Недавно я вам рассказывала про народные названия моего родного района⬇️
В этой статье я упоминала Бассейку - водоем около парка Сосновка и проспекта Жака Дюкло, который имеет официальное название "Ольгинский пруд".
Я всегда знала, что название "Бассейка" водоём получил из-за своего искусственного происхождения и прямоугольной формы.
К тому же, берега его забетонированы и напоминают чашу бассейна.
Знала я и то, что раньше на месте Бассейки добывали песок. Но на этом мои познания о любимом водоёме заканчивались.
Но недавно во всемирной паутине мне удалось раскопать более подробные сведения о появлении Бассейки, которыми я хочу с вами поделиться. И привести рассказ (в сокращении) бывшего начальника литейного цеха завода «Арсенал» Л. Никольского, опубликованный в газете "Вечерний Ленинград", 26 января 1979 г. и приведенный на форуме vk.cc/8HX6QK:
Осажденный, отрезанный от Большой земли город ковал оружие для победы над врагом. В холодных цехах голодные, но не сломленные ленинградцы изготавливали мины, снаряды, другие боеприпасы. Большей частью делалось это с помощью литейных заготовок — в формы из песчано-глинистых смесей заливался жидкий металл. На формы требовался кварцевый песок и огнеупорная глина. Ленинградские предприятия обычно получали их регулярно с карьеров, расположенных в области, и больших запасов не держали. Но с сентября сорок первого года подвоз песка и глины прекратился — Ленинград оказался в кольце врага.
Старых запасов литейщикам хватило ненадолго — уже в октябре большинство цехов осталось без самого нужного материала — кварцевого песка. На месяц работы его требовалось 15 тысяч тонн. Конечно же, никому из нас, а я сам тогда работал начальником литейного цеха на «Арсенале», и в голову не приходило подавать заявки на подвоз песка. Но и прекращать производство было нельзя. Решили искать песок «дома».
Пробы брали с Парголовских холмов, в Юкках и на Поклонной горе, во Всеволожской и Лисьем Носу. Где только мы не побывали в поисках... И наконец, еще одна проба — в конце Ольгинской улицы, за домом № 12. И — удача!
Начали вывозить песок из вновь открытого карьера в цехи — на газогенераторных машинах. Грузили его в кузова лопатами. Это была не просто тяжелая, но и опасная работа. Нужно было грузить быстро, так как скопление машин привлекало внимание вражеской авиации. Этот район часто обстреливался артиллерией фашистов. Потом на помощь пришли трамвайщики — по Ольгинской улице к карьеру были проложены трамвайные пути, которые по мере расширения карьера продлевались дальше.
Ветка грузового трамвая в Яшумовский карьер существовала, кстати, до 1963 года.
Позже установили мы и ленточные транспортеры — они несколько облегчили труд, повысили его производительность.
За годы войны карьер на Ольгинской дал ленинградским литейщикам сотни тысяч тонн песка, который был необходим нам без преувеличения так же, как и хлеб. Он позволил ном с честью выполнять задания фронта — выпускать литье для боеприпасов, которые изготавливались потом в цехах заводов «Красная Бавария» и станков-автоматов, кондитерской фабрики и табачной имени Клары Цеткин, объединения «Молокосоюз» и на других предприятиях. Недаром мы назвали карьер «питательным пунктом» литейщиков. И после войны еще некоторое время служил он и нам, литейщикам, и строителям.
На месте выбранного песка образовался котлован, который постепенно заполнили грунтовые воды, атмосферные осадки.
И вот несколько лет назад его благоустроили, превратили в место отдыха горожан. Это замечательно. Но хочется, чтобы люди, новое молодое поколение ленинградцев знало, что это не просто красивый водоем, а своего рода памятник блокады, памятник героизма ленинградских рабочих, выстоявших в борьбе с врагом. Это они, голодные и ослабленные, под обстрелом килограмм за килограммом лопатой выбирали и грузили песок, чтобы город мог сражаться и победить.
На этом рассказ Никольского заканчивается, а мой ещё нет. Хочу вам показать сравнительные фото Бассейки тогда и сейчас.
А также рассказать о домах №5 и 7 по Улице жака Дюкло.
Они были построены над карьером на Ольгинской улице в 1933 году и предназначались для сотрудников Физико-технического института.
Дома выстроены в стиле конструктивизма и размещены под углом 90 градусов друг к другу.
Проект предусматривал отдельную котельную, общежитие для аспирантов, детский садик, прачечную, квартиры для научных сотрудников, помещения для дворников в подвалах.
На сайте www.citywalls.ru есть любопытная цитата из публикации А.Б. Березина:
«Для ученых Физико-технического института тоже построили трехэтажный барак у бывшего котлована, ставшего озером. Оштукатурили его и заселили разными понаехавшими физиками... Здесь жили нобелевские лауреаты по физике и химии: Капица, Ландау, Семенов, трижды Герои Социалистического Труда - академики Курчатов, Александров, Зельдович...»
Автор воспоминаний с горечью пишет, что все ветхие фасады можно было бы покрыть мраморными мемориальными досками полностью.
Но когда речь о памятных досках действительно зашла на официальном уровне, приехавший из центра чиновник констатировал:
«Не надо подчеркивать в каких условиях жили эти выдающиеся люди. Какие доски! Что скажут о нас потомки? И вообще это здание давно уже подлежит сносу. С тех пор прошло уже более 40 лет...»
В доме № 7 два года жил знаменитый бард Булат Окуджава. Он был женат на Ольге Арцимович, дочери актрисы Веры Арцимович. А Вера была вдовой кинорежиссера В.Г. Лебедева-Шмидтгофа, автора слов известной песни «Эх, хорошо в стране советской жить!»
В 2018 году появился уже проект постройки на месте этих трёхэтажных домов новых высотных домов, об этом писал "Канонер":
Жилой дом из двух 12-этажных секций будет построен на улице Жака Дюкло, 5–7, рядом с Ольгинским прудом. Он займет место трехэтажек, появившихся там в 1930-х годах.
В 2001 году институту разрешили реализовать инвестиционный проект — «с расселением в установленном порядке указанных жилых домов и их сносом за счет привлеченных средств инвесторов». В 2003-м их признали аварийными.
Проект нового жилого дома на этом месте разработало ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская». В исполнении мастерской получились два 12-этажных корпуса, ориентированных параллельно улице и поставленных на общий стилобат.
Прошло уже 6 лет, но пока, к счастью, проект этот не осуществлён. Жители трёхэтажных институтских домов считают, что так произошло потому, что расселить их не представляется возможности. В каждой коммунальной квартире этого дома прописано очень много народа. И предоставить им всем жильё невозможно.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: