Охотский район Хабаровского края известен прежде всего горами и ледниками высокогорья хребта Сунтар-Хаята. Но не менее известна у путешественников река Охота. Бассейн Охоты знаменит своей бифуркацией в приводораздельной части, где речка Делькю разделяется на два потока, причём один утекает к Тихому океану, а другой к Северному Ледовитому. Охота - главная "магистраль" туристических маршрутов, соединяющая верховья Индигирки в Якутии с побережьем Охотского моря.
Помимо Охоты, параллельно ей, протекают другие крупные реки - Кухтуй, Ульбея, Иня. Это, можно сказать, второстепенные "дороги" Охотского района. По одной из них, по Кухтую, мы сейчас и отправимся.
В устье Кухтуя расположен административный центр Охотского района - п. Охотск. Здесь Кухтуй образует Кухтуйскую лагуну, на косе между которой и морем расположен посёлок.
Зимой через лагуну в аэропорт прокладывается автозимник. Летом приходится несколько десятков километров ехать в обход, по мосту. Это самый крупный мост в районе.
Нижнее течение Кухтуя, около сотни километров, это светлохвойная тайга, вперемешку с марями (лесотундрой) Нижнекухтуйской равнины. Затем, если поднимаешься вверх по реке, по сторонам начинаются сопки.
Когда-то по долине Кухтуя был проложен зимник. Сейчас он изрядно подзарос, и приходилось выезжать на снегоходе на речные террасы и двигаться по лиственничному редколесью, так как в пойме слишком густой лес. Тем не менее, притоки всё равно приходилось пересекать. Но так как их поймы не слишком широки, охотники прорубили через пойменный лес тропки-нартовики.
Таковы речки Дели, Горн, Паутовая. Они небольшие, так как речные системы здешних рек бассейна Охотского моря узкие и вытянутые. Крупных притоков мало и они долгое время текут вдоль Кухтуя, прежде чем в него впадут. Но мы далеко от реки не отдаляемся. Иногда приходится съезжать со снега на речной лёд. Пластиковые волокуши за снегоходом начинает заносить. Потихоньку преодолев ледяную преграду, вновь выезжаем на снег и снова скорость и ветер в лицо.
Старый зимник уходит вверх по реке Ханар. Теперь начинаются совсем уж дикие места. Главная дорога здесь - сама река.
За устьем ключа Угрюмый, реку начинают теснить сопки Кухтуйского хребта. То одна сопка, то другая, выставляют свои бока в долину, и реке терпеливо приходится их огибать. Снег заканчивается и начинаются наледи.
Осторожно крадёмся по льду. Я еду лёжа на волокуше, вытянувшись во весь рост на мягком матрасе. На дворе март, и в этих краях весна уже вступила в свои права. Ярко светит солнце и тепло, всего минус двадцать с небольшим.
В некоторых местах поверх льда пошла вода. При переезде через такие потоки, поднимаются брызги. Через некоторое время, на остановках, стряхиваю замерзший лёд с матраса и одежды, вытряхиваю из волокуш заметённый снег. Едем дальше. Погодка шепчет. Красота! Это вам не зимой, когда на реке весь день лежат густые тени, и от сорокоградусных морозов лопается лёд и все деревья в инее от поднявшегося пара. А сейчас пригревает солнце, и на голову не нужно надевать балаклаву и наматывать шарф, нацеплять горнолыжные очки.
Впрочем, очки бы сейчас не помешали. Солнце настолько яркое, что слепит глаза. Чувствую, что щёки начали гореть от солнца и ветра.
На остановках нас окружает звенящая тишина. Через несколько минут, когда в ушах перестаёт звенеть от шума мотора, замечаешь звуки просыпающейся природы. Улавливаешь птичьи трели, шуршание крохотных крыльев порхающих синичек.
И в наступившей тишине понимаешь, что это самая дикая дорога, по которой ты когда-либо проезжал. До Колымской трассы отсюда ехать около 450-500 км, через горы Сунтар-Хаята, в район Томтора и Оймякона. Позади почти дикое северное побережье Охотского моря на 500 км до Магадана. Попутных и встречных снегоходов не наблюдается. Нет даже их следов. Зато много следов сохатых. И как будто мало нам безлюдья, съезжаем с Кухтуя, чтобы попытаться перевалить в соседнюю долину.
Попытка оказалась безуспешной. В этом районе был густой лес, крутые склоны и глубокий рыхлый снег. Помучившись пару часов, вернулись к реке, разожгли костёр, достали перекус.
Ничего не поделаешь. Придётся возвращаться на базу. А потом снова ехать, чтобы искать пролаз в другом месте. Летом в этом районе будет работать отряд геологов, так что нужно будет в любом случае пробиваться и разведать пути подхода к планируемой полевой базе.
И снова звенит мотор, взвивается снежная пыль из под гусениц снегохода, и волокушу подбрасывает на снежных застругах как на морских волнах. Закрыв глаза, можно представить себя лежащим в моторной лодке. Но мимо проносятся берега реки, деревья и кусты, а над ними величаво проплывают белые вершины сопок. С каждым часом тени удлиняются, и мороз крепчает. Но и база становится ближе.
Позади 140 км, преодолённых за один день. Это как 700 раз скатиться с двухсотметровой горки. Приеду домой - и никаких ледянок! Накатался на год вперёд!