Возвращается рубрика о фэнтезийной живописи, и сегодня будет поведано о поистине легендарных работах Фрэнка Фразетты, переосмысливших визуальный стиль "меча и колдовства" и вдохновивших новые книжные серии, и комиксы Marvel о Конане, и фильмы о киммерийце с Арнольдом Шварценеггером.
1. 𝑪𝒐𝒏𝒂𝒏 𝑻𝒉𝒆 𝑩𝒂𝒓𝒃𝒂𝒓𝒊𝒂𝒏 (1965).
𝑪𝒐𝒏𝒂𝒏 𝑻𝒉𝒆 𝑩𝒂𝒓𝒃𝒂𝒓𝒊𝒂𝒏 (1965). Холст, масло. Размер (предположительно): 18 x 24 в дюймах.
Использована в качестве обложки для пейпербэк-издания Lancer Books 1966 года о герое Роберта И. Говарда "Conan the Adventurer".
«Думаю, всё сводится к моему воображению. Точка. И откуда оно берётся, я никогда не узнаю». - Фрэнк Фразетта.
«Я был очень взволнован Конаном - решил, что это как раз моё, что действительно мог бы сделать всё возможное. Я был немного новичком в деле, не рисковал заходить слишком далеко. Но здесь было что-то... О боже! В ту минуту, когда они упомянули о работе над "Конаном", у меня в голове сразу начали возникать образы». - Фрэнк Фразетта (The Comics Journal).
«Кренкель: - Фрэнк никогда не был усидчивым читателем, а вот я прочитал все рассказы о Конане, поэтому поговорил с редактором Lancer Ларри Шоу, узнал, какие рассказы войдут в какую книгу, и сделал предложения Фрэнку. Знаете, они никогда не дают художнику прочитать рукопись, просто дают предложения или, может быть, краткий обзор, так что я смог подать Фрэнку несколько идей… кроме первой. [Джеймс] Бама уже имел огромный успех несколькими годами ранее со своей первой обложкой Doc Savage: знаете, с той, где чёрный фон, Док в рваной рубашке. Настоящий нокаут. Это действительно познакомило Дока со всеми, и Ларри захотел, чтобы Фрэнк сделал то же самое с Конаном… и история была сотворена! За исключением того, что [смеётся], когда Фрэнк получил картину обратно, он принёс её, я поохал, поахал и наконец сказал: «Это здорово, Фрэнки, но тебе нужно дать ему чёртову шею!» Плечи Конана были подняты до ушей! [Смеётся] Поэтому я достал лезвие и скипидар и соскрёб Конану голову.
Феннер: - Вы... ???
Кренкель: - Да-да, я обезглавил Конана. [Смеётся] До войны я учился у Джорджа Бриджмена, а после пошёл в школу Бёрна в Хогарте, так что в то время я знал о живописи маслом немного больше, чем Фрэнк, хотя никогда не был настолько хорош, особенно по сравнению с Фрэнком! Ну а кто был? Всё, что я сделал, это очистил и подготовил доску, а затем Фрэнк перерисовал лицо и голову Конана — но уже с шеей! [Смеётся]
Феннер: - Сколько времени это заняло?
Кренкель: - О, быть может, час или два; Фрэнк всегда был быстр, когда этого хотел. Он сделал это в день, когда мы тусовались и выпивали. Он также поработал и над девушкой – конечно! – и сделал её более аппетитной, по-фразеттовски.»
- Рой Кренкель (из интервью Арни Феннеру для A LITTLE FRAZETTA CONAN HISTORY).
2. 𝑰𝒏𝒅𝒐𝒎𝒊𝒕𝒂𝒃𝒍𝒆 (1967).
𝑰𝒏𝒅𝒐𝒎𝒊𝒕𝒂𝒃𝒍𝒆 (1967). Холст, масло. Размеры: 18 x 24 в дюймах.
Издано на обложке пейпербэка 𝑪𝒐𝒏𝒂𝒏 𝑻𝒉𝒆 𝑾𝒂𝒓𝒓𝒊𝒐𝒓 (Lancer, 1969) Роберта И. Говарда. Позже - на обложке журнала "Fantasy Illustrated", номер #7, июль 1999-го.
