Найти тему
Журнал «History Project»

Ещё одна из рода Зубовых

Как часто ненависть и корысть сближают людей, казалось бы, абсолютно разных. Они могут жить в различных местах, особо ни на что не претендуя, но когда их пути совмещаются, разрушительные последствия совместных действий многократно увеличиваются. Нечто подобное произошло от тандема Ольги Александровны Жеребцовой и британского посланника лорда Чарльза Уитворта.

Сначала немного о британце.

Портрет Ч. Уитворта
Портрет Ч. Уитворта

Сэр Чарльз был представителем старинного и уважаемого в стране рода. Дипломатия в их семействе не была чем-то необычным. В пользу этого говорит хотя бы то, что отец Чарльза, сэр Джордж Карл Уитворт, в свое время служил британским посланником при дворе Петра I. Сам же Чарльз получил отличное образование, обладал отточенными манерами, был безупречно вежлив и просто блистал аристократизмом.

Неудивительно, что человек с такими данными обратил на себя внимание самой британской королевы, а в 1788 году вдобавок к особому расположению владычицы он получил еще и должность посла в России. К тому моменту вновь назначенный дипломат был в возрасте 28 лет и, учитывая все вышеперечисленные достоинства, имел неплохие шансы закрепиться в России. Собственно, так и получилось. Он очень быстро обзавелся знакомствами среди петербургской знати, особенно в женской ее части.

Теперь об Ольге Александровне Жеребцовой.

Портрет Ольги Жеребцовой
Портрет Ольги Жеребцовой

Урожденная Ольга Зубова принадлежала к старинному, но небогатому дворянскому роду. Учитывая такую ситуацию, ее рано выдали замуж за знатного дворянина Александра Алексеевича Жеребцова. К сожалению, супруг женщины, несмотря на всю родовитость, занимал столь низкое положение, что никакими действиями прославить свое имя не мог, да и характером, способным к свершению подвигов, не обладал.

Возможно, так бы и пропала безвестно в истории мадам Жеребцова, если бы не одно обстоятельство, круто переменившее ее жизнь. Дело в том, что родного брата Ольги Александровны Платона Зубова избрала для себя фаворитом стареющая императрица Екатерина II. Тот был хорош собой, правда, не обладал большим умом. Но, судя по всему, императрице как раз был нужен не его ум, а нечто иное. Двор принял игру и всячески льстил Зубову, отчего тот считал себя довольно влиятельным человеком. Не разделял мнение двора только Светлейший князь Потемкин, который открыто говорил о Зубове все, что о нем думал.

Платон Зубов
Платон Зубов

Впрочем, мнение Светлейшего совершенно не помешало молодому красавцу представить двору своих родственников. Так Ольга Жеребцова впервые познакомилась с высшим светом столицы. Очень миловидная молодая женщина была представлена императрице, и та приняла ее, введя в круг ближайших к себе людей. Так в 1789 году судьба молодой красавицы сделала крутой вираж. А учитывая тот факт, что умом Ольга Александровна разительно отличалась от брата, перед ней открылись большие перспективы.

Следует учесть, что кротостью нрава Жеребцова не отличалась. А раз так, то к ногам любимицы государыни немедленно начали припадать многочисленные столичные донжуаны разнообразных возрастов и чинов, и дама умело пользовалась такими связями. Имея необыкновенную интуицию, умело используя темперамент, Ольга Александровна обрела серьезное влияние в свете. Естественно, не без материальной пользы для себя.

Понятно, что рано или поздно, дороги Ольги Жеребцовой и Чарльза Уитворта должны были пересечься. Если же учесть тот факт, что британский посланник в силу специфики своей службы предпочитал обзаводиться связями с людьми, близкими к правящей элите, то данное событие было фактически предопределено. Сначала Уитворт познакомился с Платоном Зубовым, начал посещать его дом, и в процессе данных походов как бы случайно познакомился и с Ольгой. Молодая красавица сразу же влюбилась в дипломата.

Считается, что и Ольга Александровна произвела на англичанина неотразимое впечатление. Между британским посланником и сестрой фаворита императрицы вспыхнул пламенный роман. Насколько он был искренним со стороны британца, история умалчивает, но вот Жеребцова, похоже, влюбилась в него без памяти. Страсть ее к Уитворту была настолько сильной, что молодая женщина готова была служить ему в любом качестве. И этим британец не преминул воспользоваться.

