Найти тему
Антон Владимиров

«Старикам тут не место»: один из самых странных фильмов, сюжет и концовка которого так и остались для многих зрителей загадками

Оглавление

Странная, непонятная картина, с отсылками то ли к «БРАТУ-2», то ли к игре «GTA», с совершенно абсурдным сюжетом. Который, однако, на первый взгляд кажется стройным и логичным. Ни один зритель не ожидает того, что происходит в конце.

И снова третье сентября... Х/ф "Старикам тут не место"
И снова третье сентября... Х/ф "Старикам тут не место"
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю об очень странном фильме, который называется «Старикам тут не место». Фильм этот не особенно новый, поэтому его, скорее всего, много кто смотрел. Презентовать не стану, так что, кто ещё не видел — стоит, безусловно, отметиться. А больше хочу сказать про смысл этой картины — как многие считают, загадочный и таинственный.

Несмотря на то, что ряд зрителей и критиков считает фильм «непонятным», «абсурдным», идея в нём всё-таки есть. И вполне определённая. Забегая чуть вперёд (ненавижу это выражение), скажу, что мне всё же не удалось однозначно её интерпретировать. Это не Станиславский, и даже не Шекспир. Специально перед тем, как разбирать это кино, я не стал читать никаких разборов — только отзывы и поверхностные мнения. Потому то, о чём я скажу здесь, является моим собственным взглядом, и на абсолютную истину не претендует.

Не думал, что в то время шерифы ещё ездили на лошадях
Не думал, что в то время шерифы ещё ездили на лошадях

Пролог

«Старикам тут не место» — драматический триллер братьев Коэнов по одноимённому роману Кормака Маккарти. Главные роли исполняют Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем и Джош Бролин. Так говорит Википедия, и добавить к этому короткому и ёмкому определению совершенно нечего.

Начинается всё тем, что какой-то ковбой с усами, как у Билла Каттинга из «Банд Нью-Йорка», видимо, браконьер, пытается добыть оленя к ужину на шашлык.

Высматривает
Высматривает
Охотник из него явно не очень — олени разбегаются, а ковбой думает пойти по следу. В результате чего набредает на очень странную локацию, крайне напоминающую такую же из «GTA San Andreas». Только джип там всего один, а здесь целых пять.

Игра была создана в 2004 году, а картина — в 2007, так что первенство явно за Карлом Джонсоном, а не за Люэллином Моссом (так именуется главный герой фильма). Хотя стоп. Не факт, что это главный герой. Этот момент я дополню позже. Что касается заброшенных джипов в пустыне, может, «Рокстар» и ещё откуда раньше выпилил эту локацию, но мне об этом ничего неизвестно.

Локация из фильма
Локация из фильма

Кстати, интересно, куда делись другие бандиты из этих машин. На этот вопрос ответа в фильме нет.

Вообще, несколькими сценами, не только этой, картина напоминает компьютерную игру. Тем более, что относительно часто в кадре присутствует работа субъективной камерой — это когда видеокамера как бы смотрит на игровой мир глазами персонажа. Также есть вид из фары автомобиля, что тоже очень характерно для игровых планов:

Вид из фар, как в GTA
Вид из фар, как в GTA
А это мост из GTA. Он ведёт на шоссе к Сан-Фиерро, то есть тьфу... В общем, вы поняли.
А это мост из GTA. Он ведёт на шоссе к Сан-Фиерро, то есть тьфу... В общем, вы поняли.

В общем, джипы, персонаж ходит-бродит вокруг, находит полуживого мексиканца, потом неживого мексиканца, и чемодан с двумя миллионами весёлых долларов. Ну, тут-то фильм и начинается. Бандиты, полицейские сирены, маньяк с пневматическим пистолетом для оглушения скота и огромной винтовкой с глушителем гуляет по улицам, и вообще... Не буду спойлерить сюжет для тех, кто не смотрел фильм, разберу лишь в моменте.

Брендированный контент.
Брендированный контент.

Многое, чему зрители не находят объяснения, на самом деле объясняется очень легко. Стоит только внимательно смотреть и слушать.

Кто главный герой

Несмотря на то, что главный герой вроде бы обозначен вполне определённо — Люэллин Мосс, как и главный злодей — Антон Чигур (и он появляется, по закону жанра, в первые десять минут хронометража), у меня есть некоторые сомнения в этом. Во-первых, в названии фильма нет никаких отсылок к Люэллину Моссу. Зато есть явная отсылка к шерифу — Эду Тому Беллу. Люэллин Мосс погибает не в конце фильма, его история завершается до завершения истории шерифа. Наконец, фильм начинается закадровой речью шерифа (которая, кстати, объясняет совершенно всё — и название фильма, и его посылку, и саму историю). Следовательно, главный герой — шериф Эд Том Белл. Я совершенно убеждён в этом.

