Фильм «Экстаз», звезда Голливуда и секретная система связи – чем они связаны между собой? Вы не поверите, но это всё – шикарная дива Голливуда Хеди Ламарр, которая поразила мир не только своей красотой, но и техническим складом ума. Так как голливудская звезда, играя на пианино в 4 руки, придумала технологию Wi-Fi? Давайте разбираться вместе.
Хеди Ламарр – краткая биография
Попробую написать историю взрывной красотки как можно короче, опуская её фильмографию и бесконечную череду мужчин, а уделяя внимание только изобретению вай-фай, а точнее секретной системе связи. Но всё равно, всё же нужно уделить внимание биографии, чтобы по достоинству оценить этот уникальный случай.
Детство Хедвиги Кислер
Хедвига Ева Мария Кислер, родилась в 1914 году в Вене. В детстве была талантливой и разносторонней девочкой, занималась театром, балетом, фортепиано и увлекалась математикой. Её карьера актрисы началась в 16 лет, когда она ушла из дома, поступила в театральную школу и начала сниматься в кино.
Хедвиги Кислер в одночасье вдруг стала известной актрисой благодаря роли в выстрельнувшем фильме «Экстаз» (который вышел в 1932 году), где она сыграла главную роль молодой красотки.
Из-за 2-х сцен, где она г о л а я купается в озере и где она изображает о р г а з м (на самом деле её в это время кололи булавкой и поэтому вздрагивания телом были столь натуральными) фильм был изъят из показов многих стран, но успел наделать много шума.
Первый брак или ненависть к фашистам
В 1933 году выходя замуж за богатого австрийского фабриканта, Хедвига Кислер столкнулась с жесткой реальностью: стала лишь частью имущества мужа «как породистая лошадь, которую не стыдно показать обществу», лишенной свободы и самовыражения.
Она сопровождала своего мужа в поездках на заводы и присутствовала на совещаниях как предмет его гордости. Участники беседы не обращали на нее внимания, считая, что женщина-красотка, занимающаяся театром, не способна понять сложные вопросы, обсуждаемые серьёзными мужчинами.
Актриса внимательно следила за деловыми разговорами, обладая знанием математики и пониманием технических вопросов. Ее интерес к новым идеям столкнулся с политическими убеждениями мужа, который был поставщиком вооружения для фашистской Италии и Вермахта.
Из-за того, что муж лично встречался Муссолини и Гитлером, которых она ненавидела, в 1936 году Хедвиг решила уйти от мужа, но столкнулась с его жестким контролем и запретом на возвращение к кинематографу.
Как Хедвига Кислер стала Хеди Ламарр
Прожив еще год в невыносимых условиях унижения как личности и ненависти к фашизму, летом 1937 года Хедвига Кислер совершает побег из замка, подсыпав снотворного горничной и захватив все свои драгоценности и деньги.
После удачного побега она отправилась в Лондон, где знакомится с Луисом Майером из MGM. Она тут же покупает билет на лайнер «Нормандия», на котором уплывал Луис Майер, и сошла на берег Нью-Йорка практически звездой с контрактом на $500 в неделю.
В Америке Хедвига Кислер берет псевдоним Хеди Ламарр (ведь ее имя крепко ассоциировалось с развратом из-за нашумевшего фильма «Экстаз»). В Голливуде ей начинают предлагать роли роковых красавиц.
Хеди Ламарр – звезда Голливуда и гениальный изобретатель
Во время Второй мировой войны звезда Голливуда Хеди Ламарр проявила не только свою ослепительную красоту, но и острый ум. Она не только снималась в фильмах, но и обратилась в Национальный совет изобретателей США, предложив свои услуги в укреплении обороны страны.
Конечно же, на 25-летнюю красавицу, обожающую драгоценности и внимание мужчин, там посмотрели только как на красивую актрису, и её славу и красоту использовали для продажи облигаций, деньги которой шли на борьбу против Гитлера.
Благодаря её красоте были собраны 7.000.000 долларов – Хеди привлекала покупателей облигаций обещанием поцелуя.
Уникальное строение крыла для самолета
Однако Ламарр понимала, что ее потенциал далеко выходит за рамки сбора средств. За обворожительной внешностью скрывался блестящий интеллект.
По словам режиссера Александры Дин:
«… она была буквально одержима изобретательством. Над своими идеями Хеди работала в одиночестве, и никто не подозревал, насколько умна эта женщина.»
Когда Говард Хьюз пытался придумать, как развить максимальную скорость самолетов, Ламарр купила книгу о птицах, проанализировала строение крыльев у тех, что летают быстрее всех, и пришла к Хьюзу с готовой схемой новых крыльев».
Вот так красотка Хеди помогла американскому инженеру, пионеру авиации и режиссеру Говарду Хьюзу разработать совершенно новые крылья для самолетов!
Судьбоносная встреча с композитором
Тем временем немецкие подлодки наносили серьезный ущерб в Атлантике. Хеди Ламарр (благодаря разговорам с бывшим мужем) прекрасно понимала о проблеме дистанционного управления и то что передача координат по одной частоте делает торпеды уязвимыми для перехвата и перенаправления противником.