Для начала он подключил Жеребцову к решению своих дипломатических вопросов. Уитворту кровь из носу требовался документ о союзе России и Великобритании. Собственно, нечто подобное уже существовало еще с Петровских времен, но британцам хотелось его продления. Подключив к делу Жеребцову, Уитворт подготовил проект требуемого договора. Осталось только поставить под ним подпись императрицы. Однако Екатерина II очень некстати скончалась, и дело осталось незавершенным.

Смерть императрицы стала лишь первой неприятностью для британца.

Имперский трон унаследовал Павел I – человек, искренне не любивший свою матушку и жаждавший мести. Лояльное отношение в России к англичанам моментально улетучилось.

 Император Павел
Император Павел

Кроме того, угроза опалы нависла практически над всеми людьми, которые были близки к Екатерине. В лучшем случае их ожидала высылка из столицы в какую-нибудь «Тьмутаракань». Именно так и поступили с Платоном Зубовым. Ему со всей родней пришлось срочно покинуть Санкт-Петербург.

Попутно в дело вмешалась большая политика. Император Павел, питавший искреннюю нелюбовь к Англии, внезапно стал благоволить революционной Франции. В таком случае вопрос прямой войны между Россией и Британией становился только делом времени. Если огрубить, то ситуация выглядела так: живой Павел I еще сильнее сближается с Францией и выступает вместе с ней против Британии. Если же его убрать, сменив на более сговорчивого наследника, то уже Британия вместе с Россией выступят против Франции.

Британцам срочно требовался антипавловский заговор. И вот здесь Уитворт поставил все на Ольгу Жеребцову. Он не жалел денег на подкуп кандидатов в заговорщики. Штабом же их стал дворец Ольги Александровны на Английской набережной, 52, в котором под прикрытием балов собирались российские аристократы, недовольные политикой действующего самодержца, бывшие сами кандидатами на опалу.

Понятно, что император Павел не мог не подозревать о готовящемся заговоре. Тем более, он понимал, что уши его растут из британского посольства. Решив покончить со всем этим одним ударом, самодержец в начале 1800 года выслал Уитворта из страны. Влюбленная в него Жеребцова вскоре выехала следом, найдя для себя безопасное место в Берлине. Но дело, начатое ею под управлением Уитворта, не заглохло. Группа заговорщиков смогла найти возможность ликвидировать Павла I, что в корне поменяло дальнейшую внешнюю политику России.

Золотой век — фильм И. Хотиненко 2003г. В роли Ольги Жеребцовой – Ольга Орлова
Золотой век — фильм И. Хотиненко 2003г. В роли Ольги Жеребцовой – Ольга Орлова

Находившаяся в это время в Берлине Ольга Александровна проявила настолько большую радость по этому поводу, что по приказу короля Пруссии в течение суток ее заставили покинуть пределы королевства. Дама отправилась в Лондон, где от английского правительства ей вручили сумму, эквивалентную 2 млн. рублей. Данными деньгами женщина должна была расплатиться с заговорщиками, ликвидировавшими русского царя. Но, как всякий правильный оппозиционер, Ольга Александровна деньги просто присвоила, надеясь, что убийцы Павла в Лондоне до нее не доберутся. С полученными средствами она думала обустроить безбедную жизнь с сэром Чарльзом.

Только вот здесь женщину ожидало крупное разочарование. Лорд Уитворт выбрал для себя другую пассию, герцогиню Дорсетскую, и на ней женился. Не веря в столь жестокую измену, Ольга Александровна выставила претензии к сопернице. Возмущение ее было настолько сильным и показным, что герцогине не оставалось ничего другого, как выплатить бывшей любовнице супруга 10 тыс. фунтов стерлингов. Только после этого Жеребцова успокоилась. Однако, имея на руках приличные средства, покидать Лондон она не собиралась. Наоборот, нашла для себя новые предметы увлечения.

На красивую русскую, что называется, «клюнул» принц Уэльский, наследник британского трона, который в будущем станет королем Георгом IV. Понятно, что теперь в Лондоне стали опасаться шутить над Ольгой Александровной.

Георг IV
Георг IV

Однако долго пользоваться своей красотой Жеребцова уже не могла – годы брали свое. В 1810 году она возвратилась в Россию. Законный муж ее к этому времени уже покинул бренный мир, и увядающая красавица поневоле начала вести уединенный образ жизни, не интересуясь политикой.

К слову, жизнь ее продолжалась еще довольно долго: она скончалась в 1849 году, пережив всех своих любовников, братьев и даже детей. Как сказал А. И. Герцен, видевшийся с ней, жизненная философия этой женщины основывалась на глубоком презрении к людям. После кончины Ольга Александровна была похоронена в родовой усыпальнице Зубовых, расположенной в Троице-Сергиевой пустыни.