3-я группа высадки это самая северная группа высадки Эльтигенского десанта. Катера этой группы отстаивались и грузились в Тамани. Отрядами катеров командовали:
-5-й отряд, командир старший лейтенант Москалюк
-6-й отряд капитан 3-го ранга Гнатенко (старший 3-й десантной группы)
Незадолго до высадки был создан 7-й отряд, состоящий из катерных тральщиков и плотов для транспортировки артиллерии. Его командиром был назначен ст. л-т Усатенко, изначально планировавшийся на должность командира 5 отряда.
На этом отряде стоило бы остановиться отдельно. Почему? Все дело в том, что судьбу десанта предопределило отсутствие на плацдарме дивизионной артиллерии. Плоты создавали именно для перевозки артиллерии. Что такое "бочечные плоты"? Ну, как бы так объяснить... (не буду, просто дам фото).
Что можно сказать об этой "конструкции"? У нее очень большое буксировочное сопротивление, для ее буксировки нужен достаточно мощный катер. Это "малые" плоты, снимков "больших" я не нашел. Почему? Потом объясню.
Ладно, обо всем по порядку. Сначала о десантных группах.
Командиром десантной группы, отправляемой из Тамани, с «армейской» стороны (в «сухопутной» нумерации она числится первой) являлся начальник штаба 1339 СП полковник Бушин[1].
Под погрузку в Тамани должны были сосредоточиться:
-управление и личный состав 1339 СП,
- полковая батарея противотанковых орудий (3 шт. ПТП45мм)
-батарея полковых минометов (4 шт. 120мм)
У дивизии была и дивизионная артиллерия: 796 артполк 318 СД сосредоточился в Тамани, (кроме 2 дивизиона, сосредоточенного в п. Кротков), но на транспорты он пока не грузился.
Введение нового отряда создало сумятицу в ходе погрузки. При погрузке 5 и 6 отрядов, катера которых уже находились в готовности, возникла задержка: первыми поз погрузку личного состава встали катерные тральщики вновь созданного 7-го отряда (командир ст. л-т Усатенко): пограничный катер ПК-073 , КТЩ (бывшие сейнера) №№ 559, 569, 570, 082, 5385, 568, 081, заградитель ДЗ-11. В общей сложности, на борт были приняты 388 человек. Причем брали они только личный состав.
ПК-073 - это "золотовский катер" тип "ЗК" Водоизмещение 19 т. Размерения 19.8 х 3.3 х 1.2 м. Двигатели 600 л.с. Скорость 16/13 узлов, дальность 350 миль. Вооружение: 1 х 45 ммили 1 х 12.7 мми 1 х 7.62 ммпулемет. Бывший пограничный сторожевой катер 4-го ЧОПС МПО НКВД. Построен в 1930 - 1931 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии. 4.09.1941 г. переведен в состав ЧФ. Потоплен 7.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена, впоследствии поднят.
КАТЩ 559- это бывший учебный катер отряда плавсредств ВМУ береговой обороны им. ЛКСМУ, который в июле 1942 года сумел уйти из Севастополя. Построен в 1936 - 1937 гг. 5.07.1941 г. принят от Управления военно-морских учебных заведений, переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях. Поврежден 5.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена и впоследствии разбит штормом
КАТЩ-570 это разъездной катер отряда плавсредств разведотдела штаба ЧФ. Построен в 1936 - 1937 гг. 12.03.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав ЧФ. 15.07.1942 г. исключен из списков, но 2.02.1943 г. после капитального ремонта снова включен в состав флота. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях.
Остальные "буксиры" - это сейнера.
Плавсредства 7-го отряда имели достаточно сложную схему погрузки, они грузились личным составом в Тамани, далее, они должны были следовать к косе Тузла, и брать на буксир плоты с уже загруженной на них артиллерией. Плоты, составленные из скрепленных железных бочек, были доставлены к косе Тузла в ночь на 29 октября. Их буксировку наблюдал противник (утреннее донесение 98-й пд от 29.10.43г.).
