Найти тему

НАРИСОВАТЬ КВЕНТИНА ТАРАНТИНО

27 марта 2023 г. Квентину Тарантино исполнилось 60 лет. Конечно, нужно было в тот день рассказать про какую ни будь книгу о нем. Но проблема в том, что из тех двух книг, что у меня были в тот момент его кинематографическая история доходила только до периода конца 1990-х. А за это время в кинематографической и личной жизни Квентина произошло довольно много событий. Так что пришлось мне в прошлом году эту дату пропустить…

Но за это время у меня появилось два ярких и интересных издания. Во-первых, графический роман-биография «Квентин про Тарантино» от Amazing Ameziane. Во-вторых, номер иллюстрированного журнала «Ornament», целиком посвященный Квентину Тарантино. И хоть некоторые факты в этих изданиях повторяются, но в целом они прекрасно дополняют друг друга. Причем не только в информативном, но в и графическом плане.

«Ornament» решил сразу же зайти с козырей и в составлении структуры журнала использовали тот метод, который стал визитной карточкой Тарантино в его ранних картинах, т.е. разорванное повествование. Правда, этого принципа они придерживались только в первой половине журнала. Но ведь и сам Квентин впоследствии перешел на более привычные линейные формы повествования. Кроме того, журнал снабжен отменными иллюстрациями, которые порой очень сложно отличить от реальных кадров из фильма.

-2

В «Квентине про Тарантино» сюжет выстроен более традиционно. Квентин дает интервью, начиная со своего раннего детства и заканчивая планами своего десятого фильма, которым он планирует завершить карьеру. При этом порой начинает рассуждать на темы истории кинематографии, режиссерской работы. Но все эти фразы взяты из его различных интервью, так что читатели действительно знакомятся с прямой речью «гения современного кино» (как сказано на обложке), превращая мастера диалога в не менее искусного мастера монолога. Правда, главный сюрприз в этой истории оказался на последней странице и он буквально переворачивает всю структуру повествования.

Ещё одно бесспорное достоинство графического романа – это его стиль рисовки. Вернее стили рисовки, потому что они меняются в тексте с такой скоростью, что порой, перелистывая новую страницу, даже удивляешься. Само повествование словно выходит на новый уровень и обретает новые оттенки даже на черно-белых страницах. То есть, динамика повествования остается по настоящему «тарантиновской». Это при том, что перед нами, по сути, учебник по кинематографии второй половины 20 века в изложении Тарантино, который превращается в захватывающее повествование.

-3

«Ornament» в плане информативности тоже не отстает. Прекрасный разворот на тему B-movie и эксплотейшена позволяет по новому взглянуть на многие эпизоды не только из картин Тарантино, но и из графического романа о нем. А, казалось бы, необязательно глав про работу каскадеров и рассказ про «неубиваемые» тачки позволяет иначе оценить проект «Грайндхаус». Тем более, что в графическом романе ему уделено несравненно мало внимания по сравнению с другими картинами. Даже, с теми, которые Квентин не снимал, а просто отдает им дань уважения или рассказывает о том, как они повлияли на его творчество. Зато «Ornament» обошел вниманием участие Тарантино в работе над фильмом «Город Грехов». Видимо, как раз потому, что в графическом романе режиссер отзывается об этом опыте крайне негативно.

-4

Вообще, всем известно, что любой фильм Квентина Тарантино – это своеобразный сборник цитат, причем не только кинематографических, но и музыкальных и даже исторических. Как журнал, так и графический роман на эти отсылки указывают. Да, порой они могут быть понятны только знатокам кино, при том зачастую американского. Но часто они оказываются настолько очевидными, что порой даже удивляешься, как мог их не заметить сам. Я, по крайней мере, несколько раз включал его, уже неоднократно виденные фильмы, что бы убедиться в том, что эти отсылки там действительно есть. Тем более, что на страницах «Квентина про Тарантино» режиссер сам на нескольких примерах объясняет как работает этот принцип.

-5

В жизни Квентина кино уже стало настолько неотъемлимой частью его жизни, что даже худший день в его жизни произошел на съемках. Это случилось, когда во время съемок «Убить Билла» чуть не погибла Ума Турман. Хотя, наверное ситуация, здесь намного глубже, чем может показаться, но даже многие годы Тарантино ощущал вину за случившееся и наверное винит себя в этом.

-6

Вообще, в графическом романе таких историй множество: чего стоит только его общение с Энио Мориконе, что бы получить мелодии для саунтрека «Джанго освобожденного». Или принцип как он выбирает актера. Любой персонаж, даже эпизодический – это всегда идеальное попадание. При этом настолько тщательно выбирает актеров, что ни кого другого в этой роли уже просто не представить (хотя объективности ради часто роли писались совсем под других). Он буквально вдохнул свежую струю в карьеру Джона Траволты. Он вывел на новый уровень Пэм Гриер. Если начать перечислять всех, то журнал «Ornament» стал бы еще толще.

-7

Такое живое воплощение происходи потому что Тарантино всегда детально прописывает историю каждого героя, даже то, что не попадет в кадр. Что-то попадает в сценарий, но не оказывается в фильме, что то жестко выбрасывается из черновиков («Безславные ублютки», так правильно долже писаться перевод названия, вообще имели все шансы стать сериалом), что то Квентин держит в голове во время съемок. Это открыло новые грани. Не случайно Тарантино после выхода «Ублюдков» и «Джанго» долго планировал написать литературные продолжения. Но пока ему удалось выпустить лишь художественную адаптацию своего девятого фильма «Однажды в … Голливуде» (про эту книгу будет рассказано в этом канале когда придёт время). Это не попытка уйти в другой жанр или сменить род деятельности. Это расширение границ таланта. Тарантино настолько роднится со своими персонажами, что просто не может отпускать их. Не случайно в «Квентине про Тарантино» приведена дальнейшая история кинематографической жизни Рика Далтона. А сюжет продолжения «Убить Билла» (первоначально режиссер планировал выпускать продолжение раз в 10 лет) описан настолько детально, как будто у него как минимум готов сценарий.

-8

Составляют ли фильмы Тарантино отдельную кинематографическую вселенную? Безусловно, да. Не случайно авторы «Ornamentа» завершают издание страницей «Это просто теории», где выстраиваются родственные связи между героями разных фильмов Квентина. Хотя сам он по этому поводу разделяет вселенную своих фильмов на несколько уровней.

-9

Это и является ключевым во всей работе Квентина Тарантино. Ему безумно нравится то, что он делает. Он отдает себя этому без остатка. Для него кино – это вся жизнь. Он сам словно является персонажем фильма про режиссера, который сумел вывести искусство снимать кино на новый уровень. Он буквально проживает каждую свою работу, делая фильм так, что бы в его глазах он получился идеальным. И это ему всегда удается. Да, «Джеки Браун» и «Доказательство смерти» ругают, но в первую очередь по той причине, что не смогли оценить всю глубину идеи, которые вкладывалась в эти картины. А без таковой Тарантино к работе не приступает. Именно его фильмы – это фильтр что бы отделить просто зрителей от истинных ценителей кино. Потому-то он так трепетно относится к подготовке своего финального фильма: картина просто обязана быть таким триумфом, который затмит все его предыдущие работы. Кто-то может сказать, что такое не возможно. Но только не для Тарантино. Всей своей карьерой он доказал, что для настоящего кино ничего невозможного нет.