В этом году исполняется 90 лет с момента начала регулярного воздушного сообщения между Алданом и Якутском. Многие мальчишки, заслышав самолетный гул, подняв к небу глаза, прикрывая их ладонями от солнца, подолгу смотрели вдаль, где еле заметной точкой двигался самолет. Многие представляли себя в шлеме и с планшетом, держащими штурвал машины, легко, словно птица, скользящей в поднебесье...
Мечта покорить небо не обошла ребят далекого уголка Советского Союза – золотого Алдана. Более тридцати ребят связали свою жизнь с небом.
Первым летчиком алданцем был Вениамин Флусов. В 14 лет он впервые увидел над Куранахом гидросамолет «Локхид», и зародилась у него мечта стать летчиком. С этой целью он перешел на работу в строящийся аэропорт Алдана рабочим.
Он был одним из первых выпускников Алданской планерной школы, а после окончания ее учился в Щелковском аэроклубе. В 1938 году Вениамин поступил в Чугуевскую военную летную школу. Во время войны был летчиком- истребителем, сражался с фашистами на Карельском фронте.
Он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
Два брата Уваровых, Аркадий и Георгий, жили в Томмоте. Вот что пишет В. Ким в газете «Алданский рабочий» в 1977 году: «Весть о том, что в Томмоте будет свой аэродром, мигом разнеслfсь среди мальчишек. В те послевоенные годы авиация была в особом почете в народе, а среди мальчишек тем более. Но, может быть, больше всех ждал первой встречи с самолетом юный житель Укулана Аркадий Уваров. И встреча состоялась: на летное поле сел первый По-2. Любопытство, восторг, вся гамма чувств отразилась в ярко заблестевших глазах Аркашки, рядом с ним так же восхищенно смотрел на самолет и на людей в летных шлемах, таких необыкновенных, недосягаемых младший брат Георгий. Проводя все своё время на аэродроме возле самолетов, Аркадий быстро полюбился и пилотам, и обслуживающему персоналу. Он даже был удостоен огромной чести: посидеть в кабине за штурвалом самолета. Какая это была радость, как он воображал себя в небе бесстрашным летчиком, ведущим смелый, дерзкий бой с фашистским ассом! «Буду летчиком», — твердо решил про себя мальчишка и сказал о своем решении Гошке. «Я тоже буду летчиком», - ответил на это младший брат. Так появилась мечта, цель жизни у братьев Уваровых».
С самого детства они были увлечены охотой и рыбалкой. Окончили школу №8. Занимались спортом. Аркадий любил лыжный спорт, в 1955 – 1956 годах был членом сборной Якутии по слалому. Георгий играл в футбол.
В 1960 году оба поступили в Краснокутское летное училище. С 1963 года началась их трудовая деятельность в Алданском ОАО. Аркадий Павлович с 1963 по 1983 годs летал вторым пилотом и командиром на самолетах
Ан-2, Ил-14, Як-40. Второй пилот из экипажа Уварова Николай Южаков говорил: «Аркадия Павловича знаю давно. У него в экипаже начинал летать, многому научился! С ним интересно не только в небе, везде: эрудирован, обладает тонким мягким юмором, душевен, а какой специалист в своем деле!».
Младший Уваров, Георгий Павлович, лётную службу начал вторым пилотом на самолете Ан-2 с командиром А. А. Буклаевым. Он еще в училище начал увлекаться вертолетами, переучившись в Кременчугском летном училище, он пересел на вертолет Ми-1, дальше были Ми-4, Ми-8.
«На вертолете наиболее остро ощущаешь пилотскую романтику непроторенных трасс. Каждый день новое задание, неведомое место, неповторимые впечатления. Если ты настоящий вертолетчик, ты не променяешь свою «стрекозу» ни на какой сверхзвуковой лайнер», - так считает вертолетчик с 33-летним лётным стажем, с налётом более 19500 часов. За эти годы его вертолёт где только не был, совершил трассовые, внетрассовые, съемочные полёты. Облетел всю Якутию, Амурскую область, Новосибирские острова, Охотское море.
Из книги Ивана Негенбля «Вертолёты Якутии»: «Два экипажа вертолёта Ми-8 Алданского авиапредприятия работали на Новосибирских островах. Возглавляли экипажи опытные командиры Г. П. Уваров и А. В. Кудрявцев. Авиаторы совместно с учёными выполнили большой объём работ, совершая полёты над многочисленными островами архипелага и над чистой водой, выполняя сложные посадки на ледяные купола. Попутно отметим, что экипаж Г. П. Уварова проявил свои лучшие качества и в совсем не лётной работе. Это случилось в конце августа. При разгрузке теплохода «Саша Бородулин» на остров Котельный внезапно налетел штормовой ветер силой более девяти баллов. Высокой волной с понтона сбросило в море 140 бочек горючего. Шторм раскидал их вдоль острова на три километра. Разбушевавшаяся стихия грозила унести бочки в океан. На острове Котельном объявили авральное положение.
