Найти тему

Скрытые смыслы натюрморта, или зачем художники рисовали «мертвую природу»?

В Москве в Пушкинском музее открылась выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Посмотреть экспозицию можно будет до 26 мая.

Если сравнивать символическое искусство натюрморта с литературой, то из всех литературных жанров ближе всего к нему окажется лирическая поэзия. Натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Излюбленными темами мастеров итальянского натюрморта стали цветы, овощи и фрукты, дары моря, музыкальные инструменты и книги.

В Пушкинском музее имена представленных художников в основном не знакомы нашему массовому зрителю, но многие наверняка знают Джузеппе Арчимбольдо и его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов и предметов. Он, например, написал портрет Рудольфа II с носом из груши и снискал за это царские милости и дворянский титул.

-2

Конечный результат любого художественного произведения – создание художественного образа. Изображая «мёртвую натуру», художник всё равно пропускает изображаемые предметы через призму «собственного Я», наполняя тем самым картину смыслом и вечной жизнью.

В Италии натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение. Формы и композиции, возникавшие здесь, получали общеевропейское признание. Стили натюрмортов в Италии разнились в зависимости от регионов: в Неаполе чаще писали цветы и рыбные уловы, в Бергамо – музыкальные инструменты, а в Риме – цветы и фрукты на фоне парков со скульптурами или фигурками играющих ангелов.

Неаполь был одним из тех центров итальянского искусства, где развивалась живопись натюрморта. К известнейшим мастерам этого жанра принадлежал Джузеппе Рекко (1634-1695).

-3

Эваристо Баскенис (Бергамо 1617-1677) последний значительный представитель семьи художников из Бергамо. Его считают изобретателем натюрмортов с музыкальными инструментами.

-4

Раньше музыкальные инструменты всегда были в религиозных или бытовых сценах, но никогда не были отдельной темой для картин. Баскенис внес трагизм и прекрасную перспективу в изображение музыкальных инструментов, используя символику. Например, слой пыли на инструменте – символ уходящего времени, тщеславия.

Возможность многообразных прочтений (от поверхностно-бытовых до скрыто-аллегорических) прямо переносит нас в ситуацию, характерную для литературного текста. Связь натюрморта с литературой, а точнее с символикой образов раскрыл Ю.М. Лотман в работе «Натюрморт в перспективе семиотики». Он сказал, что натюрморт как лингвистический вид живописи требует раскодирования смыслов. Это вполне оправданно: сюжетная мифологическая и историческая живопись, портрет, пейзаж кажутся более непосредственно связанными с магистральными движениями развития искусства, натюрморт кажется надвременным. Однако существуют эпохи, когда натюрморт – ключ к пониманию высказывания художника. С семиотической точки зрения они представляют особый интерес. Именно тогда делается ясной важность культурных проблем, связанных с этим жанром, их теоретическая актуальность для искусства как такового.

Оппозиция «слово – вещь» принадлежит к основным семиотическим образующим всякой культуры. Вещи приписывается не просто материальность, но и единственность, самодовлеющее бытие, целостность и особая, независимая от человека и его идей подлинность. Знак воспринимается как нечто условное, созданное человеческой культурой, вещи приписывается безусловность и чувственная реальность, выводящая ее за пределы мира социальных конвенций.

«Натюрморт есть... вторжение в область обоняния, осязания, вкуса и даже звука – область чувств, которая, кажется, противопоказана искусству живописи и которая в других жанрах обычно не акцентирована и не привлекает специального внимания художника».

Играть со смыслами, рассматривая натюрморт, задача не простая, но посещая подобные выставки, мы обретаем возможность разгадывать символические коды натюрморта, духовно обогащаемся и получаем истинное эстетическое наслаждение.

Советую прочитать:

Ю.М. Лотман. НАТЮРМОРТ В ПЕРСПЕКТИВЕ СЕМИОТИКИ

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