Как известно из материалов УД, дедушка Слава, он же Валюкявичус Станислав Александрович, привёз трубы из посёлка 2-ой Северный рудник. О чём сообщает на допросе исполняющий обязанности инженера Энерголесокомбината Дряхлых Михаил Тимофеевич.
Протокол допроса свидетеля Дряхлых Михаила Тимофеевича, 5 марта 1959 года
" 29 января я встретил на бараке 41 квартала рабочего Великявичуса, который сгружал привезенные трубы. Спросил его как они доехали. Он ответил, что приехали благополучно. О том, что привез обратно одного студента он мне не сказал и я не спрашивал и этого студента лично не видел".
Документ из УД, листы 40 и 41
Вроде, всё складно, но некоторые моменты, действительно, вызывают серьёзные вопросы к достоверности такой информации. Во-первых, Валюкявичус не мог сказать Дряхлых, что он подвёз студента, так как он этого не делал. А во-вторых, никто кроме Михаила Тимофеевича, не говорит о трубах.
Протокол допроса свидетеля Валюкявичус Станислава Александровича, 7 марта 1959 года
"Один из туристов положил в вещевой мешок породу керна от выработок бурения и попросил меня отвезти это на 41 км. В то же время он сказал, чтобы я обратно ехал тихо, а он меня догонит, так как он не мог идти в поход дальше по болезни, у него заболела нога... Я выехал с поселка примерно около 10 часов утра, туристы остались там. На 41 км приехал около трех часов дня и через некоторое время пришел один турист, который собрал породу".
Документ из УД, лист 53
Действительно, Юра Юдин просил дедушку Славу ехать тихо, так как собирался его догнать, но этого так и не произошло. Он пришел в посёлок, когда Станислав Валюкявичус уже некоторое время находился в 41 Квартале. Но интересно другое. Дедушка Слава ничего не говорит о трубах.
Протокол допроса свидетеля Ряжнева Георгия Ивановича, 6 марта 1959 года
"Ко мне обратились 27 января мужчина с женщиной и попросили лошади для перевозки вещей и продуктов до 2-го северного рудника, который находится от 41 кв. на расстоянии 22 км. Лошадь им выделил и дал им возчика Велюкявичус Станислава Александровича... По возвращению возчика Великявичуса в 41 квартал он сказал, что туристов довез до 2 северного рудника, они там разместилися в доме нежилом и видимо там ночевали".
Документ из УД, лист 43
Вот и начальник 1 лесоучастка Энерголесокомбината города Ивделя Ряжнев Георгий Иванович, который выделил лошадь туристам, ничего не говорит о трубах. Да и туристы в своих дневниках тоже молчат об этом. А, как известно, в 41 Квартале они помогали дедушке Славе, разгружать подводу, о чем в общем дневнике группы Дятлова сообщает Юра Дорошенко.
Копия дневника группы Дятлова, 27 января
"Ребята договорились, что до 2-го Северного довезет тюки лошадь. От 41-го до него 24 км. Мы помогли дедушке Славе разгрузить воз сена и стали ждать лошадь (она ушла за сеном, дровами). Ждали до 4 часов".
Документ из УД, лист 25
Соответственно, если бы дедушка Слава действительно грузил трубы, то туристы бы ему помогли и написали бы об этом в своих дневниках. Но такой информации в дневниках туристов не существует. Следовательно, Дряхлых вводит следствие в заблуждение. Интересно, зачем он это делал?
А действительно: "Зачем трубы лесорубам?". И чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно пристальней присмотреться к автору этой информации. Ведь не просто так инженер Дряхлых сообщил о ней на допросе. Должна же быть некая важная причина.
Протокол допроса свидетеля Дряхлых Михаила Тимофеевича, 5 марта 1959 года
"С 24 января по 1 февраля 1959 года включительно я был в командировке по делам службы на 41 квартале, где у энерголесокомбината г. Ивдель лесозаготовки. Там у нас живет 50 человек рабочих".
Документ из УД, лист 40
Получается, Михаил Тимофеевич появился в 41 Квартале накануне прибытия в этот посёлок группы Игоря Дятлова. А покинул его 2 февраля, когда уже произошли небезызвестные события на Холатчахле. Мало того, он посещал в Вижае товарища Хакимова и с очень интересной миссией. Но об этом чуть позже.
Протокол допроса свидетеля Дряхлых Михаила Тимофеевича, 5 марта 1959 года
"21 февраля меня вызвал в ГК КПСС тов. Проданов И.С. и сказал, что потерялась группа туристов студентов и их нужно разыскать. 21.02.59 г. я. студент один из института политехнического, фамилию его не знаю, командир самолета Спицын и штурман вылетели на самолете «Як» в направлении на пос. Вижай, оттуда вверх по р. Лозьва, через пос. 41 квартал, 2-й северный рудник, сев. рудник".
Документ из УД, лист 41
Не кажется вам странным, что в городской комитет КПСС вызвали именно Дряхлых, который был инженером Энерголесокомбината, а не лесника или пожарника, которые знали те места? Доверяли? Несомненно, и в подтверждении этой версии событий есть информации от студента УПИ, о котором упоминает Михаил Тимофеевич в протоколе допроса.