Одна за другой обрушивались на берег ледяные волны. Люди, вступив в борьбу со стихией, действовали смело и решительно, несмотря на ожесточённый ветер...
Значительную помощь морякам оказал экипаж Г. П. Уварова. Не теряя ни минуты, он сам, штурман И. Г. Куныш, второй пилот С. М. Фарсенин, бортмеханик С. В. Лысенко, инженер И. А. Саддаров, авиатехник А. Т. Харкавый, авиатехник АиРЭО Е. Ф. Казанцев и авиамеханик А. С. Агеев вытаскивали из океана бочки с горючим за прибойную полосу».
С ноября 1975 года по май 1976 года экипаж в составе Г. П. Уварова, В. П. Лукашина, С. В. Лысенко работал в молодой Республике Бангладеш. Обеспечивали местное население продуктами, выполняли транспортные перевозки по территории.
Бывший вертолетчик Г. П. Уваров благодарен судьбе за то, что работал бок о бок с такими профессионалами своего дела, наставниками , как Г. Я. Егоров, Б. Г. Генералов, А. И. Карягин, А. В. Кудрявцев.
За свой самоотверженный труд Г. П. Уваров награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд».
Также пилотами с большой буквы стали алданские парни В. Д. Киселёв, Э. В. Чудиновский, Н. С. Разинский, Г. М. Деревягин, С. А. Цепаев, Г. А. Васильев, А. Г. Абдрахимов, В. Н. Скупой. Их дело продолжили молодые пилоты Г. П. Щелканов, А. А. Пинигин, А. Лопасов, А. В. Родионов, А. А. Шульпенков, братья А. В. и В. В. Некроенко, братья А. В. и И. В. Шевелевы, С. В. Варушин.
В экипажах воздушного судна кроме командира, второго пилота были и штурманы, бортмеханики, бортинженеры, бортрадисты.
Одним из бортмехаников с большим трудовым стажем был Пётр Константинович Трацевский. Он родился в городе Алдане, в семье фронтовика, защитника города Сталинграда. Окончил школу № 3 в г. Алдане. Классным руководителем была Вера Ивановна Лесовая, которая привила любовь к природе. В школе хотел связать свою жизнь со службой природе. Но многие парни поступали в лётное училище, и как-то само собой получилось, что он поступил в Иркутское АТУ. Хотел стать пилотом, но по состоянию здоровья не прошел и выучился на авиатехника. Окончив училище в 1969 году, он работал в Алданской АТБ авиатехником до 1973 года.
С июля 1973 года работал бортмехаником самолета Ил-14, позже Як-40. Первым наставником был Николай Петрович Олейник.
В обязанности бортмеханика воздушного судна входила проверка исправности всего оборудования, устранение выявленных неисправностей, подготовка соответствующей документации, проверка оборудования АиРЭО и систем двигателя.
По плану экипаж самолета должен был налетать 70 часов в месяц и 700 часов в год. За годы работы бортмехаником летал 7 лет в экипаже Евгения Николаевича Стешенко, 7 лет в экипаже Сергея Прокопьевича Турьева, 7 лет в экипаже Колчанова Валерия Борисовича. За долгие годы слётанность, согласованность экипажа становились крепче, понимали друг друга с полуслова. Успех полета, как учит многолетний опыт, зависел от выучки и мастерства всех вместе и каждого в отдельности, от четкого взаимопонимания. Летали в разные концы Советского Союза, в Белоруссию, на ремонтные авиационные заводы.
В его трудовой жизнии встречлись такие чудесные люди, как Виктор Яковлевич Некроенко, Борис Николаевич Донец. Бортмеханик Борис Михайлович Ломовцев был очень хорошим наставником, многих вводил в курс дела. Потом, когда он сам набрал опыт в работе, азы своей профессии передавал начинающим бортмеханикам И. И. Никифорову, С. П. Васину.
Бортмеханиками воздушных судов в Алданском авиапредприятии успешно работали Д. И. Козлов, Е. Ф. Казанцев, Г. Аюпов, С. В. Кулишов, И. А. Гончаров, И. А. Горюнов, В. Г. Сороколат.
Так из года в год, оканчивая лётные училища в Краснокутске, Кременчуге, Омске, Бугуруслане, Иркутске, вливались в дружный, работоспособный коллектив Алданского авиапредприятия коренные алданцы, которые вписали свое имя в освоении пятого океана.
Дорогие жители и гости Алдана, приглашаем вас посетить выставку, посвященную истории развития Алданского объединенного авиапредприятия «Алданское небо в надежных руках», которая представлена в выставочном зале Алданского истрико-краеведческого музея в ноябре этого года.
Дария Васильева
"Алданский рабочий", ноябрь 2021 г.