В 1940 году состоялась судьбоносная встреча Хеди Ламарр с композитором Джорджом Антейлом, который также страстно любил музыку, как и она сама.
Он уже написал свое знаменитое произведение «Механический балет», где играл не просто симфонический оркестр, а 12 механических фортепиано (и это в 30 годы того века!) и еще авиационный пропеллер (!). Кроме того, Джордж писал книги и публиковался в журналах.
Так вот, Хеди Ламарр и Джордж Антейл часто музицировали на фортепиано в 4 руки. Именно во время одного из таких дуэтов у них зародилась идея, которая навсегда изменила ход разработки систем связи.
88 клавиш или «секретная система связи»
Размышляя о проблеме помех и глушения радиосигналов во время игры на фортепиано, Ламарр и Антейл осознали, что можно передавать части сигнала на разных частотах, переключая их по заранее согласованному алгоритму. Аналогично тому, как они исполняли музыку в 88 клавиш, они могли бы сделать радиосигналы устойчивыми к глушению.
Для синхронизации передатчика и приемника они предложили использовать механическое устройство, подобное валику механического пианино. Ведь валик, перфорированная лента и приводимый в движение хронометром механизм могли без проблем уместиться в корпусе морской торпеды.
Суть изобретения была достаточно простой:
- Валик, вращаясь, определял курс торпеды, который был запрограммирован на перфоленте.
- Короткий радиосигнал передавал движение валика торпеде.
- На валике торпеды набивалась точно такая же перфорация.
- Торпеда автоматически выдвигалась на заданный курс.
Противники просто не смогли бы просканировать и заглушить все 88 частот, ведь вычисления заняли бы огромное количество времени и сил.
Всё гениальное – просто! Но то, что до этого додумалась женщина – это действительно гениально!
«Прыгающая по частотам широкополосная связь» и псевдослучайные коды
Изобретение Ламарр и Антейла получило официальное название «Прыгающая по частотам широкополосная связь» (Frequency Hopping Spread Spectrum, FHSS).
Система могла задействовать 88 радиочастот, соответствующих количеству клавиш фортепиано. Для еще большей безопасности актриса и композитор предложили использовать псевдослучайные коды, которые шифровали передаваемую информацию и предотвращали ее расшифровку противником.
Последующие месяцы Хеди и Джорджом продолжали совершенствовать свое изобретение:
«В июне 1941 года был получен патент США № 2.292.387 на «Систему секретных сообщений» (Secret Communication System). Патент описывал секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Ламарр и Антейл подарили его правительству и отказались от всех выплат.»
На него сразу же наложили гриф «Секретно». Он получил широкое признание только после войны.
15 лет спустя или «широкополосный сигнал»
Изобретение Ламарр и Антейла «Прыгающая по частотам широкополосная связь» было забыто из-за того, что ВМС США в годы второй мировой войны посчитали его осуществление «затруднительным».
Однако, в 1957 году началось массовое развитие электроники и вот тут-то и вспомнили об этом изобретении. Инженеры фирмы Sylvania внимательно изучив и применив прыгающую по частотам широкополосную связь, получили сейчас хорошо известный широкополосный сигнал.
А в 1962 году уже во всю использовалась радиоаппаратура с широкополосным сигналом, идею которого подали 20 лет назад голливудская актриса Хеди Ламарр и американский композитор Джордж Антейл.
В 1980 году Пентагоном были рассекречены патенты и изобретение стало доступно для гражданских инженеров. FHSS стала основой для современных систем беспроводной связи, в том числе для мобильных телефонов, Bluetooth и Wi-Fi. Эта технология обеспечила надежную, помехоустойчивую связь и в значительной степени способствовала развитию беспроводных сетей, которыми мы пользуемся сегодня.
Итог жизни
С 1958 года Хеди Ламарр не захотела больше сниматься. Выйдя замуж в последний раз, она потеряла своё состояние, которое к тому времени было весьма солидное.
В 1966 году Хеди вновь пытается вернуться в кино. Но из-за скандала с кражей вещей (обвинения были сняты, однако репутация пострадала сильно) и из-за опубликованной книги «Я и экстаз» (где авторы насочиняли про Хеди Ламарр разной грязи) – ей никто не захотел дать роль.
И только в 1997 году актрису удостоили за изобретение широкополосного сигнала награды фонда Electronic Frontier. Но она не пришла на церемонию вручения и даже не пустила к себе журналистов. Вместо нее награду получил ее сын Энтони Лодер.
Хеди Ламарр 6 раз была замужем, родила 3 детей и умерла в доме престарелых в 86 лет.
Вместо заключения
Да, вклад Хеди Ламарр в развитие технологий остался недооцененным много лет. Но сегодня, когда беспроводная связь играет жизненно важную роль, ее изобретение признано как основополагающее для появления таких технологий, как Wi-Fi, Bluetooth и GPS. Этот неоценимый вклад в развитие FHSS заложил основу для беспроводной связи, которой мы пользуемся сегодня.
Она была не просто красивой актрисой. Она была гениальным изобретателем, чьи идеи навсегда изменили мир связи. Ее история служит напоминанием о том, что даже самые неожиданные способности могут иметь огромное значение.
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне! Пишите комментарии – это возможность поспорить и найти истину.