"Этот динамичный шедевр оказался одной из любимых работ Фразетты. Почему? Потому что он чувствовал, что композиция идеальна. Мы не могли не согласиться. Обладая грубой физической силой, Конан Фразетты - не тот противник, которого стоит выбирать на поле битвы. Выражение лица предупреждает об этом любого наблюдателя. Тонкие тёмно-синие мазки для затенения завораживают, а груда мёртвых тел, переплетённых с тем, что кажется драконом, абстрактна, но невероятно детализирована благодаря выразительным мазкам. Это действительно шедевр."
«Мне нравится, когда в моей работе есть определённая доля загадочности. Если в картине есть части, которые кажутся незавершёнными, обычно это делается намеренно: я хочу, чтобы зрители были вовлечены и задавали вопросы. Я хочу, чтобы они использовали своё воображение и стали частью моей работы». - Фрэнк Фразетта.
«Никогда я не видел человека, равного в бою Конану. Он встал у дворцовой стены и вскоре перед ним была куча порубленных тел в половину его роста. В конце концов они одолели его — сотня против одного.» - Роберт И. Говард ("Родится ведьма", 1934; в переводе Михаила Успенского, 1992).
3. «Berserker» (1967)
Картина «Berserker» - работа для лицевой стороны тома "Conan The Conqueror" в мягкой обложке (изд-во Lancer, 1967). Art by Frank Frazetta (c).
"Conan The Conqueror" ("Конан-Завоеватель") - именно под таким "зонтичным" названием в Lancer был издан роман Роберта Говарда "Час Дракона". Судя по всему, идея называть тома в серии о киммерийце "Конан такой-то" или "Конан и что-то-там или кто-то-там" принадлежала Спрэгу де Кампу, ибо всё это дело выходило под его редакцией. (Поправочка: такое название впервые появилось по настоянию Мартина Гринберга в Gnome press ещё в 1950-м году). Та же схема была применена и в 1990-х издательством "Северо-Запад", количество томов которого в серии о Конане (за счёт подключившихся русскоязычных авторов под иностранными псевдонимами) побило все рекорды что Lancer, что других американских издательств. Конкуренцию "Северо-Западу" могли бы составить разве что Marvel с их сериями комиксов, но те выходили на протяжении нескольких десятилетий.
Слово художнику:
"Вся моя физическая подготовка отражена в моей работе. Почему я так горжусь своей физической стороной, так это потому, что я умел много вещей, которые, насколько мне известно, многим парням не давались. То, чем я занимался, было не столько бодибилдингом, сколько конструированием сознания. Думаю, что главное - это разум… У меня всегда была способность "распсиховать" себя, когда это было необходимо. То же самое делал и со своим искусством. Некоторые из этих картин были созданы за одну ночь — думаете, я не «заводил машину» и не пускал её на полный ход? Это удивительная вещь. Даже те арты с Конаном, большинство из них были сделаны за ночь. Я должен был работать так быстро, чтобы быть спонтанным. Если бы я сидел и обдумывал их неделями, то они бы не получились именно такими."
- Фрэнк Фразетта (The Comics Journal, номер 174. 1995).
Оригинал картины хранится в коллекции Кирка Хэммета, гитариста группы Metallica. Фразетта продал картину Хэммету во время посещения его музея в начале 2000-х. Хэммет знакомит желающих со своей коллекцией произведений искусства на выставке под названием «It’s Alive!» (музыкант - большой фанат классических хорроров).
4. "Conan the Usurper" (1966)
Другое название "Chained" ("Закованный"). Обложка к тому «Конан-Узурпатор» (Lance Books, 1967). Холст, масло. Размеры: 20x24 в дюймах.
Присмотревшись, зритель увидит не только скованного героя и гигантского змея в подземельи, но и отлично прорисованные скелеты на полу, а также горгулий, упырей и других чудовищ, неясными тенями скрывающихся за гигантским змеем, которые нетерпеливо ждут своего часа...
"Conan the Usurper" (1967) - это сборник из четырёх рассказов в жанре фэнтези 1967 года американского писателя Роберта И. Говарда и Л. Спрэга де Кампа, в которых рассказывается о герое меча-и-колдовства Говарда Конане-Варваре. Большинство рассказов первоначально появилось в фэнтезийном журнале Weird Tales в 1930-х годах.
«Я не собираюсь изо всех сил искать дьяволов, но и не стану сходить с дороги, чтобы пропустить вперёд хотя бы одного».
-Роберт И. Говард.
