«Неучтенное» преступниками кресло бортинженера Ту-134 помогло предотвратить угон самолета «Аэрофлота» в Турцию.
18 ноября 1983 года рейс 6833 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из Тбилиси в Ленинград с промежуточными посадками в Батуми и Киеве, был захвачен группой преступников. Они требовали изменить маршрут и направиться в Турцию.
Девять членов банды угонщиков зашли на борт самолета Ту-134А в Тбилиси, притворившись свадебной компанией, направляющейся в Ленинград. Как только самолет поднялся в воздух, несколько человек ворвались в кабину пилотов с требованием взять курс на Турцию.
Они просто хотели отправиться в солнечную Турцию
Пользуясь связями на киностудии «Грузия-фильм», молодые люди посмотрели на закрытом показе недавно вышедший фильм «Набат», снятый по заказу Министерства гражданской авиации СССР в качестве учебного пособия. В фильме «Набат» актриса Наталья Варлей сыграла террористку, которая под видом невесты оказалась на борту.
Реальная кровавая свадьба в салоне Ту-134 была разыграна группой «золотой молодежи» по сценарию именно этой киноистории. Киношный захват самолета был практически один к одному претворен в реальную жизнь в Тбилиси.
18 ноября 1983 года в аэропорт Тбилиси прибыл шикарный свадебный кортеж. Молодожены ― Герман Кобахидзе и Тина Петвиашвили ― якобы отправлялись в свадебное путешествие в Ленинград. Их сопровождали друзья Давид Микаберидзе и Иосиф Церетели ― сын члена-корреспондента Академии наук Грузинской ССР, профессора Тбилисского государственного университета К. Церетели.
За два дня до этого будущие преступники действительно отпраздновали свадьбу. Настоящую. Среди приглашенных была сотрудница аэропорта, сменная дежурная Анна Варсимашвили. Между витиеватыми грузинскими тостами за здоровье молодых с ней удалось договориться, что она поможет молодоженам купить билеты и попасть на борт самолета через депутатский зал, то есть минуя спецконтроль и досмотр. Как задумали, так все и получилось.
Преступники приехали в аэропорт, где встретили двух знакомых девушек — Анну Меливу и Евгению Шалуташвили. Разумеется, предложили им присоединиться и совершить веселый и многообещающий вояж по городам страны. О своем реальном замысле доверчивым попутчицам, разумеется, не сообщили. Вся компания прошла через депутатский зал без какого-либо досмотра и расселась по креслам. Так на борту оказалось оружие ― пистолеты, гранаты, ножи ― его пронесла в самолет новоиспеченная супруга, 19-летняя студентка третьего курса архитектурного факультета Академии искусств Тина Петвиашвили, дочь известного физика Владимира Петвиашвили.
В момент преступления Петвиашвили была беременна, но продолжала принимать наркотики. Когда начал плакать маленький ребенок в первых рядах, Тина была настолько возбуждена, что стала угрожать его матери ножом: «Если он сейчас не заткнется, то я сама заставлю его замолчать».
Другие члены банды — трижды судимый Григорий Табидзе, братья Каха и Паата Ивериели ― выпускники Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы ― присоединились к новобрачным уже в самолете, пройдя регистрацию через обычные стойки вместе с остальными пассажирами.
В ходе вооруженного захвата были убиты пилоты З. Шарбатян и А. Чедия, стюардесса В. Крутикова и двое пассажиров. Получив тяжелые ранения, остались инвалидами штурман А. Плотко и бортпроводница И. Химич.
Самолет вылетел из аэропорта Тбилиси для короткого ― 280 км ― перелета на побережье Черного моря, в Батуми, чтобы потом направиться в город на Неве. На борту самолета находились 59 пассажиров и семь членов экипажа.
Началось...
Сразу после взлета террористы начали претворять в жизнь сценарий недавно просмотренного фильма. «Наверняка в самолете находится сопровождающий сотрудник КГБ, и надо его вычислить». Они надеялись, что особенный настороженный взгляд, мимика и жесты выдадут «профессионала».
Однако на этом рейсе настоящих сопровождающих не было. А вот один из словоохотливых и не в меру общительных пассажиров пострадал. Потому что показался подозрительным.
Сосо Церетели взял шампанское и направился вперед по проходу. Подойдя сзади к тому самому «любопытному» мужчине, он со всей силы ударил его бутылкой по голове.
В это же время Табидзе и братья Ивериели втроем избивали стюардессу Валентину Крутикову.