Отсылка к названию

В начале фильма молодой шериф рассказывает про стариков, как бы они жили в наше время. Рассказывает о том, что отправил на казнь убийцу, потому иначе что он ещё бы кого-нибудь убил. Рассказ сопровождается кадрами ареста какого-то человека, в котором мы в дальнейшем узнаём Антона Чигура.

Арест Чигура. Кстати, в этой же сцене выяснится, где он взял своё необычное оружие.
Арест Чигура. Кстати, в этой же сцене выяснится, где он взял своё необычное оружие.

Кто-то считает так: за кадром остаётся некий момент, в котором шериф когда-то, когда был ещё молодым, отпустил того парня. А потом тот парень пошёл, и начал всех убивать. На самом деле нет. Шериф никак не относится к этому, потому что злодей ещё в самом начале фильма выбрался из-под ареста (в наручниках), убрал полицейского, и вышел на свободу.

В конце истории шериф уже не может поймать его, и отправить на казнь, потому что сам стал стариком. В этом смысл названия, и отсылка к главному персонажу.

Разбор персонажа Антона Чигуна

Чигун — главный злодей сюжета, и антагонист шерифа Эда Тома Белла. В книге, по которой поставлен фильм, его цель — вернуть деньги. Он стремится к этой цели на протяжении всей истории. В картине этот персонаж совершенно иной. Добыть деньги — не цель Чигуна. Он просто убивает всех, кто попадается на пути, независимо от того, ведёт ли это к возвращению денег, или нет. Тогда что ? Зачем он всё это делает ?

Очень просто — это маньяк, и главная его цель — распоряжаться жизнями по своему усмотрению. Он заезжает на заправку, и застаёт там какого-то реднека, обывателя, обыкновенного человека. И предоставляет случаю право решить его судьбу. Это и есть его цель: решать по-своему, или с помощью случая, прикончить кого-нибудь, или нет. Он стремится к этой цели на протяжении всей истории, а также и в концовке, скрывшись от полиции. По факту, это некий раскольниковский наполеон, только в более американском воплощении.

Сцена с реднеком. Здесь мы видим явный киноляп, или, скорее, пасхалку — вонючки-смайлики справа в кадре. В те времена подобных не было.
Сцена с реднеком. Здесь мы видим явный киноляп, или, скорее, пасхалку — вонючки-смайлики справа в кадре. В те времена подобных не было.

Если брать каких-то схожих персонажей — вспомним диверсанта Зозулю из телесериала «Легавый». Его линия также заканчивается тем, что он «уходит в никуда». Но у зрителя нет сомнений, что Зозуля не перестанет совершать преступления, хоть его мотивация отличается от мотивации Чигуна. Далее — «Сплит». Концовка вполне схожая, и мотивация у персонажа точно такая же.

BEEF JERKY — популярный американский фаст-фуд, что-то вроде мясных чипсов, только кусочками.
BEEF JERKY — популярный американский фаст-фуд, что-то вроде мясных чипсов, только кусочками.

Есть и второе сходство со «Сплитом»: в этом фильме главный злодей не стареет, он вечен, потому что не человек. Он — воплощение зла в виде антропоморфного персонажа, который ходит и убивает всех, кого ни попадя — деда с машиной, мексиканцев, девушку. Именно поэтому в конце отражена сцена, когда шериф заходит в дом, где, вроде бы, скрывается Чигун. Но шериф осматривает все комнаты — в них никого нет.

Ещё один вариант появления Чигуне в заброшенном доме — трансляция на субъективную камеру мыслей шерифа. Звучит странно, но всё просто: шериф как бы думает, предполагает, что Чигун скрывается в доме, мысленно материализует его.

Разбор персонажа Люэллина Мосса

Любой персонаж имеет собственную идею, часто отличную от главной идеи произведения. Легко определяема идея персонажа Люэллина Мосса — она звучит как «деньги наркомафии ведут к гибели», как примитивна и его мотивация — на халяву разбогатеть. Доминирующая страсть — нажива. Что касается цели, то и она очевидна — выжить любой ценой, сохранив при этом за собой найденные деньги. Характер Мосса вовсе не располагающий, и стремление к эмпатии в отношении этого героя у меня, скажем, полностью отсутствует.

При этом, ковбой явно отрицательный персонаж, как и Чигун. Мосс не протагонист, не противопоставление главному злодею, несмотря на то, что он, вроде бы, против этого злодея борется. Мосс лишь спасает свою шкуру, а настоящий борец — шериф.

Шериф

Эд Том Белл — единственный положительный герой картины. Все остальные персонажи либо отрицательные, либо нейтральные. Без сомнения, именно шериф, а не Люэллин Мосс, является также главным персонажем истории.

