Найти тему
SNDGLOBAL

В России не останется учителей физики и математики?

Дефицит учителей в общеобразовательных школах России становится все заметнее. Так осенью 2023 года общественным движением «Народный фронт» был представлен отчёт, согласно которому эксперты выявили нехватку 40% школьных учителей. Наиболее востребованными оказались учителя математики (об этом сообщили 43,8% директоров школ) и физики (сообщили 22,4% директоров школ).

triptonkosti.ru
triptonkosti.ru

Молодые педагоги неохотно идут работать по специальности, а старший состав тонет в отчетных бумагах и составлении KPI. Эксперты считают, что основной причиной слабого притока молодежи является отсутствие достойной оплаты труда, которая рассчитывается согласно тарифным ставкам, средним по региону. Как справиться с кадровым дефицитом, разбирались в SNDGroup.

Кандидат физико-математических наук, руководитель группы компаний SNDGroup Ольга Квашенкина называет основными проблемами дефицита школьных учителей значительное снижение социального статуса учителя и падение квалификации преподавателей. Это касается не только учителей физики и математики, но и многих других предметов, химии, биологии, истории. Сегодня деятельность учителей сводится к ключевым показателям результатов деятельности — сдаче выпускниками школы экзаменов на высокий балл. Учителя сфокусированы на отработку тестов, начиная уже с ранних классов. Как результат, это приводит к снижению компетенций. А молодым людям не интересно и не престижно получать педагогическое образование. Они не имеют перспектив.

Ольга Квашенкина, фото SNDGroup
Ольга Квашенкина, фото SNDGroup

Причины лежат на поверхности. Примерно с начала 90-х по 2000-е годы страна претерпела реформацию образования. Были сформированы условия, при которых учителям в школе было работать тяжело. Несовершенная система единого государственного экзамена, медленный рост заработных плат, ведение большого количества отчётной документации — это усугубило ситуацию и привело к снижению социального статуса учителя. Сегодня образование, фактически, превратилось в услугу, то есть учитель стал восприниматься как представитель сферы услуг.

Что же касается оплаты труда, согласно мониторингу окладов учителей в российских школах, в более чем 40% регионов заработные платы не превышают половины МРОТ (установленный с 1 января 2024 года – 19 242 рубля). Такие данные следуют из отчёта профсоюза сотрудников сферы образования «Учитель». Регионами с достойной оплатой труда учителей являются лишь Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область и Приморский край. Самые низкие оклады по стране – менее 5 тыс. рублей – приходятся на учителей в Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области, Вологодской области и Республике Алтай. Отсюда происходит перегрузка учителей. Вместо положенных 18 часов недельной нагрузки по ставке им приходиться трудиться по 24 или 30 часов. Зарплата при этом увеличивается, но качество работы страдает.

С кадровым дефицитом справиться возможно, уверена Ольга Квашенкина. Важную роль играет популяризация образования и роли учителя. Для этого необходимо формировать положительный образ педагога, культуру уважения к учителю и значительность роли школьного образования. Хотя пока можно наблюдать обратное, когда в средствах массовой информации и социальных сетях говорится о непопулярности и ненужности профессии учителя.

«Работа в этом направлении ведётся, предпринимаются шаги по возрождению педагогической школы. Профильные министерства, бизнес уже несут догму, согласно которой роль учителя — важнейшая составляющая общества. Учитель — это человек, выполняющий социальную функцию, который готовит будущего гражданина страны. Уже в ближайшие 2-3 года мы увидим медийный всплеск в этом направлении, а через 10-15 лет получим поколение, которое не будет испытывать отторжения к роли учителя и к поступлению в профильный ВУЗ», — говорит Ольга Квашенкина.

Специалист уверена, что учителям в подходах к обучению необходима свобода в развитии и творчестве. То есть сейчас существуют государственные стандарты обучения, внутренние школьные правила, а нужно, чтобы учитель мог использовать свой уникальный подход, который не обязательно будет вписан в стандарты. Это включает в себя цифровизацию школьных процессов и технологии, которые адаптивны под современное так называемое альфа-поколение. Отличиями поколения являются более быстрое восприятие, «цифровой взгляд» на окружающую среду.

«Альфы» многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они – увлекающиеся личности, любят учиться, но только при условии, что темы им интересны. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией внимания, зато они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.

Основываясь на этом, нужно применять соответствующие подходу к обучению этих детей, искать новые методы преподавания. А это в свою очередь полностью завязано на свободе подхода учителя к донесению информации ученикам.