Каждая минута человеческой жизни подвластна законам физики. Однако обычно дети помнят это максимум на самом первом уроке, а потом начинают зевать, скучать и сердиться из-за задач и формул, которые, на их взгляд, имеют мало общего с реальностью.
Как быть учителю? Конечно же, вносить в занятия разнообразие и показывать связь физических явлений с тем, что происходит в окружающем мире!
Для этого мы предлагаем воспользоваться рядом зданий из сборника «Поразительные задачи. Физика» доктора педагогических наук Александра Усольцева. Они помогут и детям, и взрослым по-новому взглянуть на предмет и научиться видеть его проявления в самых разных жизненных ситуациях.
№1. Тема урока: «Давление»
В повести Ивана Соколова-Микитова «Весна в Чуне» есть такое наблюдение:
«Выследив стадо лосей, медведь-лосятник старается отбить одного лося, потом долго гоняет его по глубокому снегу. Крепкий весенний наст хорошо выдерживает тяжесть медведя. Проваливающегося в снегу лося медведь преследует, пока тот не остановится от изнеможения…»
Вопрос: почему лось проваливается в снег, а медведь нет?
№2. Тема урока: «Равномерное движение по окружности»
В произведении Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описывается встреча героев с удивительным животным:
«Удивление приковало нас к месту. Животное гналось за нами, как бы играя. Оно сделало оборот вокруг судна, которое шло со скоростью четырнадцати узлов».
Вопрос: какую минимальную скорость должно иметь животное, чтобы описать правильную окружность относительно Земли так, чтобы судно было внутри этой окружности? (1 узел равен 1,8 км/ч).
№3. Тема урока: «Равноускоренное прямолинейное движение»
В книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» в магазине «Всё для квиддича» Гарри прочитал рекламу продаваемой метлы, в которой было написано:
«Молния» развивает скорость 150 миль в час за 10 секунд. В метлу встроен неломающийся волшебный тормоз. Цену спрашивайте у продавца».
Вопрос: с каким ускорением может двигаться метла? Во сколько раз длина поля для игры в квиддич больше длины футбольного поля, если при старте с края поля метла пролетает его за 8с?
№4. Тема урока: «Электростатика»
В произведении Тома Годвина «Необходимость — мать изобретения» предлагается очень приятный способ получения электрического разряда:
«Самый легкий путь получить электрический разряд — это погладить кота. Но не будете же вы снабжать целиком город электричеством, заставив миллион людей гладить миллион котов!»
Вопрос: объясните получение разряда при поглаживании кота. Почему автор считает нерациональным подобное получение электричества? Можете ли вы назвать прибор, с помощью которого получают электричество именно способом «поглаживания котов»?
№5. Тема урока: «Постоянный электрический ток. Законы Ома»
Герой произведения Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», живший в XIX веке, оказался в средневековой Британии VI века при дворе короля Артура. Чтобы получить пост придворного волшебника, он сотворил «чудо» уничтожения башни молнией:
«Тем временем гроза подошла совсем близко;… кругом было темно, как в шахте, иногда вспыхивала молния… Я трижды взмахнул руками, раздался оглушительный грохот; произошло нечто вроде извержения вулкана; обломки старой башни взлетели к небу».
Вопрос: с помощью какого устройства догадливый американец взорвал башню?
Обсуждайте задачи с учениками и пишите решения в комментариях. Как только там наберётся 30 ответов, мы сделаем пост, в котором расскажем, правильные они или нет)