Реалии
Очевидно, что свобода как раз и связана с необходимостью жить в человеческом обществе. Что понятие свободы важно именно для общества. Поэтому в человеческом обществе оно и родидось. Для людей. И для их отношений.
(Понятие свободы так же важно и для технических вопросов, но это решается теми же техническими (математическими) методами. И мы это здесь рассматривать не будем.)
То есть, как и множество других определений и понятий, дефиниция свободы должна помогать решать некие конкретные задачи. И поскольку немыслимо разделить свободу и человеческие отношения, то именно в этом и заключается задача свободы – в человеческих отношениях. То есть, каковыми они должны быть.
А что тогда есть эти человеческие отношения?
Ну, понятно, что это способы общения или зависимости друг от друга. Ведь именно сплетение всех связей и образует то самое общество.
И если исходить из того, что взаимосвязи уже, якобы, ограничивают свободу, то нам эту задачу, конечно, не решить. Но при этом надо понимать и другое – что взаимосвязи выполняют функцию связывания общества в единое целое. Поэтому рассматривать свободу, как атрибут общества необходимо именно с этой стороны - во взаимодействии отдельных людей при строительстве человеческого общества.
То есть человеческие отношения и заключаются в строительстве человеческого же общества.
И это никакая не тавтология, а причинно-следственная связь.
При этом, конечно, должно быть учтено, что все люди разные, обладают неодинаковыми возможностями и неодинаковыми способностями, и отношения между ними, поэтому могут поддерживаться самыми разнонаправленными связями.
То есть люди в обществе по объективным причинам по-разному действуют друг на друга.
Соответственно и воздействие проявляется в разных ипостасях. От безусловного господства, до всенародной поддержки.
Однако необходимо четко понимать, что поскольку целью человеческого общества является строительство общества (то есть строительство взаимосвязей даже в условиях доминирующего эго), то и общественные интересы автоматически становятся доминирующими. Потому что любой человек - какой бы он не был тиран и деспот - так или иначе, выстраивает именно общественные отношения (Даже в условиях деспотии). А без людей - он и не деспот никакой, а даже и не знаю кто…
Этот немаловажный вывод может существенно поменять отношения многих людей друг к другу. Он сильно противоречит некоторым индивидуальным особенностям людей, но зато расширяет границы собственного маленького эго до масштабов целого человечества!