В 21 час 7-й отряд вышел из Тамани. В связи с этим, возникает вопрос, если на борт не принималась материальная часть, то не совсем понятно, по какой причине погрузка 300 бойцов потребовала трех часов времени.
После загрузки КТЩ 7-го отряда, в Тамани, встали под погрузку катера 5 и 6 отрядов. Выделенные для высадки средства были поданы без изменений. Третья группа высадки, если верить «Отчету…», имела несколько другую структуру отрядов. В этой группе "моряки" грузились отдельно от "армейцев".
5-й отряд, это 386-й отдельный батальон морской пехоты Новороссийской ВМБ 613-я штрафная рота ЧФ и 588-й офицерский штрафной взвод ЧФ. Суммарно, 750 человек[4].
-СКА-052, СКА-079 (в сумме, 90 человек, включая личный состав корпоста 224-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона ЧФ для корректировки огня береговых батарей). Стандартные СКА типа МО. СКА 052-й (бывший ПК №134, командир л-т Радченко) отметился и в Одессе, и в Севастополе, и в Озерейке и...) В общем, славный был катер. Проблема была в том, что осадка СКА типа МО имели приличную осадку (почти 1,5 метра), а пляж Эльтигена очень "пологий", близко к берегу не подойти. Плюс к этому перед берегом был песчаный бар, не позволявший подойти ближе (опять гидрография).
-КТЩ-524 (60 человек). По сути, это бывший катер №1 (тип речной трамвай)
-РТЩ 105, 110, 369, 371, 373, 398, 420, 422 (203 человека, катера дивизиона речных тральщиков НВМБ). Из-за неразберихи при посадке, вместо личного состава 386 ОБМП два РТЩ приняли два взвода 3-го батальона 1339СП
-ДБ-30, 17, 25 (179 человек, с учетом расчетов и материальной части 1 45мм ПТП, 2 полковых минометов из 1339СП)
Речные тральщики- это катера с весьма ограниченными возможностями. Водоизмещение 21 тонна, скорость 6 узлов. Это ни разу не "моряки", но у них есть одно важное достоинство: их осадка всего 0,7 метра.
Были в составе высадки гребные баркасы (250 человек).
Объективно говоря, вызывает большое сомнение размещение 250 человек и одного полкового миномета в пяти гребных баркасах, (как указано в расчете). Вместимость самого большого, используемого на флоте 22 весельного баркаса- 25-30 человек (и это предел).
6-й отряд-это части 1339 полка и приданные части
-СКА-019, СКА-0912, СКА-046 (флагман) 115 человек На СКА 046 комендором был мой дед Головин Василий МИхайлович
-КТЩ-0211, (64 человека)
-КМ-076 (20 человек)
-ДБ-1, 3, 5, 8, 10А, 20, 24, 29 (490 человек, и 8 шт. 45мм ПТП 433 противотанкового дивизиона 318 СД). На некоторые десантные боты, из-за путаницы при посадке, принят личный состав 386 ОБМП.
-гребные баркасы 78 человек (частично приняли 386 ОБМП)
- загружено на торпедные катера 145 человек
В сумме: 912 человек, 8 шт. 45мм орудий, 2 шт. 120мм миномета,
По данным ЖБД 318 СД: «В ночь на 1.11.43. в порту Тамань, согласно плана, началась посадка на суда полков 318 сд. Первым начал погрузку в 18.30 1339 сп /командир полка майор Ефремов/, но вследствие нераспорядительности моряков и оказавшейся недостачи барж, что внесло путаницу в ранее произведенные расчеты, полк погрузкой опоздал и погрузился основной массой только к 1.00 1.11.43. Остатки полка, штаб полка и управление Штаба 318 сд, во главе, с начальником штаба полковникам Бушиным погрузку закончили только в 2.00 1.11.43»
«Моряки», напротив, упрекают «армейцев». По данным «Отчета…» «Упреждение времени посадки относительно плановой таблицы, было введено с расчетом трудности посадки из-за свежей погоды, у причалов была значительная зыбь, но армейское командование решило в целях обеспечения скрытности, начать сосредоточение с наступлением темноты. Таким образом, плавсредства 5, 6, и 7 отрядов с 16.30 ожидали подход войск до 18:00…».
