Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о практической пользе самоограничения, или аскезы. Примеров аскезы великое множество, как в рамках различных религий, философских учений, и даже современного нам гуманизма, который, на мой взгляд, является разновидностью религии. Самый близкий пример – соблюдение самоограничений во время религиозного поста. Я специально в сегодняшней статье не освещаю религиозного смысла соблюдения поста, мы все его прекрасно понимаем, и это личное, даже интимное, дело каждого из нас. Вне зависимости от наличия или отсутствия религиозного смысла, многие в этот период, даже не соблюдая пост буквально, ограничивают себя, например, в курении, или употреблении алкоголя, или употреблении сладкой или жирной пищи, накладывают самоограничения на свои развлечения, общение в интернете, денежные расходы и так далее. Даже без учёта религиозного смысла такие самоограничения дисциплинируют нас, способствуют повышению моральных и волевых качеств, укрепляют наше физическое и даже психическое здоровье, способствуют определению целей в жизни и самореализации, положительного видения будущего.
Современный аскетизм превратился в физические и интеллектуальные практики, в отличие от телесных страданий аскетизма прошлых лет. Мы занимаемся самоорганизацией, саморазвитием, и здесь не обойтись без ограничений. Для многих людей их самодисциплина сосредоточена вокруг таких вещей как поддержание физической формы, в том числе путем питания, строгих тренировок или психологических практик и упражнений. Это, по сути, религиозные аскезы современной нам религии гуманизма. В современном мире аскеза проявляется прежде всего в питании. Ограничение сладкого или жирного, исключение определённых продуктов, палеодиета, интервальное питание, сыроедение, сиганство, вегетарианство, веганство – это далеко не полный перечень аскез, касающихся пищи. Я считаю, что главное в пищевых ограничениях – чтобы аскеты не навредили себе. Для этого нужно контролировать свои медицинские показатели.
Следующим видом современной аскезы является разумное потребление – антиконсьюмеризм. Это потребление товаров и услуг по принципу «только необходимого и достаточного». И здесь, помимо развития самоорганизации и самодисциплины, мы получаем, во-первых, материальную выгоду вследствие значительной экономии денег на товарах и услугах, от которых мы отказываемся, и, во-вторых, защищаем нашу планету от излишнего загрязнения, оберегаем экологию. Следующим современным нам видом аскезы является информационный детокс. Это очень важно в современном нам мире. На мой взгляд, самая полезная аскеза для нашего психического здоровья. Устраивать себе часы, а может быть, и дни, без информационного шума социальных сетей и новостных каналов очень важно – это помогает упорядочить наше мышление, вспомнить, кто мы такие и куда идём, восстановиться после эмоциональных и умственных нагрузок, профилактировать психические заболевания и «нервные срывы». Далее следует минимализм – аскеза, которая упорядочивает наш быт за счёт упрощения нашего интерьера. Физические вещи, их состояние и расположение в вашем жизненном пространстве часто отражают состояние вашего ума. Если в вашем физическом пространстве много мусора, то, скорее всего, такое же количество информационного «хлама» будет и в вашей голове. Меньше мебели – больше пространства, воздуха, свободы, энергии, возможности думать и действовать.
В принципе, любые виды самодисциплины, по сути своей, являются аскезой. Это и раннее пробуждение, и упорный труд, и отказ от зависимостей, и занятия спортом. Я думаю, что разумный аскетизм в современном мире помогает людям лучше понимать себя и управлять собой, своими помыслами и желаниями. Главное, чтобы практикующие аскеты чувствовали меру и не вредили себе, и аскеза пошла бы им только на пользу. Желаю всем аскетам успешной аскезы! Будьте здоровы и счастливы! С уважением, Ваш Психотерапевт Баранов Иван Васильевич! Подписывайтесь на канал - дальше будет интересно!