Педагог– это человек, который отвечает за образование детей. Это зрелый, опытный человек. Он осуществляет процесс образования посредством обучения и воспитания. Отношения с педагогом, к сожалению, не всегда наполнены радостью. В силу того, что в обучении используются такие инструменты как отметка и порицание. Даже если ребенок не боится педагога, он все равно относится к нему как «взрослому».
Хотя вожатый тоже участвует в образовании детей, самое главное отличие вожатого от педагога и самое большое его преимущество в субординации. Вожатый для ребенка, прежде всего старший товарищ, друг, с которым можно поделиться радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый использует в большей степени методы, которые в ситуации здесь и теперь приносят ребенку радость. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого игры, соревнования, эстафеты, очень «важные» дела, повышающие самооценку каждого ребенка.
В структуре смены выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный.
Подготовительный и постлагерный периоды, по сути, не входят во временной промежуток смены в детском оздоровительном лагере, но имеют достаточно большое значение.
Подготовительный период смены
Это период подготовки, эмоциональной настройки вожатого на активную работу, а ребенка - на интересный отдых. На данном этапе идет продумывание и построение содержания смены, основных форм работы, подбираются определенные методические материалы. Часто в данный период детские оздоровительные лагеря проводят для вожатых инструктивно-методические сборы, в которых будущие вожатые знакомятся с территорией лагеря и его программой, осваивают практические умения по взаимодействию с детьми, пополняют вожатскую методическую копилку.
Задачи деятельности вожатого в подготовительный период смены:
• знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом;
• подготовка педагогической, личной документации вожатого;
• ознакомление с программой летней лагерной смены;
• составление методической копилки вожатого.
Содержание деятельности вожатого в подготовительный период смены:
• выезд в лагерь на организационное совещание;
• прохождение медосмотра и получение допуска к работе;
• заключение трудового договора с администрацией лагеря;
• разработка план-сетки отряда по программе летней лагерной смены;
• работа с напарниками.
В первый день смены в лагере происходит важное действие - заезд детей. А значит, происходит регистрация детей в отряды (примерно за 2-3 часа до выезда в лагерь или уже в самом лагере).
Стоит выяснить у родителей информацию о здоровье ребенка: нет ли у аллергии на какие-то продукты, как переносит поездки в автобусе, не нужно ли будить ночью в туалет. Уместным будет вопрос родителям, на какие особенности поведения ребенка стоит обратить внимание.
Организационный период смены
Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период» или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».
Вожатый в этот период выступает организатором дел в отряде, ведущим, лидером. В организационном периоде важно сформулировать и принять четкие требования (правила) жизнедеятельности в отряде.
Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.
Задачи:
· Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
· Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
· Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
· Определение места (статуса) в коллективе;
· Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
· Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
· Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Предлагаемые формы работы:
· Игры на знакомство;
· Экскурсия по лагерю;
· Игра на территории «Шифровка»;
· Коллективная творческая деятельность
· Формы работы с группами переменного состава;
· Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;
· Установление традиций в отряде.
Уровень отряд-ребенок:
· преодоление стресса от смены обстановки
· организация группировок, распределение в них ролей
· принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
· вхождение в состояние успеха
· сплочение отряда, осознание коллективом себя
· срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
· преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Уровень вожатый:
· формулирование задач и методов их решений
· формулирование этических норм существования в отряде и лагере
· подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха
· позиционирование вожатого
· оценка приехавших детей
· анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
· формулирование законов существования в отряде и этических норм
· ввод отряда в состояние успеха
· подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
· отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
· преодоление срыва отряда
Основной вид деятельности вожатого:
Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря.
Советы вожатому:
· до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
· лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
· индивидуальные беседы проводите только наедине;
· больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
· больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
· трудную работу — лучшим;
· название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
· дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
Показатели успешной работы.
· Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
· Все знают имена друг друга.
· Знают территорию.
· Обеспечена узнаваемость отряда.
· Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
· Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
· Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО:
Великолепная Валерия. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например, Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.
Снежный ком. Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
«Три факта». Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них является реальным, а два других — выдуманными. Задача остальных участников — определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом участник, который представлялся, раскрывает истину: говорит, какой из приведенных фактов реален.
Любимое занятие. Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например, кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.
Игры на выявление лидера в лагере
Фотография для семейного альбома. Участники игры должны представить себя большой дружной семьей, которой предстоит фотосъемка для семейного альбома. Чтобы это сделать, ребятам надо определиться с тем, кто какую роль будет выполнять: кто станет фотографом, помощником фотографа, кто будет тем или иным членом семьи. Фотограф вместе с помощником помогают ребятам построиться для фотографии. Как правило, к роли фотографа и его помощника стремятся дети с лидерскими качествами. Фотограф считает до трех, "семья" весело кричит "Сыр" – фотография готова.
Сколько пальцев? Игроки рассаживаются в круг вместе с ведущим. По команде ведущий показывает участникам определенное количество пальцев. При этом встать со стульев должно столько человек, сколько пальцев показал ведущий. В этой игре игрокам необходимо быть быстрыми и внимательными. Как правило, раньше всех поднимаются со стульев дети, стремящиеся к лидерству, а позже – нерешительные и менее общительные.
Основной период смены
Самый длинный период лагерной смены. В этот период происходит самореализация ребенка в отряде и лагере. Вожатый меняет свою позицию: от руководителя и лидера он переходит на позицию консультанта, координатора.
Задачи:
· Моделирование ситуации успеха;
· Предоставление свободы выбора;
· Создание положительного эмоционального настроя;
· Создание условий для активности ребенка;
· Поддержание положительного эмоционального настроя;
· Организация взаимодействия;
· Поддержание групповых норм.
