Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Оскар пришел в себя, наконец: Об итогах Оскара 2024

Сегодня ночью состоялась церемония Оскар и она оказалась довольно предсказуемой. "Оппенгеймер", вслед за Бафта и Золотой глобус, завоевал приз за лучший фильм года.

И хотя "Оппенгеймер" сложно назвать выдающимся фильмом, который оставит значимый след в истории кино, это самый достойный победитель Оскар за последние годы.

2020-е стартовали с победы "Земли кочевников", прославляющей идеологию лузерства и добившийся высот в рамках рекламной кампании вокруг Хлои Чжао. Кампания, к слову, оказалась провальной - ее супергеройские "Вечные" вместо многолетней дорогостоящей супер франшизы, заменяющей "Мстители", стали для студии Дисней пустой тратой времени и денег.

Прошлогодний победитель "Все везде и сразу" - это вообще позорный позор Оскара, точно также прославляющий лузерское ничегонеделанье. Но на этот раз еще и со сценами драк фаллоимитаторами... А победитель 2022 года - "CODA: Ребёнок глухих родителей" - милый хороший фильм. Но очень ярко показавший, что обычная почти моментально забытая сентиментальная картина является лучше всего того бреда, что был в номинантах в том году (а смелости дать награду политической сатире "Не смотрите наверх" у Оскара не хватило).

-2

Номинанты 2024 года на фоне предыдущих трех лет выглядят почти шикарно. А распределение наград вполне логично и справедливо.

"Маэстро", "Прошлые жизни", "Убийцы цветочной луны" не особо то заслужили вообще быть в номинантах на звание "Лучший фильм". И более чем справедливо не получили ни одной награды.

"Барби" получил статуэтку за музыку, "Американское чтиво" за адаптацию сценария, "Бедные-несчастные" собрал три премии за шикарный дизайн и прически, "Зона интересов" - лучший иностранный фильм и лучший звук. Все эти награды выглядят вполне справедливо. Обидно только за "Анатомию падения", получившую статуэтку только за сценарий.

-3

Победители среди актеров - более спорные. Киллан Мерфи был вне конкуренции в этом году. Не то чтобы он сделал что-то непревзойденное. Просто остальные номинанты еще более блеклые.

А вот второй Оскар для 35-летней Эммы Стоун - это было лишнее. Актриса она конечно талантливая, но академики опять не удержались и выдали награду не за игру, а за тело. Стоит актеру разжиреть, похудеть, отморозиться или раздеться до гола, как академики спешат вручить ему статуэтку Оскар... Радует, что статуэтка не досталась Лили Глэдстоун, с целью поставить галочку в графе "индейцы". И обидно за Сандру Хюллер. Будь она американкой или британкой, Оскар точно был бы ее.

-4

Награды за второстепенные роли - это вообще по моему самая позорная часть Оскара. Причем это было всегда так - номинируют и статуэтки раздают традиционно "кому надо", вообще не опираясь на объективность, за какие-то тусклые фоновые роли. Мужской список номинантов выглядел смехотворно, а победа досталась Роберту Дауни мл. Потому что "это нога кого надо нога".

Список женщин, сыгравших второстепенные роли еще более смехотворен. Награду получила Давайн Джой Рэндольф за роль в "Оставленные". Просто потому что она большая черная тетка.

-5

Оскар за лучшую анимацию получил Хаяо Миядзаки с "Мальчик и птица". Аниматор еще в 2015 г. получил почетный Оскар и конечно же заслужил сколько угодно статуэток, но наверное было бы более справедливо дать награду новым кинематографистам. А дать награду Уэсу Андерсону за короткометражку "Чудесная история Генри Шугара" - это было вообще свинство. Данная номинация всегда была шансом для молодых творцов, которые после Оскара получали бюджеты для полнометражных дебютов.

В целом Оскар 2024 г. свидетельствует о следующих тенденциях:

  • Энтузиазм раздавать награды только ради того, чтобы обеспечить разнообразие, поддержать угнетенных и прославить нетрадиционность поубавился.
  • Как и в предыдущие кризисные периоды, вылезти из застоя Голливуду помогает обращение к кинематографу Европы и Азии. В конце 2010-х, после победы "Паразиты", азиатское кино прочно укрепилось в Голливуде. Но еще большее влияние на киноиндустрию сейчас имеют европейцы. Триумф британских лент "Оппенгеймер", "Зона интересов" и французской "Анатомии падения" - не случаен. И вместе с прошлогодними очень громкими номинантами "Треугольник печали", "Банши Инишерина", "На Западном фронте без перемен" свидетельствует о прочной тенденции.
  • Оскар все еще бросает из крайности в крайность между восхвалением не особо достойных новичков и трухлявых мэтров. Но похоже Академия нашла путь к золотой середине. От пустозвонного прославления неожиданно вылезших режиссерских талантов Хлои Чжао с двумя Дэнами и вручения Оскара уже и так не в меру титулованной бабуле Джейн Кэмпион, вернулись к номинированию и награждению достойных. Кристофер Нолан заслужил. Он и получил. Вопросов нет.
  • Идеологизированное кино уходит в прошлое. Последние 10 лет фильмы, поднимающие расовый вопрос и темы полового неравенства, были серьезными драмами, которые все обсуждали как очень-очень нужные и важные. В этом году эти темы превратились в высмеивающие сами себя комедии "Барби" и "Американское чтиво". А это значит, что освободилось место для новых серьезных и универсальных тем.

Как вам итоги киногода версии "2023"? Рады победе "Оппенгеймера" или ожидали других триумфаторов?