10 марта 2024 года, в Лос-Анджелесе состоялась 96 церемония вручения премии Оскар. Больше всех наград, как и до этого номинаций, получил байопик Кристофера Нолана - "Оппенгеймер".
В отличии от прошлых вручений последних лет, нынешнее прошло без эксцессов и сюрпризов, вполне предсказуемо и спокойно. К своей первой победе на Оскаре за режиссуру, Кристофер Нолан постепенно собирал ворох наград на предшествующих премиях - "Золотой глобус", "Бафта" и другие. Поэтому угадать кто станет главным триумфатор вечера было не сложно.
Немного интриги добавляла номинация за лучшую женскую роль. В ней было две абсолютно выделяющиеся фаворитки - Эмма Стоун за роль в фильме "Бедные-несчастные" (реж. Йоргас Лантимос) и Лилли Гладстоун "Убийцы цветочной луны" (реж. Мартин Скорсезе). Первая, сотворила перфоманс в актёрской игре, была почитаемы всеми мировыми кинокритиками на Венецианском фестивале. Точно также как за несколько месяцев до этого блистала Лилли, на Каннском фестивале. В итоге, главная награда досталась Эмме, которая получила вторую заветную статуэтку в 35 лет. Для Гладстоун престижная номинация, уже немалое достижение.
Киллиан Мёрфи удостоился награды с первого захода. Его роль сложно назвать выдающейся, к тем же Хоакину Фениксу и Рами Малеку, в своё время, вопросов было меньше, но, видимо, академики посчитали роль Пола Джаматти ("Оставленные") или Джефри Райта ("Американское чтиво") менее достойной альтернативой. Впрочем, Полу можно порадоваться за коллегу по фильму - Давайн Джой Рэндольф. Ей досталась награда за лучшую женскую роль второго плана.
В отличии от Киллиана Мёрфи, Роберт Дауни младший, за участие в фильме "Оппенгеймер", не заметил конкурентов. Он получил главный приз за лучшую мужскую роль второго плана, и его награда выглядела более чем заслужено, как и ожидаема самим актёром. Дауни выглядел уверенным в себе, и был готов получить награду. Очередная красивая история про возрождение карьеры и признания в киносообществе.
Лучшей песней признали "What Was I Made for" ("Барби", реж. Гретта Гервиг) в исполнении Билли Айлиш. Это уже её второй Оскар, в 22 года. Предыдущий она получила два года назад, за песню "No Time To Die" в фильме "Не время умирать" про Джеймса Бонда. В этой номинации больше всего обидней за Райана Гослинга и его "I'm Just Ken". В этой номинации "Барби" заняла сразу две позиции, с лирической композицией, очевидной для Оскара и, напротив, с энергичной, весёлой и ироничной песней. Академики выбрали первую, тривиальный выбор, но заслуженный.
Лучшим анимационным фильмом был признан очередной шедевр Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица". Теперь у него три золотые статуэтки (включая почётный Оскар). Многие считали очевидным фаворитом "Человека-паука: Паутина вселенных", но в отличии от предыдущего перфоманса, в сиквеле создатели решили пойти проверенным тропом, чем не особо удивили. Лучшим короткометражным мультфильмом стала - "Война окончена! Вдохновлена музыкой Джона и Йоко" (реж. Дэйв Маллинз), спродюсированная студией Питера Джексона.
Лучшим фильмом на иностранном языке стала "Зона интересов", режиссёра Джонатана Глейзера. Она же получила награду за лучший звук. Сюжет фильма рассказывает про будничную жизнь коменданта концлагеря Освенцима. Премьера состоялась на Каннском фестивале.
Награду за лучший оригинальный сценарий забрала французская судебная драма "Анатомия падения" (реж. Жюстин Трие). Она же получила "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. Детективная история в которой жена расследует дело убитого мужа и сама становится подозреваемой. Лучшим адаптированным сценарием выбрали фильм "Американское чтиво" с Джефри Райтом, сценарист и режиссёр Корд Джефферсон. Это сатирический фильм, высмеивающий всевозможные стереотипы чернокожего населения в США.
В технических номинациях за операторскую работу, монтаж и саундтрек главные призы забрал "Оппенгеймер". Лучшую работу художника, грим и костюмы получили "Бедные-несчастные". Распределения получились почти симметричными и, вплоне, адекватными.
Награду за лучшие визуальные спецэффекты впервые забрала Годзилла, точнее японский фантастический фильм катастрофа "Годзилла: Минус один". С успехом прошедший в домашнем и мировом прокате.
Лучшим документальным фильмом стала "20 дней в Мариуполе". Режиссёрская работа украинца Мстислава Чернова. Фильм сразу выглядел однозначным фаворитом в оскароносной гонке, по дороге собирая награды на фестивалях. Лучшим короткометражным документальным фильмом выбрали - "Последняя ремонтная мастерская", режиссёров Криса Бауэрса и Бена Праудфута (для Бена это уже вторая награда, предыдущую он получал в той же номинации за фильм "Королева баскетбола"). В этой номинации предугадать победителя становится сложно, поэтому доверимся выбору киноакадемиков.
Главными "неудачниками" прошедшего вечера стали Брэдли Купер и Мартин Скорсезе. У фильма почтенного мэтра было десять номинаций, в разных категориях, но не получил ни одной. Это уже третий случай для режиссёра, когда фильм удостаивается такого количество номинаций, но пролетает во всех. Предыдущие два были с фильмами "Банды Нью-Йорка" (2002 г., с Леонардо ДиКаприо) и "Ирландец" (2019 г., с Робертом ДеНиро). В этот раз оба любимых актёра режиссёра снялись в его новом фильме и повторили анти успех предыдущих картин.
В копилке Брэдли Купера уже числится двенадцать номинаций на премию Оскар, от актёрских работ до продюсирования. Фильмом "Маэстро" про выдающегося дирижёра он хотел закрыть гештальт, но, видимо, киноакадемики посчитали этот жест недостаточным.
Награждение прошло ровно, без выдающихся перфомансов и по вполне предсказуемому сценарию. Пощечину никто друг другу не бил, конверты не путал и статуэтки достались тем, кому ожидали.
Здесь я хотел показать вам видео с выступления Райана Гослинга, но правообладатель ограничил просмотр. Не поленитесь, найдите самостоятельно в YouTube. Это самое яркое и эмоциональное выступление на награждении.
P.S. Ах да, Уэс Андерсон получил свой первый Оскар за лучший короткометражный игровой фильм - "Чудесная история Генри Шугара". Но на награждение он не пришёл. Видимо, занят постройкой декораций для своего нового фильма.
Понравилось? Поставь, пожалуйста, лайк и подпишись на канал Озабоченный киноман.