Найти тему

Научный полк: История студентки САДИ Галины Жедяевской, ставшей одной из легендарных «Ночных ведьм»

В первые дни войны на фронт отправилось 329 студентов Саратовского автодорожного института. Шесть студенток из этого института стали частью женского авиационного полка под командованием легендарной летчицы, героя Советского Союза Марины Расковой, именуемого фашистами «Ночными ведьмами». Одна из них Галина Дмитриевна Жедяевская – гвардии старший сержант и механик 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. В будущем она стала доцентом кафедры «Производство и ремонт машин».

Сама Галина Жедяевская не летала над врагами, а занималась починкой самолетов по их возвращении с полетов, восстанавливая то, что от них оставалось, отправляя их обратно на фронт. Ее подруги, студентки Саратовского автодорожного института, помогали в обороне, и в результате слаженной работы полка «ведьмы» стали смертоносной силой, которая помогла одержать победу над врагом во время самой разрушительной и страшной войны в истории человечества.

Галина Дмитриевна родилась в 1923 году в селе Лапшево Татарской АССР. Вся ее жизнь, начиная с 1938 года, была связана с Саратовским автодорожным институтом. Когда ей предстояло выбрать путь в жизни после окончания школы в 1938 году, она выбрала автомобильный факультет Саратовского автодорожного института.

«На наш факультет преимущественно поступали парни. Наш первый курс состоял из 145 парней и пять девушек. Но преподаватели требовали от всех одинаково. Учиться было интересно. Мы чередовали теоретические занятия с практической работой в мастерской и гараже института. Изучив конструкцию автомобиля, мы проходили учебную езду, что впоследствии оказалось очень полезным. В институте была также хорошо организована спортивная и оборонная работа. Но учебу многим из нас пришлось прервать», – вспоминала Галина Дмитриевна.

В 1941 году студенты после окончания третьего курса отправились на производственную практику на машиностроительных заводах. Группа, в которую входила Галина, работала на ленинградском Кировском заводе на станках. Завод выпускал тракторы «Кировец» и мощные танки ИС. Студентам предложили остаться работать на заводе, но институт вызвал их обратно - занятия должны были начаться 1 июля. Руководитель практики Михаил Давыдович Цфасс доставил всех студентов в институт в соответствии с приказом.

Однако начать учебу в июле не удалось. Большинство студентов были призваны в ряды Красной Армии. В конце октября 1941 года Марина Раскова в Энгельсе формировала авиационную группу, включающую три женских полка: 587-й бомбардировочный (на Пе-2), 586-й истребительный (на Як-1) и 588-й ночной бомбардировщиков (на По-2).

Марина Михайловна обратилась к саратовским девушкам, желающим пополнить технический состав полка, через горком комсомола Саратова. Многие откликнулись на этот призыв, но отбор был строгим. Пройти медицинскую комиссию, которая не пропускала студенток, было непросто. Таня Ладыгина, Варя Арапова и Валя Аверченко из САДИ также не смогли пройти отбор. Их направили на технические курсы или работать в авиазаводах, так как необходимо было иметь определенные навыки и знания для обучения. Поэтому Раскова принимала только тех, кто уже имел техническое образование или работал на авиазаводе, например, водителями.

«Из нашего института в женских авиаполках вначале работали как мотористки, а потом, после краткосрочных курсов, стали авиамеханиками Вера Максюшина, Вера Колесник, Мария Жиркова, Юлия Тюлякова и я. Лидия Целовальникова сначала работала оружейником в полку ночных бомбардировщиков, а после доучивания она стала штурманом и выполняла боевые задания на самолете. После войны они все возвратились к учебе, успешно ее окончили и работали в разных отраслях», – рассказывала Галина Дмитриевна.

Группы пикирующих бомбардировщиков женского авиационного полка причинили значительный урон немцам. Близко трети всех сброшенных на позиции врага бомб приходилось на долю этих девушек. Сын одной из летчиц полка написал книгу о подвигах этих отважных женщин и назвал ее «Ночные амазонки». Он спросил у своей мамы, почему она не осталась помогать фронту на тылу, на что она ответила: «Я защищала нашу маму, тебя и нашу любимую родину!».

Галина Жедяевская скончалась в 2003 году в возрасте 82 лет.

Подробнее о истории вуза можно узнать на сайте виртуального музея «САДИ-СПбГТУ: страницы истории» и на zen.yandex.ru/sstusaratov.