Найти тему
Василий Кот

Размышления о прорицаниях в книге "Гарри Поттер"

Книги о Гарри Поттере я люблю с самого детства. Люблю верно и преданно, читаю их в разном возрасте и при каждом прочтении нахожу что-то новое для себя, наблюдаю, как меняются мои взгляды и убеждения.

Года 3 назад я вновь перечитывала "Принца-полукровку" и обратила внимание на один отрывок, который запустил у меня интересную цепочку размышлений.

Гарри Поттер и Принц-полукровка. Книга.
Гарри Поттер и Принц-полукровка. Книга.

— Значит, если уничтожить все крестражи, Волан-де-Морта все-таки можно будет убить?

— Думаю, это так, — ответил Дамблдор. — Без своих крестражей он превратится в простого смертного с изуродованной, ссохшейся душой. Не забывай, однако, что, хоть душа его и повреждена настолько, что ее уже не поправишь, мозг и магическая сила Волан-де-Морта остаются нетронутыми. Чтобы убить волшебника, подобного Волан-де-Морту, даже лишившегося крестражей, необходимы редкостное искусство и редкостное могущество.

— Но у меня ничего этого нет! — выпалил Гарри, не сумев вовремя остановиться.

— Вот именно, что есть, — сказал Дамблдор. — Ты обладаешь могуществом, которого у самого Волан-де-Морта никогда не было. Ты способен...

— Да знаю я! — нетерпеливо воскликнул Гарри. — Я способен любить!

И еле-еле удержался от того, чтобы прибавить: «Большое дело!»

— Да, Гарри, ты способен любить, — произнес Дамблдор, и по лицу его было видно: он в точности знает, что именно чуть было не ляпнул сейчас Гарри. — И это, если вспомнить все, что с тобой случилось, великая и знаменательная способность. Ты просто слишком юн, чтобы понять, насколько ты необычен, Гарри.

— Выходит, пророчество, говоря о силе, которой не будет знать Темный Лорд, подразумевает всего-навсего любовь? — спросил несколько обескураженный Гарри.

— Да, всего-навсего любовь, — ответил Дамблдор. — Но только не забывай о том, что сказанное в пророчестве лишь потому исполнено значения, что им его наделил Волан-де-Морт. Я уже говорил тебе это в конце прошлого года. Волан-де-Морт выбрал тебя, потому что ты представляешь для него наибольшую опасность, а сделав это, сам же тебя в такого человека и превратил!

— Так ведь оно все к тому же и сводится...

— Нет, не сводится! — теперь уже нетерпеливо оборвал его Дамблдор. И, ткнув в Гарри почерневшим пальцем, сказал: — Ты придаешь пророчеству слишком большое значение!

— Простите, — залепетал Гарри, — простите, но вы же сами говорили, что пророчество означает...

— Если бы Волан-де-Морт ничего о пророчестве не узнал, могло бы оно сбыться? Значило бы хоть что-нибудь? Конечно нет! Ты думаешь, каждое предсказание, что хранится в Зале пророчеств, непременно сбывалось?

— Но ведь вы сами сказали мне в прошлом году, — возразил сбитый с толку Гарри, — что одному из нас придется убить другого...

— Гарри, Гарри, так ведь это лишь потому, что Волан-де-Морт совершил серьезнейшую ошибку, начав действовать, полагаясь на слова профессора Тре-лони! Если бы Волан-де-Морт не убил твоего отца, разве он поселил бы в твоей душе яростное желание отомстить? Разумеется, нет! Если бы не вынудил твою мать умереть, спасая тебя, разве получил бы ты магическую защиту, преодолеть которую он не в силах? Разумеется, нет, Гарри! Ты понимаешь? Волан-де-Морт сам создал худшего своего врага, как делают и все остальные тираны! Ты хоть представляешь, до какой степени боятся тираны тех, кого они угнетают? Каждый из них сознает, что рано или поздно среди множества их жертв наверняка появится тот, кто восстанет против них и нанесет им ответный удар! И Волан-де-Морт ничем от них не отличается! Он вечно настороже, вечно высматривает того, кто бросит ему вызов. Он услышал о пророчестве и начал действовать, и в итоге не только сам подобрал себе врага, который способен прикончить его, но и снабдил этого врага смертоносным оружием!

- Но...

— Очень важно, чтобы ты понимал это, Гарри! — сказал Дамблдор, поднимаясь из кресла и начиная прохаживаться по кабинету взад и вперед. При каждом шаге полы его поблескивающей мантии взметались, легко шелестя. Гарри никогда еще не видел старого волшебника таким взволнованным. — Попытавшись убить тебя, Волан-де-Морт сам избрал удивительного человека, сидящего сейчас передо мной, и сам дал ему средства для борьбы, которые позволят ему сделать свое дело! Это промах Волан-де-Морта. Он наделил тебя способностью проникать в его мысли, в его стремления и даже понимать змеиный язык, на котором он отдает приказы, и все-таки, Гарри, несмотря на полученную тобой привилегию, на умение постичь самую суть Волан-де-Мортова мира (а это дар, ради которого любой Пожиратель смерти убил бы не задумываясь), Темные искусства ни разу не показались тебе притягательными, ты ни на секунду не выказал желания стать одним из последователей Волан-де-Морта!

— Еще бы я его выказал! — гневно воскликнул Гарри. — Он же убил маму и папу!

— Коротко говоря, тебя защищает твоя способность любить! — громко произнес Дамблдор. — И это единственная защита, которая способна противостоять пожирающей Волан-де-Морта жажде власти! При всех выпавших тебе испытаниях, при всех страданиях сердце твое осталось чистым, таким же, каким было в одиннадцать лет, когда ты взглянул в зеркало, отразившее твои сокровеннейшие желания, и оно показало, что стремишься ты не к бессмертию, не к богатству, но лишь к тому, чтобы преградить путь лорду Волан-де-Морту. Ты хоть понимаешь, Гарри, как мало на свете волшебников, которые могли бы увидеть в этом зеркале то, что увидел ты? Волан-де-Морту стоило бы уже тогда сообразить, кто ему противостоит, да он не сообразил!

Но теперь он знает это. Ты проникал в разум лорда Волан-де-Морта без всякого вреда для себя, а вот он не способен овладеть тобой, не испытывая при этом смертной муки, что он и обнаружил тогда, в Министерстве. Не думаю, что Волан-де-Морт понимает, в чем тут причина. Он до того спешил изуродовать свою душу, что ни разу не остановился, чтобы задуматься над тем, какой силой обладает душа незапятнанная и цельная.

— И тем не менее, сэр, — сказал Гарри, прилагая героические усилия, чтобы не выглядеть вздорным спорщиком, — разве все это не сводится к одному и тому же? Я должен попытаться убить его, иначе...

— Должен? — воскликнул Дамблдор. — Разумеется, должен! Но не потому, что так говорится в пророчестве! А потому, что ты, ты сам, не будешь ведать покоя, пока не предпримешь такую попытку! Мы оба знаем это! Вообрази, прошу тебя, только на миг вообрази, что ты никогда о пророчестве не слышал! Какие чувства ты питал бы сейчас к Волан-де-Морту? Подумай!

Гарри смотрел на расхаживающего по кабинету Дамблдора и думал. Он думал о матери, об отце, о Сириусе. Думал о Седрике Диггори. Думал обо всех известных ему страшных деяниях лорда Волан-де-Морта. И ему казалось, что в груди его разгорается, доставая до горла, пламя.

— Я хочу, чтобы с ним было покончено, — негромко сказал он. — И хочу сделать это сам.

— Еще бы! — вскричал Дамблдор. — Ты понимаешь? Пророчество не означает, что ты обязан делать что бы то ни было! А вот лорда Волан-де-Морта пророчество заставило отметить тебя как равного себе... Иными словами, ты волен сам выбирать свой путь, волен повернуться к пророчеству спиной! А Волан-де-Морт так и будет руководствоваться пророчеством. Он по-прежнему будет охотиться за тобой, а отсюда с определенностью следует, что...

— Что одному из нас придется, в конце концов, убить другого! — подхватил Гарри.

И все же он наконец понял, что пытается втолковать ему Дамблдор. «Разницу, — думал Гарри, — между тем, что тебя выволакивают на арену, где ты должен лицом к лицу сразиться со смертью, и тем, что ты сам, с высоко поднятой головой, выходишь на эту арену. Кое-кто, возможно, сказал бы, что выбор тут невелик, но Дамблдор знал, а теперь, — думал Гарри, ощущая прилив гордости, — знаю и я: в этой разнице вся суть и состоит»

Кадр из фильма Гарри Поттер и принц-полукровка"
Кадр из фильма Гарри Поттер и принц-полукровка"

Меня, как человека, который занимается предсказанием будущего, крайне заинтересовал этот момент и как мастерски Альбус Дамблдор подвёл Гарри к мысли, что тот должен убить Волдеморта, потому что хочет, а не потому что должен из-за предсказания Трелони.

Занимаясь гаданием с юности, я поняла, что предсказания бывают двух типов:

  1. Предсказания событий, на которые предсказывающий не может повлиять. Это могут быть политические события, природные явления, в целом то, с чем предсказывающий никак не связан. Сбываются вне зависимости от предсказателя.
  2. Предсказания, которые запускают сами себя. Они сбываются, потому что были сделаны.

Пророчество профессора Трелони относится ко второму типу. О чем Дамблдор подробно и говорит, оно сбылось, потому что Волдеморт узнал о нем, поверил в него и неосознанно реализовал его.

Размышления на эту тему завели меня в глубокие дебри, о которых мне и хочется поведать.

Профессор Трелони. Картинка из гугла.
Профессор Трелони. Картинка из гугла.

Дар профессора Трелони во вселенной Гарри Поттера слабый по мнению волшебников, ее постоянно сравнивают с более талантливой бабулей, которая имела известность как великая предсказательница, Кассандрой Трелони. Сивилла свои пророчества делает неосознанно, впадает в состояние транса и после не помнит, что она говорила. И вещает она о том, о чем сознательно особо-то не знает. Это важный момент, так как информация, поступающая к нам благодаря нашим пяти чувствам, обрабатывается мозгом вся, хотя в сознании остаётся лишь часть, то, на что мы обратили свое внимание, остальное уходит в бессознательное. Таким образом, большая часть пророчеств является по сути прогнозом, мозг сам сложил все детали и вывел логический вывод, прорицатель выдаёт этот конечный результат, хотя сознательных усилий для анализа не прикладывал, кажется, что это знание интуитивное. И совсем другое дело, если не было возможным получить эти информационные детали, чтобы сделать какой-либо вывод, сознательно или бессознательно, но прорицатель делает пророчество о том, о чем не имеет ни малейшего понятия.

Сивилла Трелони. Из гугла.
Сивилла Трелони. Из гугла.

Если в условиях первой магической войны она могла, конечно, иметь представления о Волдеморте и выдать информацию, что появится тот, кто способен его победить, так как это логично и вполне ожидаемо, то в случае с ее предсказанием о Петтигрю, которое мы слышим в "Узнике Азкабана", дела обстоят иначе.

Гарри с облегчением встал, взял сумку и уже повернулся, чтобы уйти, но тут позади него прозвучал резкий, громкий голос:

— Это произойдет сегодня ночью.

Гарри обернулся. Профессор Трелони деревянно выпрямилась в кресле, взгляд устремился неведомо куда, нижняя челюсть отпала.

— Прошу прощения? — растерялся Гарри. Но профессор Трелони не слышала его. Глаза ее начали вращаться. Гарри в ужасе замер, казалось, прорицательница вот–вот забьется в припадке. Скорее за помощью в больничное крыло! Но тут профессор Трелони снова заговорила тем же резким голосом, столь непохожим на ее собственный:

— Темный Лорд одинок и брошен друзьями, покинут последователями. Его слуга провел в заточении двенадцать лет. Сегодня вечером, до наступления полуночи, слуга обретет свободу и выйдет в путь, чтобы воссоединиться с господином. С поддержкой верного слуги Темный Лорд воспрянет вновь, еще более великим и ужасным, чем когда–либо доселе. Вечером... до полуночи... слуга... отправится... на воссоединение... с господином...

