного общественного мнения или поддержке определенной политики.
- Материалы, распространяемые с целью дискредитации оппонентов или создания негативного образа определенной группы людей. ( Например: когда из целого интервью вырезают моменты и фраза звучит по-другому)
Манипуляции, которые могут быть использованы в явной пропаганде, могут быть более откровенными и прямыми, но все же направлены на воздействие на мнение и поведение аудитории.
Некоторые из распространенных манипуляций в явной пропаганде включают:
- Использование эмоциональных аппеляций.
Пропагандисты могут использовать сильные эмоции, такие как страх, гнев или сострадание, чтобы внушить определенную реакцию человека на ситуацию или проблему. (Например, лозунги за свободу, лирика, включение триггеров и рассказ истории человека в выгодном свете) - Ложные утверждения и дезинформация.
Пропагандисты также могут распространять ложные или искаженные данные с целью воздействия на мнение людей и формирования определенной точки зрения. - Черно-белое мышление.
Нашему мозгу проще делить все на условное «хорошо» и «плохо», так как часто нам не очень хочется думать о всех аспектах и подводных камнях проблемы. Носители пропаганды умело пользуются этим, представляя сложные проблемы или ситуации в упрощенном виде и создавая иллюзию того, что есть только два крайних варианта решения. - Атака на личность.
Еще один из признаков открытой пропаганды - использование персональных атак на оппонентов или критиков для дискредитации их мнений или аргументов. Это может быть как переход на личности, так и массовая критика оппонента авторитетными для общества людьми. (Например, использование ботов с угрозами, дискредитация вашего мнения с помощью манипуляций в виде предлогов - как не стыдно, это неправильно, давление на мнение с помощью различных источников). - Повторение и поглощение.
Этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно если она сформулирована в виде простого легко запоминающегося слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода СМИ ограничена или подконтрольна государству.
Скрытая пропаганда часто более сложна для распознавания, поскольку она оперирует на уровне подсознания и может быть менее очевидной.
Она может быть сложной и тонкой, а также использовать следующие виды манипуляций:
- Скрытая дезинформация.
Пропагандисты могут использовать искаженные факты или выборочные данные, чтобы создать определенное впечатление или направить мнение аудитории в нужном направлении, не явно обозначая свои цели. Поэтому всегда важно понимать - зачем и для чего нам это говорят. Например, если говорят нет свободы - надо задать вопрос с помощью критического мышления: какой свободы? что такое свобода вообще? свободы в чем? кто это говорит? что он хочет этим добиться? он просто это говорит? кто стоит за этим человеком? к чему приведут последствия его слов? сам он свободен? какие его достижения в жизни в области свободы? вообще, как можно проверить, что ты свободен? - Ложные аналогии.
Склонность человека мыслить аналогиями открывает собой широчайшее поле для манипуляций. Стандартное мышление большинства людей основано на логических связках «причина – следствие», которые кажутся полностью подконтрольными сознанию и здравому смыслу.
Приведем пример подобных рассуждений. На столе сидит жук. Если ударить по столу, жук испугается стука и убежит. Если сначала оторвать жуку лапки, а потом ударить по столу, то жук останется на месте. Вывод: жуки слышат лапками. Но это абсурдное утверждение, не правда ли? - Метод «Абсолютной очевидности».
Этот метод достигает эффекта небыстро, но зато надолго. Вместо каких-либо доказательств та точка зрения, в которой требуется убедить общественность, систематически подаётся ей, как нечто само собой разумеющееся, и поэтому – поддерживаемое преобладающим большинством населения. К этому также относят массовый эффект. Скажите честно, попадались же на него? Особенно в социальных медиа? - Создание ложного авторитета.
Носители пропаганды могут представлять себя или свои источники как авторитетные и достоверные, даже если это не соответствует действительности, чтобы убедить аудиторию в своей правоте. Здесь также необходимо критически воспринимать информацию и понимать факты, чтобы не было, как в примере с жуком.
Как защититься от влияния пропаганды?
Уйти в лес и оборвать контакты с цивилизацией…шутка!)
Пропаганда действительно действует на нас везде, но это слишком радикальный метод. У каждой пропаганды есть идеология и некая миссия. Тут все зависит от последствий и полезности. Всегда смотрите "плоды" того или иного действия. Несет ли оно что-то созидающее?
Давайте рассмотрим также другие методы:
- Развивайте критическое мышление.
В этой статье мы более подробно говорили о том, как развивать критическое мышление.
Существует также методика Socratic questioning (Сократовский допрос). Сократовский допрос - это форма дисциплинированного допроса который можно использовать для развития мысли во многих направлениях и для многих целей, в том числе и в вопросах отделения правды от лжи, а также для развития критического мышления. Задавайте вопросы к каждому изложенному факту, ставьте под сомнение информацию и тщательно проверяйте ее. - Обращайте внимание на контекст.
Анализируйте контекст, в котором представлена информация. Подумайте о возможных скрытых мотивах за определенными сообщениями. - Используйте разнообразные источники.
Не ограничивайтесь одним источником информации. Используйте разнообразные и независимые ресурсы для получения полной картины. - Обсуждайте с другими.
Обсуждение информации с другими людьми может помочь вам получить разные точки зрения и лучше понять скрытые мотивы за сообщениями.
Соблюдая эти рекомендации, вы сможете защитить себя от явной и скрытой пропаганды в социальных сетях.
И помните, что все мы хотим жить в условиях развития, взаимного уважения, безопасности, самореализации, продолжения рода. Это всегда определенные внутренние ценности каждого человека. Всегда можно начать с себя. И пропаганда именно таких вечных ценностей должна быть на мой взгляд - надо передавать опыт и знания. Я бы сказала продвижение и развитие.
Помните, что нас всех объединяет общая история. Всегда смотрите, как на действия, так и на характер и "плоды" самой личности, которая преподносит вам информацию. И помните, что в вашей жизни вы сами ответственны за нее и свои результаты в ней. Никто не виноват и уж тем более никто не решит ваши проблемы за вас.
Есть вопросы? Пишите.