В 00.10 (1.11.43) 6-й отряд вышел из Тамани (флагман СКА-046, на борту которого находился к-н 3 ранга Гнатенко). В 00.30 начал движение 5-й отряд (флагман СКА-052, ст. л-т Москалюк). Отряды имели возможность выйти к линии старта вовремя, но, здесь возникла другая сложность.
В связи с отжимным норд-остовым ветром, глубина Тузлинской промоины сократилась с 1,8 до 1,6м. Опасаясь посадки на мель катеров типа «МО», при прохождении промоины, советское командование приняло достаточно спорное решение: часть личного состава была загружена на торпедные катера прикрытия. После прохождения мелководного участка планировалась перегрузка с ТКА на СКА прямо в море. Исходя из морской практики такая перегрузка, даже на небольшом волнении, когда качаются обе палубы, достаточно трудная и рискованная задача. Риск был и в другом: протраленный фарватер так же был шириной всего 1 кабельтов. При перегрузке катера были снесены на минное заграждение.
В общем-то так и произошло. В 2 часа ночи подорвался ТКА-72, затем, в 2.40 подорвался на мине СКА 019 с 35 десантниками (6-й отряд), затем, в 2.40 взорвался ТКА-45 (из 5 отряда). Один торпедный катер (ТКА-94) не смог передать десант, и вернулся в Тамань, имея 20 десантников на борту. Три торпедных катера 5-го отряда (ТКА-35, 65, 105) передали десант на СКА.
Следует обратить внимание на то, что взрыв первого ТКА-72 произошел как раз в то время, когда, по плану операции, отряды должны были уже пересечь линию старта. Но в «Отчете…» присутствует фраза: «Учитывая опоздание, катера 5 и 6 отрядов, вышедшие из Тамани, форсировали ход, без учета скорости хода тихоходных плавсредств, в результате чего, часть КТЩ и группа РТЩ 5-го отряда отстали…». Т.е. эти отряды так же двигались к линии старта, не соблюдая походный ордер, а, самостоятельно, несколькими группами.
Как указывает «Отчет…»: «Командир 6 отряда возвратился к зеленому бую для оказания помощи подорвавшемуся СКА-019 и взятия на буксир его дес. ботов, так же имея в строю на линии старта только СКА СКА. Командир 5-го отряда, пройдя промоину, встал на якорь, ожидая подхода остальных плавсредств отряда. С подходом РТЩ РТЩ №№ 398, 369, не дожидаясь остальных РТЩ пошел на линию старта. Впоследствии выяснилось, что остальные шесть РТЩ из-за трусости командира группы ст. л-та Назарова, возвратились в Тамань, не только не выполнив задачи, но, даже не подойдя к месту высадки[5]».
А, вот теперь мы подошли к самому интересному. Что грузили на "боченые" плоты? Ну, казалось бы какие проблемы? Есть флотский отчет, в нем все указано... По флотскому отчету были изготовлены 9 малых плотов по 10т и два больших на 30 тонн. В первый день высадки использовались 8 плотов (и 8 катерных тральщиков для их буксировки). "Гениальное" решение: буксировать плоты с артиллерией катерами с 65-85 сильными моторами (самый "мощный" 100 сил, но такой всего один).
По расчету на погрузку плоты должны бытии принять 12 шт. 76мм орудий. Некоторые источники даже указывают тип орудий (ЗиС-3), однако, эти данные не подтверждаются. По данным ЖБД артиллерии 318 СД, 31.10.43г. дивизионная артиллерия не грузилась. Об этом говорят документы 318-й сд.
