Найти в Дзене

Деревня моя, деревянная, дальняя

В нашем проекте памяти – ещё один рассказ о деревне Яново Валентина ПОТЫЛИЦЫНА,уроженка деревни Яново Моя малая родина – деревня Яново Новосёловского района. Сегодня она находится на дне Красноярского водохранилища, напоминает о ней только крест, установленный на берегу моря. Располагалось Яново на реке Енисей, между центральной усадьбой совхоза «Овцевод» и молочным заводом, или Точкой. Две небольшие улицы вдоль берега, контора, магазин, клуб с библиотекой, начальная школа (четыре класса, два учителя). Таких деревенек немало было в нашем районе, да и сейчас есть. Но эта же своя, родная, а потому и кажется, что особенная. Енисей в общем-то довольно стремительно нес свои воды с юга на север. Но около нашей деревни было такое место, между берегом, песчаной косой и небольшим островом, где течение замедлялось. Вот в этой заводи очень любили ребятишки летом купаться. Порой и на косу, на остров переплывали. А еще здесь рос огромный тополь. Место это так и называлось «под тополем». Был на Ени
Деревня Яново. улица Центральная
Деревня Яново. улица Центральная

В нашем проекте памяти – ещё один рассказ о деревне Яново

Валентина ПОТЫЛИЦЫНА,уроженка деревни Яново

Моя малая родина – деревня Яново Новосёловского района. Сегодня она находится на дне Красноярского водохранилища, напоминает о ней только крест, установленный на берегу моря.

Располагалось Яново на реке Енисей, между центральной усадьбой совхоза «Овцевод» и молочным заводом, или Точкой. Две небольшие улицы вдоль берега, контора, магазин, клуб с библиотекой, начальная школа (четыре класса, два учителя). Таких деревенек немало было в нашем районе, да и сейчас есть. Но эта же своя, родная, а потому и кажется, что особенная.

Енисей в общем-то довольно стремительно нес свои воды с юга на север. Но около нашей деревни было такое место, между берегом, песчаной косой и небольшим островом, где течение замедлялось. Вот в этой заводи очень любили ребятишки летом купаться. Порой и на косу, на остров переплывали. А еще здесь рос огромный тополь. Место это так и называлось «под тополем».

Был на Енисее напротив деревни большой остров. На нем в пору сенокоса сельчане готовили корм для совхозного скота.

Знаковым местом Яново был родничок. Располагался он на горе, напротив деревни. Кстати, родничок живой и сегодня. Море до него не добралось. Вода в этом родничке очень холодная и жесткая. Местные в то время воду эту не брали. Для всяких нужд пользовались мягкой енисейской. Помнится, что ниже родничка набирали воду для охлаждения фляг с молоком, которые привозили с фермы. Уже в новом Новосёлово, если мне не изменяет память, ходили разговоры, что вода в Яновском родничке радиоактивная, есть в ней радон. Но, как известно, не всякий радон вреден, да и испаряется он из воды достаточно быстро.

Между деревней и увалами, в низине, располагался совхозный сад. Росли там ягодные кусты (малина, смородина) и плодовые деревья (ранетка, яблонька-полукультурка). А еще желтая слива, очень, между прочим, сладкая.

Во время переселения деревни на новое место из сада можно было выкопать кому что нравилось. Мои родители и дедушка, например, на новой усадьбе в Новосёлово посадили ранетки, сливы, малину и смородину. Ну, а сам сад где-то там, на дне моря.

Яново – маленькая деревня. Но именно здесь находился сортучасток. В деревне – небольшая контора, а в поле – сам участок. Делянки, засеянные различными семенами. В летнее время мы, подростки, трудились там на прополке. А зимой шла работа в самой конторе. Семена, собранные с делянок, сортировали, считали и так далее. Всё это, конечно же, под контролем агронома сортоучастка. Фамилию его, к сожалению, я уже не помню.

Как жили яновцы? Да, наверное, как все в то время. Идёт уже восьмой десяток лет с моего рождения. И как же за это время изменилась жизнь. Я помню, как впервые дали в деревню электрический свет, как появилось радио. А телевидение пришло к нам уже в новом Новосёлово.

Чтобы обеспечить себя продуктами, сельчане держали скотину, птицу, сажали огороды. Поэтому практически все основные продукты были свои. Молоко, сметана, масло, творог, мясо, сало, домашняя колбаса, яйца. И хлеб пекли сами. Зимой все это хранить можно было просто – на морозе. А летом почти во всех дворах были выкопаны, так называемые, ямки. Весной туда спускали лед, вырубленный на Енисее. Вот на этом леднике и хранили продукты.

Жили в деревне дружно, помогали друг другу. С пониманием относились к высланным с родины литовцам. И когда им разрешили вернуться домой, тепло проводили.

Работа в деревне известная: с утра до ночи в поле или на ферме. К сожалению, сейчас уже не помню фамилии передовиков-односельчан, но знаю, что были среди них участники сельскохозяйственной выставки в Москве, орденоносцы. Одна знатная доярка избиралась депутатом краевого Совета народных депутатов.

Умели работать, умели и отдыхать. В клубе показывали кинофильмы, но чаще сами яновцы устраивали концерты и даже ставили любительские спектакли.

Время неумолимо движется вперед. А так хочется, чтобы оно остановилось или даже вернулось назад. Но увы…