Найти тему
Ведомости НСО

С хозяином не повезло

Спасению экзотических домашних питомцев мешает излишняя бюрократия и пробелы в законодательстве, считают зоозащитники

Приют для бездомных хорьков и енотов существует в Новосибирске уже несколько лет. Причём держится он во многом на плечах одной женщины — пенсионерки Елены-Эльги Журавлёвой. Вместе с единомышленниками она спасает животных, которым не повезло оказаться в руках безграмотных людей.

— Помощью животным я занимаюсь уже восемь лет. Началось всё с того, что ко мне попал хорёк. И у него были серьёзные проблемы со здоровьем генетического плана. Вскоре его не стало. Но я к нему успела сильно привязаться. Так началась моя история. Пошла учиться в Московскую академию ветеринарии и биотехнологии имени Скрябина, получила диплом. После этого ко мне стали попадать не только хорьки, но и другие представители семейства куньих, которым нужна была помощь. Так образовался мой приют «У Эльги», — вспоминает зоозащитница.

Новых хозяев для своих любимцев женщина отбирает очень строго. Нужно заполнить специальную анкету и пройти собеседование. И уже после этого отчитываться перед Еленой-Эльгой фотографиями и видео жизни животного на новом месте.

— Большинство питомцев попадают ко мне после того, как с ними наиграются инфантильные хозяева. Причины разные бывают. У кого-то времени нет, кто-то понял, что хорьки — это дорогое удовольствие, — говорит пенсионерка.

Зачастую «добрые» люди подбирают детёнышей хорьков буквально на улице. И это оказываются дикие хорьки, не приспособленные к жизни в квартирах. Спасают и таких, хотя зачастую именно с ними приходится немало намучаться, говорит Елена-Эльга. Да и в целом она рекомендует хорошо подумать, прежде чем заводить такого зверька.

— Надо понимать, что хорёк — это так называемый строгий хищник. Вся его анатомия, начиная со строения внутренних органов и заканчивая ротовой полостью, то есть весь кишечник, все зубы, даже неврология, подразумевает, что он хищное животное, которое ест только мясо. Кормить их сухими кормами нельзя. В идеале больше всего им подходят для еды живые крысы и мыши, то есть то, чем они питаются в природе. Соответственно, животное в своём содержании далеко не дешёвое. Кроме того, это не кошка или собака, для домашнего содержания хорьков начали разводить лишь в последние десятилетия, — рассказывает Елена-Эльга Журавлёва.

Для того чтобы спасти как можно больше хорьков, попавших в руки к случайным людям, пенсионерка и создала благотворительный фонд. Хотя, по её словам, жизнь благотворительных организаций простой не назовёшь.

— Мы зарегистрировали наш фонд в 2022 году. По-хорошему любые общественные организации тоже должны быть официально зарегистрированы. И регистрируются, но сталкиваются с целой кучей бюрократических проблем. Я понимаю, что фонды есть разные, например, у некоторых много спонсоров и жертвователей, в них собираются большие суммы, они ведут какую-то коммерческую деятельность. А практически все зоозащитные фонды такими средствами не располагают. Кто жертвует деньги на тех же хорьков? Да такие же владельцы... По закону мы можем тратить 20% от собранной суммы на развитие фонда. Но все наши финансы уходят на уставные цели. И все работают на общественных началах, даже президент фонда. Однако в Пенсионный фонд мы должны подавать отчёт о страховых взносах. Но на то, чтобы нанять бухгалтера, у нас нет средств, да и отчёты получаются нулевые. Вот в юстицию отчёт мы сдаём раз в год, так почему бы не сделать так, чтобы и в налоговой, и в страховой мы тоже отчитывались ежегодно? Уверена, что именно из-за этих проверок, отчётов и закрываются многие НКО и фонды, особенно в области зоозащиты, — отметила зоозащитница.

Справляться с мини-приютом и работой благотворительного фонда пенсионерке помогают волонтёры — они вместе участвуют в благотворительных выставках и возят животных в ветклиники. Благодаря им уже удалось спасти десятки животных. Это и хорьки, и еноты, и другие представители семейства куньих. Хотя зачастую это оказывается непросто, в том числе из-за пробелов в законодательстве.

— Все законы рассчитаны на домашних животных. Возьмите, например, закон Новосибирской области. В первой его строчке сказано, что он распространяется на собак и кошек. То есть содержание других животных в нём уже не учитывается. А сегодня ведь в домах держат и рептилий, и пауков, и енотов, и соболей, и многих других экзотов, — говорит Елена-Эльга Журавлёва.

Василий АКИМОВ | Фото предоставлено Еленой-Эльгой ЖУРАВЛЁВОЙ