Цель шерифа — ликвидировать главного злодея, но этой цели он не достигает, потому что становится стариком, а старикам тут не место. Мотивация — восстановление справедливости. Доминирующая страсть — стремление к верховенству закона.

По сути, шериф — ординарный супергерой, решительный и смелый детектив. С одной стороны, в фильме его деятельность несколько размыта, вырвана из контекста. С другой — характер и быт героя максимально ёмко отрисован при помощи монтажных фраз и закадровой речи. Экранное время, отведённое этому персонажу, совсем небольшое, если судить по общему времени сюжета.

Самым необычным, пожалуй, является следующее: во всех фильмах детектив, который должен уйти на пенсию или уволиться, перед этим обычно ловит преступника («Семь»), или находит спрятанные деньги («Старики-разбойники»). На худой конец, он делает это после увольнения («Блюз осеннего вечера»), или его ликвидируют злодеи («Спрут»). Здесь же шериф уходит на пенсию, оставив дело Чигуна незавершённым. Более того, сама отставка оказывается довольно неожиданной для зрителя, а история персонажа завершается не достижением цели, а утратой этой цели, как и мотивации. Всё это, опять-таки, ведёт к названию фильма.

Старикам тут не место
Старикам тут не место

Шерифы (супергерои, дон-кихоты) становятся стариками в борьбе со злом — главный лейтмотив этого персонажа.

Дополнение в русскоязычной озвучке: Эд Том Белл говорит в кадре голосом Рудольфа Панкова, известного по дубляжу знаменитого детектива Эркюля Пуаро Дэвида Суше.

Мейер Лански

Случайно или намеренно, в картине присутствует отсылка к образам гангстера Мейера Лански, причём таких отсылок даже две. Наёмный убийца, который идёт по следам Чигуна — молодой Мейер Лански, такой, каким он показан в документально-игровом сериале «Рождение мафии», где его роль исполняет Йен Белл. В «Старикам тут не место» играет другой актёр, но посмотрите, какое явное сходство:

Наёмный убийца
Наёмный убийца
Мейер Лански в фильме "Рождение мафии"
Мейер Лански в фильме "Рождение мафии"

А постаревший Лански... шериф ! Да-да, именно он. Если не верите, сравните сами:

Шериф
Шериф
Мейер Лански
Мейер Лански

Брат 2

В этом фильме есть сцены, которые чертовски похожи на сцены из картины «БРАТ-2». Судите сами: вот Чигун убивает главаря мексиканцев прямо за столом в небоскрёбе. Ничего не напоминает ? При этом в живых остаётся, кто бы вы думали, бухгалтер !

Мистер Мэннис офис. Видеокамера с охрененным динамическим диапазоном идеально экспонирует панорамное окно и вид за ним, при этом персонажи остаются в фокусе и в свете
Мистер Мэннис офис. Видеокамера с охрененным динамическим диапазоном идеально экспонирует панорамное окно и вид за ним, при этом персонажи остаются в фокусе и в свете
А то я бухгалтеров как-то не очень
А то я бухгалтеров как-то не очень

— А ты кто ? — Да никто, бухгалтер простой.

Я узнал, что у меня есть огромная семья
Я узнал, что у меня есть огромная семья

Опять-таки, я не знаю, откуда Балабанов взял эту сцену. Возможно, источник как у «БРАТА», так и у «Старикам тут не место» один и тот же, кто знает. Фильм Балабанова, однако, хорошо известен в США, а уж режиссёры и продюсеры гангстерского кино Джоэл и Итан Коэны наверняка его смотрели. Режиссёры, знаете, всегда смотрят известные фильмы, особенно по тематике своей истории.

Чемоданчик с двумя миллионами долларов
Чемоданчик с двумя миллионами долларов

Ещё одна сцена — Люэллин Мосс изготавливает обрез, чтобы расправиться с его помощью с Чигуном:

Говорите, в США ганмены не работают с нестандартным оружием на съёмках ?
Говорите, в США ганмены не работают с нестандартным оружием на съёмках ?

Довольно странное занятие, на самом деле — ружьё стреляет гораздо дальше. Вряд ли Чигун будет ждать его, чтобы позволить приблизиться настолько, чтобы можно было пулять из обреза. И потом, это незаконное оружие.

Правда, полиция практически полностью игнорирует противозаконные действия всех персонажей фильма, что ещё раз напоминает о компьютерных играх: можно ввести чит-код, и полисмены не станут вас замечать.

Фильм получил множество наград, и заработал в прокате 171 миллион долларов при затратах в 25 миллионов. Но для многих зрителей его сюжет и концовка так и остались загадками.