Откуда берутся "маменькины сынки"?

Все-таки рассказ о чем-то, что человек увидел и услышал (а самое главное - как он всё это понял) - рассказ в основном не о событии, а о нём самом. В очередной раз в этом убеждаюсь на занятиях внеурочного курса "Мир музея". В этом учебном году преподаю его в 1-4 классах обычной районной школы. Все дети изучают этот курс первый год, поэтому содержание программы одинаковое, а уровень анализа - разный, сообразный возрасту.

Курс "Мир музея" был разработан специалистами Всероссийского центра музейной педагогики при Государственном Русском музее. Во время занятий мы с детьми учимся смотреть и видеть, наблюдать и формулировать мысли. То есть это в большей степени развивающие занятия, чем искусствоведческие. Иногда вношу в программу курса дополнения и изменения с учетом контингента или каких-то особых обстоятельств.

Дошли мы до сюжета картины Александра Торопина "Маменькин сынок". В прошлом году я уже об этом немного рассказывала.

Но тогда выборка была маленькая - только три вторых класса, второй год обучения, нерядовая районная школа (а физмат лицей, между прочим). Несмотря на довольно приличную "насмотренность", "прочитать" сюжет дети не смогли. Вернее, сделали это сообразно своему социальному опыту и были очень удивлены названием картины - "Маменькин сынок". Само выражение и негативный оттенок значения им был знаком, но с образом главного героя картины никак не соотносился.

А. Торопин. Маменькин сынок (1955 г.). Изображение из открытых источников
А. Торопин. Маменькин сынок (1955 г.). Изображение из открытых источников

В этом году аналогичное занятие проходило с другой аудиторией:

  • выборка больше (около 400 человек),
  • возрастной диапазон шире (7-12 лет),
  • социальный опыт явно разнообразнее,
  • у всех - первый год обучения.

Удивительных выводов и наблюдений тоже было немало.

Мальчик или девочка?

Больше всего удивило то, что практически все дети воспринимали главного героя как девочку, а не как мальчика. И даже пытались найти аргументы, подтверждающие мнение: яркая и нарядная одежда, румяные щеки и красные губы, миловидная внешность.

То есть в этой выборке большинство детей почему-то посчитали привычной для мальчишек одежду примерно как у персонажей на среднем плане картины. Хотя все одеты хорошо, носят яркую и красивую одежду независимо от того, мальчики они или девочки. Хотя, возможно, для прогулок не наряжаются и выходят на горки и во двор в чем-то попроще.

Позже секрет раскрылся: они уже умеют довольно неплохо определять то, что мы называем "историческим временем" и поняли, что картина не современная. Соотнесли события со временем, "когда родители были маленькими, или еще раньше".
Советские дети зимой. Изображение из открытых источников
Советские дети зимой. Изображение из открытых источников

На детских фотографиях родителей, бабушек и дедушек чаще всего действительно нет ярких красок, а любую нарядную деталь автоматически отнесли к "девчачьему" гардеробу.

Название картины послужило достаточно убедительным аргументом, чтобы принять тот факт, что нарядный ребенок, сидящий на скамейке - это всё-таки мальчик. Больше никого из изображенных людей нельзя назвать "маменькиным сынком".

Загадочная женщина

Фигура женщины в прошлом году не вызвала никаких сомнений. Все дети однозначно определили её как маму главного героя. В этот раз тоже обсуждений и споров не возникло, но идентификация образа пошла совсем иным путём. Это БАБУШКА, а не мама.

Аргументы:

  • это дневное время. Многие мамы днём работают;
  • мама бы не стала так себя вести, а сказала бы самому переобуваться;
  • сопровождая ребенка на каток, мама и сама оделась бы в спортивный костюм или куртку, а не в шубу;
  • зимой носить платок на голове могут только бабушки, и то не все.

Кстати, на этот раз дети разглядели и пару на заднем плане справа - там девочка исполняет "ласточку" на коньках, а кто-то постарше страхует маленькую фигуристку или тренирует. Вот это - может быть и мама, и старшая сестра, и тренер. А женщина на переднем плане, услужливо переобувающая мальчика - нет, не мама. И тут не помогло ни название картины, ни другие аргументы.

Ведь "маменькин сынок" - это манера поведения несамостоятельного человека, а это не зависит от того, кто именно из взрослых ему помогает. Главное, что он "эксплуатирует старших", как сказал один третьеклассник с обширным словарным запасом.

Хотя лица героини и не видно целиком - на самом деле она на бабушку не похожа, но мамой её признать так и не согласились. Когда при разборе картины объяснила, что на мальчике и женщине дорогие и модные по тем временам вещи, появилась другая версия - это НЯНЯ. Но всё равно не МАМА.

Действительно, в обычной районной школе учатся дети из семей, где мамы крайне редко бывают домохозяйками. В основном они работают, а из-за их занятости дети приучены к самостоятельности и не избалованы родительской помощью в простых бытовых ситуациях. Зато бабушки, у многих еще довольно молодые и активные, принимают активнейшее участие в повседневной жизни внуков. И даже прабабушки! Так что мама в модель этой ситуации не встроилась у детей никак.

Клуб юных адвокатов

В прошлом году главным злодеями, заслужившими негативную оценку, были мальчишки на среднем плане, которые насмехаются над главным героем. В его оправдание нашлось множество аргументов. Вот тут об этом можно почитать:

В этот раз всё-таки самым неприятным оказался именно "маменькин сынок", как это и было изначально задумано автором. Восприятие женщины как бабушки, а не мамы, усилило этот эффект: мальчик заставляет пожилого человека стоять, согнувшись, занял всю скамейку, явно не собирается проявить благодарность, не радуется предстоящему развлечению и так далее.

Но, как всегда, нашлись и юные адвокаты:

  • мальчик добрый, он кормит птиц;
  • может быть, у него слишком строгие взрослые и не разрешают ему самому переобувать коньки, боятся что он порежется. И он не виноват, что ему помогают;
  • ему на обувают коньки, а наоборот - снимают. Он уже покатался, поэтому такое румяное лицо. Может быть, упал и ушибся или просто устал. Поэтому лицо такое недовольное.

Но больше всего удивила "адвокатская речь" в защиту группы смеющихся ребят в центра композиции:

  • они не смеются над этим мальчиком, их взгляды направлены не на него, а куда-то за скамейку. Наверное, между скамейкой и сугробом, на котором стоят дети, есть еще место. И там находится что-то, что их развеселило;
  • они просто веселые и зовут этого одинокого мальчика с собой, он же пришел без друзей, с бабушкой. Но она его не пускает к другим детям и поэтому ему грустно.

В общем, не захотели в этом году дети никого из героев картины клеймить позором.

А одна наблюдательная третьеклассница вообще сказала, что "маменькины сынки" не появляются сами по себе, их такими делают взрослые, если не приучают к самостоятельности. И таким людям потом очень трудно жить, потому что они сами ничего не умеют и с ними никто не дружит. И ведь не поспоришь!