Найти тему

Личные границы: можно без оружия

Спойлер: в конце поста приглашаю на движ по теме сабжа!

У биологической клетки есть оболочка - плазмалемма. Она выполняет несколько функций: пропускает внутрь питательные вещества, выводит наружу лишнее. Но самое главное, что делает плазмалемма - так это то, что она отделяет клетку от окружающей среды и выделяет ее в обособленный целостный объект. Создается замкнутая система, внутри которой возможны обменные процессы, процессы роста и развития. Если эту клеточную оболочку повредить - клетка погибнет, потому что все ее содержимое хаотично вывалится наружу и не сможет больше быть единосвязанным организмом. 

Вот наши личные границы - это как раз та самая плазмалемма биологической клетки. Они выделяют индивидуальную психику из мира коллективного психического - архетипического и социального. И теперь самое важное, о чем я ору на всех углах: не надо вообще эти свои границы никак защищать! 

Границы надо не защишать, а ощущать. Вот я, вот тут я заканчиваюсь. Я отдельный от других людей, и мне надо с ними коммуницировать через эту отдельность, как через забор.

Если есть хорошее ощущение своих границ, то многое становится проще. Например, другой человек воспринимается другим, и становится нормальным то, что он живет как-то по-своему и не понимает нас. Чем более осознаваемы границы, тем ярче в мозгу идея, что мы все разные, и наша задача - в этой разности договориться. Я не обязана угадывать другого, он не обязан угадывать меня, у нас две отдельные друг от друга головы, в которых находится совершенно разное содержимое - и это естественная штука. У тебя какой-то процесс, у меня какой-то процесс, чтобы был диалог, нам надо построить мост между нашими процессами, но не лезть друг другу в психику. 

Еще появляется психологическая неуязвимость. Как в мемасе: «Ну и что ты мне сделаешь - я в другой системе ценностей!». Ни один человек не может нас психологически достать, если мы не вовлекаемся. Потому что этот человек - он отдельный от нас, благодаря границам он не находится внутри нашей психики. Это мы его туда пускаем, когда вовлекаемся. Или не пускаем. Приходит Петя ко мне, смотрит на мои дреды и говорит: «Фу, не люблю дреды». «Окей», - отвечаю я. Петины вкусы в моей психике не работают, мне даже спорить с ним не надо, чтобы дальше ходить с дредами. 

Становится легче разбираться с нарушением границ. Невозможно уговорить человека прекратить что-то с нами делать. Если мы в границах, то мы первым делом смотрим: так, какие действия могу сделать я на своей территории, чтобы дискомфорт прекратился? Вот пишет мне незнакомый человек и с ходу обращается на «ты». Дважды прошу его перейти на «вы», он не соглашается. Говорю четко: отказываюсь продолжить диалог, пока не будет обращения на «вы», закрываю окно. Если там будет хоть еще одно «ты» - от меня ответа просто не будет. Лезть в границы этого человека с указанием, как он должен общаться - не мое дело. Сказать, как не буду общаться я - мое дело. И мне надо сделать его качественно.

Для эффективной работы личных границ нужно сочетание уважительности ко всем вокруг, в том числе, и к себе, - и отчаянной смелости. Да, отвергнут, разозлятся, начнут наезжать, упрекнут. Ну и что, можно это выдержать. Зато получится быть внятным, ясным и отдельным.

Иначе - хроническое чувство вины, стыда и крайне запутанные отношения с окружающими, когда уже сам черт не разберет, что мы друг от друга хотим. Постоянное чувство «ах, на меня все давят» и невозможность быть в близком контакте без ощущения себя жертвой. Невозможность быть в спонтанном живом контакте. 

Границы - не про «защищать» вообще. Они про «ощущать себя отдельным в принципе, по умолчанию». Со всеми вытекающими последствиями. Именно отчетливое чувство отдельности и бережет вашу целостность при любых, даже самых сложных взаимодействиях. Если осознавать отдельность - даже защищаться не нужно. Объяснять, просить, рассказывать, прерывать диалог, отказывать - важно. Защищать личные границы при любом удобном случае, затыкая всех вокруг - лишнее.

Владивосток! Всех зову на Движ 24 марта с 10.00 до 13.00. Отсыплю вам двигательных практик для освоения личных границ. Быстро, качественно, сразу на личном опыте, ибо через тело такие штуки осваиваются быстрее. Прокачаем навык ощущения отдельности.