Дневник Юры Блинова
"Утром 21 февраля мы вылетели с Уктусского аэропорта на 4-х местном самолете ЯК-12. Полетел с нами сам командир Свердловского авиаотряда и ………штурман отряда. До Ивделя добрались за 3 часа. Там нас уже ждали. Решено было сразу же идти на поиски. Полетели четверо: командир, штурман, инженер (он доставал Дятлову машину, чтобы она их отвезла от Вижая до 41–го участка, а дальше на лошади они довезли рюкзаки до 2-го Северного поселка) и полетел еще я".
Получается, инженер Дряхлых неразрывно связан с группой Игоря Дятлова. Он договаривается с Хакимовым по поводу машины, встречает туристов в 41 Квартале, одним из первых принимает участие в поисках пропавшей группы Игоря Дятлова. Всё это наводит на определенные мысли. Есть в этом какая-то тайна. Но, тем не менее, вся эта информация, которая, несомненно, достойна пристального внимания, не даёт ответ на поставленный вопрос: "Зачем трубы лесорубам?".
А вот и нет, именно эта информация и есть ключ к ответу на этот важный вопрос. Получается, инженер Дряхлых не случайно встретился с группой Игоря Дятлова, а помогал им, не только с машиной, но и с сокрытием важной информацией. Если внимательно изучать материалы УД, то можно сделать удивительные открытия, которые могут полностью изменит устоявшееся мнения о произошедших событиях, связанных с группой Игоря Дятлова.
Дневник Зины Колмогоровой, 27 января
"Сегодня первый день пути. Рюкзак ничего тяжеленький. Да, уходит Юра Юдин от нас сегодня уходит. У него снова воспалились сидалищные нервы и он уходит. А так жаль. В рюкзаки распределили груз его".
Получается, 27 января 1959 года, после того, как выяснилось, что Юра Юдин заболел и не может продолжать поход, туристы "распределили его груз". Ничего особенного в этом нет. Нормальная практика в таких случаях. Действительно, забрали у Юры продукты и общественное снаряжение.
Протоколы опознания вещей
"Расписка. Мною, Юдиным Ю.Е. получены принадлежащие мне вещи:
1.Одеяло зеленое из 8-го студкорпуса. 2. Рукавицы-шубенки обшитые черные.
3.Спортивная синяя шапочка. 4. Аптечка, котелок, маска. 5. Меховая безрукавка, обшитая синим. Подпись Юдин, 7 апреля 1959 года".
Документ из УД, лист 254
А вот это уже интересно. У Юдина забрали не только продукты и общественное снаряжение, но и спортивную шапочку, рукавицы-шубенки, а главное - меховую безрукавку. И это притом, что Юра заболел из-за того, что его продуло в кузове автомобиля. Но самое удивительное заключается в том, что всё это он отдал не 27 января, а 28, то есть в посёлке 2-ой Северный рудник.
Протокол осмотра вещей, обнаруженных на месте происшествия, г. Ивдель, 5-6-7 марта 1959 года
"На трупе Дятлова И. была обнаружена одежда, перечисленная в акте вскрытия трупа: жилет меховой, обшитый синим сатином. Ю. Юдин заявил, что этот жилет принадлежит ему и 28/I-59 г. передан им С. Колеватову".
Документ из УД, лист 13
Получается, когда Юра Юдин шел на лыжах из посёлка 41 Квартал в посёлок 2-ой Северный рудник, ему нужны были эти теплые вещи, раз он их одел на себя. А на обратном пути вдруг не понадобились. Неужели он выздоровел? Но тогда почему не продолжил поход вместе с остальными?
Протокол допроса свидетеля Масленникова Евгения Поликарповича, 10 марта 1959 года
"В палатке Дятлова было 9 рюкзаков, 10 пар лыж, из них 9 пар под дном палатки, 8 пар ботинок, 3,5 пары валенок (7 шт.), несколько телогреек и другое имущество".
Документ из УД, лист 70
Как вам такой расклад. Под палаткой было 9 пар лыж, и одна пара стояла у входа. То есть, у туристов было 11 пар лыж, так как ещё одну пару нашли в лабазе. Получается, Юра Юдин отдал товарищам не только теплые вещи, но и лыжи. Интересно, а как он собирался дойти до 41 Квартала? Ведь, как известно, дедушка Слава уехал один, да ещё и груженный железными трубами.
Ответ очевиден. Юдин не собирался идти пешком, поэтому ему не нужны были лыжи и теплые вещи. Он возвращался на машине с киномехаником, который 28 января возвращался из посёлка Северный рудник. А вот теперь можно дать ответ на важный вопрос: "Зачем трубы лесорубам?". А не было никаких труб, их выдумал Дряхлых. Чтобы, во-первых - объяснить, почему Юдин не уехал на санях, они были заняты грузом. А во-вторых - скрыть правду о реальном положении дел.
Действительно, никто из свидетелей не хотел говорить о сотрудниках лагерей, как будто их не существовало в тех местах. А ведь это вотчина Ивдельлага. Действительно, даже Валюкявичус Станислава Александровича, который являлся "коноводом-возчиком 2-го лесоучастка 8-го лаготделения", приписали к Энерголесокомбинату города Ивдель. Тем самым, скрыв правду о настоящем месте его работы. А если что-то хотят скрыть, значит, на это есть веские причины.