Картина иллюстрирует сцену из рассказа Говарда «Алая Цитадель» — дерзкий пример самоуверенности художника. В бунтарском отступлении от всех принятых «правил» оформления книжных обложек того времени Фразетта решил отвернуть героя от читателей, фактически сделав их свидетелями того же ужаса, с которым столкнулся варвар. Это безупречно спроектированная, великолепно исполненная кошмарная интерпретация фантазии Говарда.
И в то же время в этом замечательном произведении скрыт тонкий юмор. Основная аудитория книг о Конане – мальчики-подростки и взрослые мужчины, всё ещё запертые в подростковом восприятии, – эта публика наслаждалась фантазиями о мужской власти в сериале: убивать каждого плохого парня, который движется, сжигать всё, что не движется, очаровывать строптивую героиню, пока та не станет обожающей тебя рабой. Начав уставать от критики со стороны де Кампа и Картера и немного разочаровываться тем, что успех книг на рынке не получил должного признания, Фразетта немного подшутил над персонажем, редакторами и фанатами, не ставя под угрозу потребностей издателя. Это его своеобразный месседж: «В твоей набедренной повязке гигантский змей или ты просто рад меня видеть?» Эта картина — не только прекрасный пример лукавого чувства юмора Фразетты, но и, наоборот, новаторская классика современной иллюстрации, которой на протяжении последних пятидесяти лет подражали художники всего мира.
5. “Conan Man-Ape”(1967).
“Conan Man-Ape”(1967). Холст на доске, масло. Размер 16x20 дюймов. Art by Frank Frazetta (c). Frazetta Art Museum, Boca Grande, FL.
На полотне изображена сцена из рассказа Роберта Говарда "Rogues in the House" ("Сплошь негодяи в доме", "Баргяный Жрец" и другие варианты в переводах) - это поединок киммерийца с чудовищным слугой Багряного Жреца Набонидуса, Тхаком: «Он отличается от настоящей обезьяны так же сильно, как и от настоящего человека. Подобные ему живут далеко отсюда, на востоке, в горах, проходящих по восточной границе Заморы».
Позже этот обезьяноподобный зверь в алой мантии предстанет перед зрителями как в комиксах Marvel о Конане, так и в кино: в фильме "Конан-Разрушитель" в Тхака превратится чародей Тот-Амон, похитивший принцессу Дженну, и их поединок с Конаном в зеркальной комнате, вдохновлённый финалом "Выхода Дракона" с Брюсом Ли, также станет одной из самых узнаваемых сцен в кинематографе.
Картина Фразетты украсила обложку пятого тома серии пейпербеков изд-ва Lancer с произведениями о киммерийце, включавшего как оригинальные произведения Говарда, так и продолжения из-под пера Спрэга де Кампа и Лина Картера.
«В Lancer ко мне относились как к королю. Я приносил картину с Конаном, и арт-директор сходил с ума, созывая всех в свой кабинет, чтобы показать им эту красоту. Они позволяли мне сохранять оригиналы, поэтому я подарил им несколько своих наиболее удавшихся работ. Обложки "Конана" были лучшим инструментом продаж, который только мог быть у книг, и серия была продана тиражом в десять миллионов экземпляров».
- Фрэнк Фразетта.
6. Conan the Avenger (1968)
“Conan The Avenger” aka "𝑺𝒂𝒄𝒓𝒊𝒇𝒊𝒄𝒆". Art by Frank Frazetta. Выполнена маслом на картоне. Размеры: 20 x 24 дюйма.
Оригинал создан в 1968-м году для пейпербэка “Conan The Avenger” с произведениями о Конане под редакцией Спрэга де Кампа (содержание тома: вступление от де Кампа, роман "Возвращение Конана" Бьёрна Ниберга, сюжетно продолжающий "Час Дракона" Роберта Говарда, и вторая часть эссе "Хайборийская эра" самого Говарда).
Перерисованная картина (поверх закрашенного оригинала, как это любил делать художник) была опубликована на обложке "Frazetta Book 4" в 1980-м году.
«Я переработал некоторые картины с Конаном. «Avenger» — самая первая из них. Я думал, что получилось довольно хорошо, пока оригинал не вернулся ко мне. Я вдруг понял, что он выглядел немного искажённым, тут и там. Пропорции были немного неправильными, и было ещё несколько упущений. Если вы получите самое первое издание в мягкой обложке и сравните его с тем, что видели в более поздних моих книгах или где-то ещё, то заметите, что стало намного лучше. Пропорции фигуры улучшились. Голова нарисована лучше. Всё выполнено лучше».
