Если завтра война…
Ситуация каждый день накаляется. Складывается ощущение, что Третья мировая давно уже идет и эксперты ждут, когда произойдет особое столкновение, чтобы за этой датой закрепить официальное начало мирового конфликта, как это было со Второй мировой, которая началась с нападения Германии на Польшу. Но ведь польским событиям предшествовали другие события: Мюнхенский сговор, в результате которого раскроили Чехословакию (в дележке поучаствовала и Польша). До этого был аншлюс Австрии, до нее – гражданская война в Испании, захват Абиссинии Италией, агрессия Японии в юго-восточной Азии. Есть мнение, что была только одна мировая война и она шла на протяжении двадцати лет – с 1914 до 1945 с некоторыми краткосрочными перерывами. Вопрос – какое событие считать началом Третьей мировой? Начало СВО? Русская весна 2014? Арабская весна 2011? Сложный вопрос, ведь до этого была агрессия против Ирака, 9/11, кровавый распад Югославии, конфликты в странах бывшего Союза. Все варианты мирового порядка устанавливались после серьезных конфликтов и только мировой порядок 1990-х установился после распада СССР без какого серьезного конфликта. Это с одной стороны, но разве можно считать конфликты на постсоветском и постюгославском пространстве не кровавым и бесконфликтным сломом мирового порядка? Многие любят проводить исторические параллели, но мир меняется и формат отношений и конфликтов трансформируется, приобретает черты гибридности.
Сегодня мы живем в достаточно турбулентное время с непредсказуемым окончанием конфликта. Если полюс коллективного Запада уже давно сформировался, то коллективный Восток только формируется и этот процесс имеет много особенностей, ведь страны этого полюса кардинально разнородные по своим цивилизационным, религиозным, ментальным параметрам, а значит уровень его устойчивости будет не такой высокий как среди стран Запада. Если в прошлом году многие эксперты и политики говорили о возможности ядерного конфликта, то сегодня существует мнение о возможности обычного столкновения армий. Макрон заявил о возможности присутствия французских войск на Украине (Литва и Польша уже даже согласились с ним), но на этой неделе президент Франции уже начал менять свою риторику. Сергей Караганов продолжает размышлять о ядерном конфликте, посылая Западу сигнал о том, что в случае конфликта вы протянете несколько часов (полную версию его статьи можно прочесть здесь).
Но что, если конфликт между Россией и странами Запада перейдет в горячую фазу? Как это повлияет на гражданское население? Последствия будут катастрофичны: потоки беженцев будут уходить вглубь страны, подальше от границ, поскольку приграничные регионы станут первой мишенью. Тоже самое можно ожидать по ту сторону конфликта – сотни тысяч беженцев будут уходить вглубь Европы, а территория нынешней Украины станет пустым местом. У нынешних беженцев, которые пережили боевые действия, есть опыт выживания, но он будет бесполезным в свете применения сторонами более серьезного вооружения. Как отреагируют простые люди в Европе и в России? Европейцы слишком избалованы гедонизмом, правами человека, стабильностью, консьюмеризмом. Мужчины в Европе настолько инфантильны, что боятся на улице познакомиться с девушкой, считая, поскольку это можно рассматривать как харассмент. Французы уже сейчас кричат на всю страну, что погибать за Украину не собираются. В России ситуация иная - да, несколько сотен тысяч покинули страну в сентябре 2022, но остались миллионы и у них совсем другая философия, нежели у европейцев, им есть что терять, слово Отечество для них не пустой звук, поскольку политика памяти в России зиждется на осознании себя потомками Победителей, а значит, и они должны соответствовать этому гордому званию! У европейцев шансов нет, абсолютно. Их толкают к конфликту, как британцы, в свою время Гитлера на СССР. Британия и США будут в стороне, а в руинах будет лежать Европа, которая слишком близко уже подошла к обрыву. Папа Римский намекнул Зеленскому, что тот должен поднять белый флаг, но тот под плотным контролем англосаксов и освободиться ему не удастся. Такие вот итоги февраля, надеемся, что через месяц ситуация будет более оптимистичной. Но что-то мне подсказывает....