Тробрианцы хорошей драке предпочитают крикет, а женщины племени готовятся к близости с 6 лет. Их существование зависит от урожая и милости природы, а духи предков дарят им детей. Кто вы люди в странных костюмах?
Этот веселый народ проживает на архипелаге Тробрианских островов в Папуа-Новая Гвинея, отсюда и его название - тробрианцы. Французы приплыли сюда 1793 году и дали название этим островам, однако колонизация произошла только через сотню лет. В 1904 австралийские чиновники основали на острове местное управление и организовали торговлю с коренным племенем. Не упустили возможность прибыть сюда и католические священники и даже открыли миссионерскую начальную школу в 1930 году.
Правда местные племена с прохладой, а порой и откровенным негативом, отнеслись к попытке навязать "христианские ценности". Терпение закончилось в 1970 году, тробрианцы и другие коренные народы начали путь деколонизации, не всегда он проходил мирно, но свобода никогда не дается легко. Независимость была наконец объявлена в 1975-м.
Текущее положение
Численность населения тробрианцев на сегодняшний день составляет примерно 13000 человек. Большинство живет на острове Киривина. Жизнь их зависти полностью от земледелия и рыболовства. Тробрианцы живут небольшими деревнями по 6-15 домов в хижинах с травяными крышами, размещенными на сваях. Жилища приподнимают, чтобы избежать подтопления во время сезона дождей.
Жители островов живут в замечательной экономической модели. В качестве валюты - листья бананов и ямс (он же батат- здоровенный клубень), потому что это их основные выращиваемые культуры. Колониальные власти пытались их приучить к товара-денежным отношениям но старейшины племен отдают и сегодня предпочтения простому бартеру.
Самая большая торговая система тробрианцев называется «кула», и в ней участвуют племенные старейшины, путешествующие на каноэ между островами. Это делается для того, чтобы установить дружеские отношения между племенами. На северных островах торгуют ожерельями из красных ракушек, а на юге — белыми повязками из ракушек. Обладание этими предметами приносит престиж владельцу, хотя владение непродолжительное, и предметы обмениваются по всему торговому кругу. Они никогда не продаются, и практика "кула" не предназначена для получения финансовой выгоды.
Наличие туристов, также не влияет на финансовую составляющую тробрианцев, женщины вырезают красивые фигурки из дерева и меняют на керосин, табаки и ткани без применения денег.
Язык и традиции
Общим языком жителей островов Тробориан является - киливила. В языке существует несколько диалектов, зависит от местоположения острова. Разговорный язык, как отмечают лингвисты содержит сложную классификацию существительных, а также отсутствие концепции временной прогрессии - нет понятий "вчера", "завтра".
При возникновении споров между семьями или племенами, вместо кровопролития, тробрианцы приучились решать споры игрой в крикет. Это привычка была привита колонизаторами, после того, как они увидели несколько межплеменных сражений. Островитяне без негатива восприняли такой способ решать конфликты, они просто его немного доработали. Команды тробрианцев не имеют ограничений по количеству участников, множество видов бит, ритуальные танцы и песни при забитом мяче. Без стычек тоже не обходится, но все в пределах приличия. Так же в командах активно принменяют магию - накладывают заклинание на успех своей команды и проклинают представителей чужой. Соревнования между островами могут длится несколько месяцев и заканчиваться грандиозным, по меркам тробрианцев, праздником.
Магия занимает особое место в существовании островитян, каждый из них может совершать чудеса - главное знать правильное заклинание. Они очень верят в силу слов и молодежь покупает тексты заклинаний у стариков за еду или табак. Хитрые бабули рассказывают им по фразе в месяц, чтобы продлить общение и заодно увеличить количество бартера. Заклинаний и проклятий существует великое множество, но зачастую они теряются со смертью носителя. Применяются они во всех случаях жизни от повышения урожайности до приворота симпатичной тробрианки.
Магия сопровождает все циклы жизни народа Тробрианских островов. В случае смерти тробрианца его дух, покидая тело, передает весь свой ментальный опыт членам своего рода, своей семьи. Поэтому беременность у женщин племени - называется "балома" , процесс когда дух предков проникает в тело женщины и зарождает новую жизнь. Весь процесс, до рождения ребенка, жена проводит в доме своей матери напитываясь энергией своего рода.
Сложная иерархия
С 13 лет тробрианцы начинают искать партнеров для любви. Причем доминантами в этом поиске чаще становятся женщины. К слову в традициях тробрианцев это поощряется. Во время ежегодного праздника урожая - молодые девушки буквально ловят зазевавшихся мужчин из соседних племен для интимных утех. А вот создать брак с представителем другого племени - нельзя. Занимательно, что как таковой, традиции бракосочетания нет. Просто одной ночью молодая женщина остается в доме мужчины, после восхода солнца. Мать невесты приносит им вареный батат, что считается завершением создания ячейки общества. Если же женщина убегает из дома мужчины до восхода солнца, то значит эта была просто случайная связь.
В счастливой тробрианской семье муж не содержит свою жену и детей, за ее сытостью следит старший брат женщины. Но перед тем, как женится семье невесты жених обязан подарить свой урожай батата.
Измены в браке считаются недопустимыми, но пока пара официально не закрепила союз - свободные отношения не запрещаются. Супружеская пара вполне может развести через год после бракосочетания. Причем инициатором развода может быть, в равной степени, как женщина, так и мужчина. Не исключается и возможность сойтись снова, в таком случае никаких дополнительных условий и ритуалов не проводится.
Современные сложности
В 2009-м году международные специалисты начали бить тревогу по поводу демографической ситуации в Попуа-Новой Гвинеи. Эти проблемы затронули и это немногочисленное племя. Проблемы низкой рождаемости и высокой смертности связаны с отсутствием продовольственной безопасности на острове. Тробрианцы целиком и полностью зависят от урожая и улова, в случае затянувшегося сезона дождей или другой природной аномалии - они остаются без еды. Племена не имеют никаких органов управления, кроме старейшин племен и международные отношения с материками не налажены так, чтобы в случае неурожая им была доставлена гуманитарная помощь. К счастью, благодаря освящению проблемы, острова стали чаще посещать различные гуманитарные миссии. Демографический график не начал расти, но по крайней мере перестал падать. Это значит, что замечательный и веселый тробрианский народ продолжит радовать нас своими танцами и костюмами.