- Фрэнк Фразетта (из интервью Гэри Гроту, The Comics Journal, № 174, 1995).
7. "Conan the Buccaneer" (1971)
Обложка Фрэнка Фразетты к книге Л. Спрэга де Кампа и Лина Картера «Конан-пират» (анг. "Conan the Buccaneer", Lancer Publishing, 1971).
Оригинальная обложка Фразетты для «Конана-пирата» во многом была вдохновлена одной из его собственных иллюстраций к изданию Canaveral Press книги «Тарзан и потерпевшие кораблекрушение». Картина с Конаном, безусловно, гораздо более сложная по композиции, чем многие другие его книжные обложки того же периода, взволновала публику и оживила продажи угасающей серии «Conan».
Поклонники радовались, издатель был в восторге, но Фразетта был недоволен: что-то было не так. Когда ему вернули оригинал, Фрэнк перерисовал лицо и шлем Конана, добавив броню фигуре и детализацию ожерелья. Всё ещё чувствуя, что работа несбалансирована, он в конечном итоге решил полностью удалить Конана и начать всё сначала. Картина в её нынешнем виде называется «Разрушитель» и, несомненно, является одной из самых популярных работ Фразетты.
8. Conan of Cimmeria (1969)
Обложка Фрэнка Фразетты к книге «Конан из Киммерии», автор Роберт И. Говард, Lancer Books (Нью-Йорк, 1969), масло, академический мольберт. Размер: 15х21 в дюймах.
Этот арт, который также известен как «Снежные великаны», отсылает зрителя к сюжету рассказа "Дочь ледяного великана".
Фразетта, очевидно, очень гордился своими иллюстрациями для книг о Конане, и признание, которое он получил от Lancer, подтолкнуло его к новому уровню совершенства.
Было родство с материалом, который он объяснил в статье «The Frazetta Collector» и четвёртом номере любительского журнала EC - SquaTront (1970): "Хотя мне нравилось иллюстрировать работы Эдгара Райса Берроуза, я нахожу их несколько медленными и викторианскими, а фанаты слишком склонны осуждать артиста, если он не следует тексту. Я предпочитаю иллюстрировать рассказы Роберта И. Говарда. Они гораздо сильнее по настроению и повествованию, чем у Берроуза, и допускают более широкий диапазон иллюстративных интерпретаций. Как Сент-Джона (имеется в виду художник Джеймс Аллен Сейнт-Джон) помнят благодаря Эдгару Райсу Берроузу и Тарзану, так и мне бы хотелось, чтобы меня помнили благодаря Роберту Говарду и Конану. Я испытываю определённое чувство утраты, потому что Говард не жив, чтобы оценить то, что я сделал с Конаном."
Обложка Фразетты «Конана из Киммерии» с яркими синими и ослепительно-белыми оттенками представляет собой поразительный контраст с доминирующими земляными тонами большинства других картин серии. Несмотря на жестокость ситуации, цвет придаёт ей почти пасторальный оттенок, который нравится зрителям, незнакомым с историями Говарда. Картина быстро стала одной из самых популярных работ Фрэнка, а позже появилась на обложке альбома рок-группы Dust в конце 1970-х. [ICON: A Frazetta Retrospective].
В томике Conan of Cimmeria (Lancer Books, 1969) мы следим за Конаном, которому сейчас под тридцать, от конца его карьеры в качестве наёмного солдата короля Турана, Йилдиза, до его первых приключений в Чёрных королевствах Куша. В перерывах он посещает свою родную Киммерию и крайний север. Вскоре же Конан отправится на юг, где в Аргосе впервые пробует жизнь морского разбойника в роли правой руки королевы пиратов Белит.
Прилагаем также эскиз Фрэнка Фразетты «Гигантский воин» ('Giant Warrior', ок. 1970-е). Этот эскиз воина с топором, напоминающий сюжеты картины Фразетты «Conan of Cimmeria» («Snow Giants»), силён в своей свободной прорисовке и явно выполнен рукой истинного мастера. Тушь и акварель поверх грифеля на бумаге размером 5 x 6,25 дюйма.
9. "Conan of Aquilonia" (1978)
Срочно в номер! Похищение века! Пропажа короля Конана!
Это полотно - с седовласым Конаном ("Conan of Aquilonia", см. первое изображение) - было создано в 70-х, но украдено из офиса издательства Lancer и с тех пор никогда не появлялось на публике. Изображение вышло лишь на обложке издания "Conan of Aquilonia" 1978-го года с раннего репринта, сделанного незадолго до того, как оригинал был украден.
Позже, в 1986-м году, Фразетта нарисовал аналогичную композицию, но с темноволосым героем (и с другими противниками), под названием «Варвар с секирой» ("The Barbarian with Ax", см. третье изображение). Эта версия выставлена в Художественном музее Фразетты.
(С) "Frazetta Book Cover Art" изд-ва Vanguard Publishing.
В книгу "Conan of Aquilonia" (1978) входят следующие произведения Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера:
- "Introduction" (L. Sprague de Camp) - "Введение",
- "The Witch of the Mists" (L. Sprague de Camp and Lin Carter) - "Гиперборейская колдунья",
- "Black Sphinx of Nebthu" (L. Sprague de Camp and Lin Carter) - "Чёрный сфинкс Нептху",
"Red Moon of Zembabwei" (L. Sprague de Camp and Lin Carter) - "Алая луна Зембабве",
"Shadows in the Skull" (L. Sprague de Camp and Lin Carter) - "Тени каменного черепа".
Все новеллы выходили в "саге" от изд-ва "Северо-Запад" в переводе Александра Чеха. Все четыре - в одном сборнике "Конан и Меч Колдуна" (1993), под общим названием "Ветры Аквилонии".
10. Conan the Barbarian: The Disagreement (1985)
Второе название - “The Disagreement” ("Свара"). Холст, масло. Год создания: 1985. Размер изображения: 19,5 x 26,75 дюйма.
Легендарный Фрэнк Фразетта создал эту величественную картину маслом в 1985-м году, вернувшись к своему самому известному сюжету — напряжённым варварским батальным сценам. Созданная в один из пиковых периодов творчества художника (год спустя он приступит к работе над второй из шести своих картин «Поставщик Смерти»), работа большая и впечатляющая, она отражает суть самого известного героя Фразетты — Конана-варвара. Картины на тему Конана от Фразетты чрезвычайно редки, а обложки книг Lancer о Конане оцениваются в миллионы долларов.
Композиция и поза героя напоминает фразеттовского же 𝑰𝒏𝒅𝒐𝒎𝒊𝒕𝒂𝒃𝒍𝒆 или Conan the Warrior 1967-го года, но действие боевой сцены на сей раз разворачивается в таверне, за столом с пивными кружками. Варвары что-то явно не поделили. Пиво не просто так засветилось на картине. Картина маслом, написанная Фразеттой в 1985 году, позже появилась в рекламной кампании пива Anheuser-Busch от Carlsberg. Используя слоган «Я говорил тебе не трогать мой Carlsberg», картина намекает на кровавую бойню, которая может последовать, если кто-то решит «прикоснуться» к пиву Конана. Внизу рекламы есть ещё один слоган: «Величайший экспорт Дании со времён викингов», который может объяснить, почему они выбрали именно эту работу Фразетты.
11. Warrior / Barbarian portrait
Другие названия: Barbarian portrait, Conan portrait (неофициальное).
Портрет Конана с секирой, щитом и в шлеме. Точная дата создания неизвестна. Вообще, о нём нашлось крайне мало информации. По сведениям Frazetta Art Museum, картина называется просто "Warrior", или "Barbarian portrait". Но перед нами определённо Конан: именно таким киммериец чаще всего представал на фразеттовских обложках изд-ва Lancer - в рогатом шлеме и чаще с секирой или топором, нежели с мечом в руке. Ну и, конечно, этот ледяной взгляд опасного бойца ни с чьим другим не спутать. Похоже, что это - последний из известных завершённых портретов Конана от легендарного художника.
12. Скетчи, наброски и графика разных лет
Собрано и написано по материалам сайта и блога frazettagirls.com, Wikipedia и страницы The Frazetta Art Museum (c).
Спасибо, что читаете. Рекомендуем ознакомиться с другими нашими рубриками и статьями. Подписывайтесь, если интересно. И до новых текстов!
Заходите к нам в ВК - там больше артов, киношных редкостей и длинных текстов.
И заглядывайте в Телеграм - там более свободное общение, личные впечатления от жанровых новинок, краткие обзоры и творческие планы.