Услышав крики о помощи, пилоты открыли дверь…
Преступники ворвались кабину: «Самолет захвачен! Мы вооружены, сопротивление бесполезно. Поворачивайте, летим в Турцию! Откажетесь, мы всех вас тут перестреляем!»
Бортинженер Анзор Чедия попытался начать диалог с обезумевшими бандитами, но ему не дали сказать даже пары слов: «Чего вам надо?» В ответ прозвучали смертельные выстрелы… Шесть пуль попало в штурмана-инспектора Завена Шарбатяна.
Однако преступники упустили из виду, что за шторками в носовой части кабины есть еще один член экипажа ― штурман Владимир Гасоян. Он без раздумий выхватил штатный пистолет и открыл ответный огонь.
Один из нападавших был убит, второй, получив ранение, шагнул обратно в салон.
Командир Ахматгер Гардапхадзе, оставаясь в кресле, рванул штурвал на себя. Ту-134 проделал в воздухе несколько маневров и пируэтов на грани «высшего пилотажа» — перегрузки в тот момент превышали допустимые в три раза.
Пассажирам досталось не меньше, чем элементам фюзеляжа, тем не менее, преступники на время оказались выключенными, и экипаж, наконец, закрыл бронированную дверь кабины.
Получив от пилотов отпор, террористы начали беспорядочную стрельбу в салоне по беззащитным пассажирам и стюардессам. Табидзе тяжело ранил летчика А. Плотко, летевшего в отпуск среди пассажиров, выстрелом в затылок была убита бортпроводница Валентина Крутикова. Узнав, что самолет направляется обратно в Тбилиси, наркоман Табидзе застрелился.
«Туполев» с террористами на борту совершил вынужденную посадку в аэропорту города Тбилиси
Как только Ту-134 коснулся полосы, тогдашний глава компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе позвонил в Москву и попросил помощи. Так, впервые в истории к спасению самолета подключилось антитеррористическое подразделение «Альфа».
Родителей бандитов оперативно доставили в аэропорт, те попытались убедить отпрысков сдаться и избежать дальнейшего кровопролития. Но тщетно. В ответ прозвучала угроза взорвать самолет вместе с пассажирами, если хоть кто-то приблизится к ним.
На следующий день, 19 ноября, самолет был освобожден в ходе комбинированного штурма, организованного бойцами группы «Альфа» КГБ СССР. Операция длилась 8 минут, никто из пассажиров не пострадал.
«Альфой» уже тогда применялась специальная аппаратура прослушивания. Благодаря ей удалось перехватить переговоры террористов между собой, в том числе фразу: «Есть информация, что из Москвы спецбортом прибыли комитетские головорезы».
Кто сообщил преступникам о прилете засекреченных бойцов «Альфы», о которых тогда мало знали даже на Лубянке, непонятно...
Все материалы этого громкого дела хранились в Тбилиси, но в начале 1990-х сгорели во время странного пожара в архиве местного управления КГБ.
В результате захвата рейса 6833 Тбилиси ― Ленинград погибли три члена экипажа, два пассажира и три угонщика.
При осмотре самолета после инцидента эксперты обнаружили в корпусе 108 пулевых отверстий. Учитывая экстремальные перегрузки при вынужденном маневрировании ― а они многократно превысили проектные характеристики самолета, комиссия приняла решение о его утилизации.
Выжившие угонщики предстали перед судом
Расследование показало, что главарем группы был православный священник Теодор Чихладзе. Это он надоумил молодежь уехать в Турцию. В последний момент его оставили на земле.
Стремясь создать прецедент и предотвратить возможность захватов самолетов в будущем, Эдуард Шеварднадзе призвал приговорить преступников к смертной казни, заявив, что они не более чем «наркоманы» и «бандиты».
Во время судебного процесса угонщики заявили, что хотели поехать в Турцию за лучшей жизнью. Им «просто хотелось жить в стране со свободным обществом».
В августе 1984 года захватчики были признаны виновными и приговорены к смертной казни, в том числе неформальный главарь Теодор Чихладзе.
3 октября 1984 года виновники кровавой свадьбы были расстреляны, несмотря на то, что их богатые влиятельные родственники пытались договориться о помиловании и освобождении.
По причине беременности соучастница заговора Тина Петвиашвили избежала расстрела и получила четырнадцать лет колонии строгого режима.
За проявленный героизм командиру экипажа Ахматгеру Гардапхадзе и штурману Владимиру Гасояну было присвоено звание Героя Советского Союза.