Сивилла очень точно говорит о том, что слуга Волдеморта в конкретный день отправится искать своего хозяина. Она говорит это все Гарри, который в принципе- то, может повлиять на процесс, как минимум крестраж у него внутри точно хотел бы этого, но ни Гарри, ни Сивилла не знают, что прислужник в хогвартсе - это не Сириус. Ну и "слуга обретёт свободу" тоже точно не про Блэка, он то уже почти год как освободился. Сивилла точно не знает, что Сириус нападёт на Рона, чтобы убить Петтигрю, не в курсе, каким образом Волдеморт может вернуться, с чьей помощью и насколько будет силен. Но это пророчество очень точное по сути. И мой вопрос в том, почему она в определённые моменты делает эти предсказания, впадая в транс, вещая определённому человеку? И первое пророчество точно ли было сделано для Альбуса или для подслушивающего Северуса?Возможно, Трелони является проводником неких иных сил, которые через неё влияют на события магического мира.

Трелони из яндекса
Трелони из яндекса

И тут я задумалась вот о чем. Да, Волдеморт реализовал пророчество о Гарри самостоятельно, однако, все условия настолько удачно сложились: место, участники, последующая цепочка событий и результат. И если действительно, некие силы подталкивают наших героев на определённый путь, то зачем? В чем смысл?

Магия в мире Гарри Поттера - это часть природы. Причем, как будто бы одухотворенная часть, имеющая собственные предпочтения и разум. К примеру, волшебные палочки сами выбирают себе хозяина, артефакты имеют собственный характер и т.д. А как выглядит ситуация в магической мире в целом? При прочтении, создаётся впечатление, что магическое сообщество застряло в средневековье, когда маглы широкими шагами развиваются по всем направлениям. Маги же помимо того, что и так малочисленны, заключают кровосмесительные браки и вырождаются. Министерство магии слишком корумпировано и имеет далёкую от совершенства политическую, экономическую и судебную систему. Мне ситуация видится так, что мудрая природа магического мира породила Волдеморта для очищения, уничтожения старого порядка, на руинах которого будет построено новое общество и запустится процесс развития. Том Риддл является врагом и маглорожденным, которых преследует, используя идеологию чистокровных, так и самим древнейшим семействам, ведь на самом деле идея превосходства чистокровных над грязнокровками - лишь инструмент, который он использует ради собственной власти. О порядках, ценностях и устоях древнейших и благороднейших семейств Том, выросший в магловском приюте, может знать только из рассказов однокурсников.

Володя. Автор неизвестен мне и возможно зааважен. Из Яндекса.
Володя. Автор неизвестен мне и возможно зааважен. Из Яндекса.

И мы знаем, что он в итоге проиграл, его пожирателей либо убили, либо посадили в тюрьму. Гарри Поттер с друзьями стали победителями и героями, влиятельным лицами в магическом мире. Нетрудно предположить, что активная и амбициозная Гермиона уже на законодательном уровне будет менять систему и внедрять новые идеи, а ведь она принадлежит к двум мирах, магловскому и магическому.

Хотелось бы еще сказать, что не только Волдеморт словно рожден для такой непростой задачи (что не снимает с него нисколько ответственности за все, что сделал и не отменяет того, что он зло во плоти), но и другие ключевые персонажи, как фигуры, расставленные на доске судьбы, та же одаренная маглорожденная волшебница Лили Эванс, влюблённый в неё Северус Снейп, подслушавший пророчество, Дамблдор со своим гениальным разумом и непростой историей и сам Гарри.

Получается, что даже самозапускающееся пророчество - часть некоего непостижимого плана, в котором и сам Дамблдор является шахматной фигурой. И все воистину ради высшего блага.

В заключении, хочется сказать, что Роулинг в своей книге избегает намёков на религию, на некие высшие силы, которые влияют на судьбу героев, однако, дает читателям возможность порассуждать о судьбе, о магии и ее влиянии, показывает разное отношение к предсказаниям у разных персонажей, противопоставляет Тома Риддла, который верит словам Сивиллы, Дамблдору. Профессор же очевидно считает, что все в руках самого человека и важен его выбор.

Я тоже думаю, что важен выбор, но порой стоит прислушаться и к знакам судьбы, вдруг "что ни делается, все к лучшему", но мы пока что об этом не знаем, а в будущем станет ясно.