Должны были грузить полковую артиллерию всех трех полков (3 четырехорудийных батареи). 318 СД в своих первичных документах указывает погрузку (и гибель вместе с плотами) только 9 полковых орудий, а не 12-ти. Журнал артиллерии 318 СД подтверждает эту цифру, указывая те же данные[3]. Но есть и другие данные.
По данным «Отчета…» на плоты были погружены 5 «Виллисов», принадлежавших 490 ИПТАП и полковые орудия 318 СД, что вызывает некоторые сомнения. По логике, автомобили должны были перевозиться со штатными орудиями.
Принадлежность «Виллисов» к 490 ИПТАП идентифицируется однозначно. Этот легкий противотанковый полк, сформированный в Закавказье, имел на вооружении 45мм пушки и был оснащен а/м типа «Виллис» и «Форд». Автомобиль с «бочечного» парома, обнаруженный еще в 1980г. был набит 45мм боезапасом[2].
С другой стороны, приблизительно в том же районе, была обнаружена 76мм полковая пушка и «Виллис».
Стоп. А при чем здесь Кротков? Артиллерию должны были грузить на косе Тузла. Должны были.
Но в связи с тем, что артиллерию заранее на косу Тузла не перебросили, катерные тральщики были вынуждены брать на буксир пустые плоты с косы Тузла, и, следовать к причалам в Кротков, к месту погрузки 3 и 4 отрядов, где на плоты должна была грузиться материальная часть. Кто не выполнил свои обязанности? (Сейчас уже сложно сказать, да и не важно уже кто, просто есть факт неисполнительности).
Сейчас, на данный момент, получается так: в операции использовались 6 малых плотов и два больших. (Дальше опять идут разночтения).
Но, в принципе, это не важно. По данным "Отчета " ЧФ все закончилось благополучно. В «Отчете…» указано, что весь 7 отряд вернулся в ст. Комсомольскую, но, при этом указывается, что погибли все 12 шт. 76-мм орудий и 5 «Виллисов», загруженных на плоты.
Попытка высадить десант и доставить артиллерию с помощью бочечных плотов, оказалась провальной (и в принципе, понятно, почему).
Техническое решение, которое было опробовано при переправах на реках, в морских условиях оказалось неприемлемым. Причин несколько. Управляемость плавсредства на малом ходу резко снижается. В речных условиях, есть маневры, с помощью которых на тихой воде можно приткнуть плот к берегу. В морских условиях, при сносе и на волне выполнение этого маневра невозможно. Кроме того, осадка буксирующих средств не позволяла подойти близко к берегу. Доставка бочечных плотов была преждевременной. Для их приема требовалась пристань.
Кроме того, исходя из общего хода событий, можно предположить, что мощность буксирующих катеров была недостаточной, и буксиры с плотами начало сносить, из-за чего на буксирующих катерах были вынуждены обрубить буксирные концы. Да, плоты с техникой просто бросили в проливе.
Противник указывает захват одного плота в районе Яныш Такиль с двумя орудиями и одним «Виллисом». Груз одного (или двух) плотов обнаружен на дне, что позволяет предположить, что плот развалился.
Самое интересное, что и "буксиры" свой десант не высадили, вернувшись в Комсомольскую
Итог высадки 7-го отряда явно неудовлетворительный, и как следствие, началось разбирательство уполномоченных на то органов по делу его командира ст л-та Усатенко. Но он был оправдан.
[1]командир 1339 СП майор Ефремов был только назначен на свою должность, вместо убитого 15 сентября полковника С.Н.Каданчика.
[2] в настоящее время обломки автомобиля были подняты, и экспонируются в Керченской крепости.
[3] Архив ЦАМО, Фонд 862, Опись 1, Дело 284
[4] скорее всего, численность батальона дана с учетом 613-й штрафроты, т.к. до этого, на 23 число численность батальона дается 588 человек.
[5] Назаров осужден трибуналом за этот поступок на 10 лет, и направлен в 613 штрафроту ЧФ