Для вожатого важно
· Мотивация детей на активное участие в смене.
· Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
· Сплоченный отряд.
· Не переутомлять детей.
· Обсуждение проведенных дел с детьми.
· Анализ прожитого дня.
· Заложить основы соуправления.
· Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
· Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм.
· Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;
· Создание условий для проявления активности ребенка;
· Моделирование ситуации успеха.
Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
· создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
· развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
· создать условия для работы органов соуправления;
· корректировать нормы общения, поведения, отношений.
На втором этапе основного периода задачи следующие:
· организовать коллективно-творческую деятельность;
· создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;
· показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
· корректируются межличностные и коллективные отношения.
Предлагаемые формы работы:
· Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;
· Совместное планирование, проведение дел;
· Организация равноправного диалога с детьми;
· Совместное обсуждение возникающих проблем.
Для ребенка важно
§ Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
§ Бодро пересечь 'экватор смены'.
§ Участие в межотрядных и дружинных делах.
§ Реализация собственных идей.
§ Самореализоваться как личность.
§ Чему-то научиться.
§ Отдых и оздоровление
§ Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
§ Проявление своей самостоятельности.
§ Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
§ Возможность проявить себя лидером
Возможные отрядные дела основного периода
· Участие в дружинных (общелагерных) делах.
· Дела детских творческих групп.
· Спортивные игры.
· Межотрядные игры.
· Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение‘ и др.).
· Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
· Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
· Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
· Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
· Творческое дежурство.
· Костры, огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
· Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Юмора, День Самоуправления, День Любви и др.).
Показатели успешной работы.
· Способность к оценке деятельности и самооценке.
· Достаточно много лидеров.
· Не должно быть замкнутых групп.
· Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.
Тренинги на общение
Информация. Участники садятся в 2 шеренги (так как если бы они ехали в автобусе). «Представьте себе, что мы едим в автобусах: первая шеренга в одном, а вторая шеренга в другом автобусе. Вы сидите у окна и видите, что в другом сидит ваш знакомый, которому вам нужно срочно передать важную информацию. Сделайте это, но помните, Вас не слышат, пользуйтесь только мимикой и жестами».
Вопрос – ответ. Каждый участник попадает в центр полукруга, образованного членами группы и становится спиной к остальным. Ему задают, какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, называя имя задающего вопрос.
Таможенники. Два человека (добровольцы из группы) прячут «бриллиант», остальные участники группы таможенники. Контрабандисты будут появляться перед таможенниками 3 раза, ничего не говоря. В какой - то раз из 3 появлений они появятся с «бриллиантом». Таможенники, не притрагиваясь к контрабандистам должны определить, когда и кем был пронесен «бриллиант».
Игры на сплочение
Человек к человеку (все). Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.
Построение (все). Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.
Путаница (все). Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.
Заключительный период смены
Цель- подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).
Задачи:
§ коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК
§ самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка
§ создание условий для конструктивного расставания
§ определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
§ эмоциональная стабилизация
§ подготовка лагеря к следующей смене
Для ребенка важно
§ Не потерять новых друзей в городе
§ Оценили труд ребенка
§ Обогащение личного багажа знаний
§ Услышать как можно больше теплых слов
§ Возможность высказать свою оценку смены
Для вожатого важно
§ Подведение итогов смены с детьми
§ Анализ смены с напарником
§ Планы на будущее
§ Оформление итогов
§ Настрой детей на лирический, но оптимистический лад
Критерии успешности:
§ нежелание уезжать из лагеря
§ желание сохранить среду общения
§ желание перенести то, чему научились в лагере, на свой ПДК
Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
§ Логическое завершение работы на смене
§ Подведение итогов
§ Создание атмосферы “завершения”
Постлагерный период
Этот период наступает после окончания смены, когда дети возвращаются домой. Это этап рефлексии и детей, и вожатого. На данном этапе происходит анализ деятельности в лагере. Ребенок формирует отношение к жизни в лагере и желание или нежелание провести следующие летние каникулы в детском оздоровительном лагере. Для вожатого - это период педагогического анализа своей деятельности, когда важно найти ответы на вопросы: «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему?». Вожатый также делает выводы о своей работе и принимает решение продолжить данный педагогический опыт или нет.
Планирование работы вожатого в отряде
Программа летней лагерной смены (ПЛЛС) - это документ, содержащий в себе цели и задачи, план общелагерных мероприятий, легенду и содержание смены.
План-сетка- это внутренний нормативный документ, определяющий и регулирующий жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются внутриотрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица.
Пример одного дня внутриотрядной план-сетки 03.08.2021
Утро
10.00-11.00
КТД на выявление личного социально-ролевого потенциала
Отв. Иванов И.И
11.00-12.00
Интеллектуальное мероприятия «Где логика?»
Отв. Петров А.М
День
17.00-19.00
Конкурс актерского мастерства
Отв. Иванов И.И.
Вечер
21.15-22.00
Огонек/рефлексия дня
Отв. Васечкин А.В.
Примерный режим дня в лагере выглядит следующим образом:
8:00 - Подъем
8:30 - Зарядка
9:00 - Завтрак
10:00 - 13:00 - Работа кружков в лагере, внутриотрядные мероприятия,
спортивные соревнования
13:00 - Обед
14:00 - 16:00 - Тихий час
16:30 - Полдник
17:00 - 19:00 - Работа кружков в лагере, внутриотрядные мероприятия, спортивные соревнования
19:00 - Ужин
20:00 - Общелагерное мероприятие, кинопросмотр
21:00 - Второй ужин
21:15 - Вечерние отрядные огоньки, дискотека
22:30 - Отбой