Достигнув больших успехов в «Дюне», экранизации футуристического опуса Фрэнка Герберта в 2021 году, режиссер Дени Вильнев пошел еще дальше и дальше в своем продолжении. Действие происходит после первого фильма, а сиквел смело возобновляет историю, демонстрируя одновременно фантасмагорические и знакомые видения. Подобно герою с лихой прической Тимоти Шаламе, который управляет чудовищными песчаными червями по пустыне, как возничий, Вильнев устраивает великолепное зрелище. Искусство кинематографического зрелища живо и потрясающе в «Дюне: Часть вторая», и это просто потрясающе.
Это удивительно ловкая лунная съемка, даже несмотря на всю ее мрачность, обреченность и жестокость. Сцены на большом экране, особенно те, которые адаптированы на основе книг с огромной и преданной читательской аудиторией, часто имеют тяжеловесность, встроенную в каждое изображение. В некоторых случаях вы можете почувствовать огромные усилия, которые требуются кинематографистам, чтобы превратить стопки страниц в движущиеся изображения, которые имеют на экране соразмерную жизнь, артистизм и популярность. Адаптации могут быть особенно опасными, когда кинематографисты слишком дорожат исходным материалом; их мотивирует верность.
«Дюна» дала понять, что Вильнев не такой уж текстуалист. Как и в оригинале, он снова позволил себе массу вольности с гигантом Герберта (одно издание в твердом переплете насчитывает 528 страниц), чтобы создать «Часть вторую», которую он написал вместе с вернувшимся Джоном Спейтсом. Персонажи, сюжетные линии и объёмы диалогов (внутренних и других) снова были сокращены или вообще вырезаны. (Мне было жаль, что великий характерный актер Стивен МакКинли Хендерсон, сыгравший жуткого советника в первом фильме, не попал сюда.) История — ее траектория, главный герой и проблемы — остается узнаваемой, но в то же время разной.
«Дюна» направлена против Пола Атрейдеса (Шаламе), аристократа, который становится партизаном и крестоносцем и чья судьба тяготит его так же тяжело, как любая корона. Адаптируя «Дюну», Вильнев фактически расколол роман Герберта пополам. (Герберт написал шесть книг «Дюна», серия, которая после его смерти в 1986 году превратилась в мультимедийную франшизу.) В первой части представлены вступления и наброски предыстории Пола как единственного любимого сына герцога Лето (Оскар Айзек) и его наложница леди Джессика (Ребекка Фергюсон). В первой части, члены королевской семьи по приказу императора вселенной готовятся покинуть свою родную планету, водный мир под названием Каладан и перебраться на выжженную планету Арракис, также известную как Дюна.
Переезд на Арракис превращается в катастрофу; многие члены Дома Атрейдесов убиты своими врагами, в первую очередь бледным злодейским Домом Харконненов, и умирает отец Пола. Пол и леди Джессика убегают в пустыню, где — после долгих косых взглядов и бормотания, а также одной из тех решающих дуэлей, которые превращают вымышленных мальчиков в мужчин — они находят непростых союзников в группе фрименов, коренных жителей планеты. Население. Племенной народ, приспособившийся к суровым условиям Дюны, применивший умную тактику выживания, например, облегающие костюмы, сохраняющие физическую влагу. Фримены живут по всей планете под властью императора. Некоторые борются за свободу; многие молятся о мессии.
«Часть вторая» начинается с того, что Пол и его мать сидят на корточках в пустыне, прячась за песчаным гребнем среди роты воинов-фрименов. Среди них Чани (Зендая) и Стилгар (Хавьер Бардем), которые олицетворяют различные идеи Свободных об освобождении. Стилгар - человек веры, который вскоре после продолжения начинает верить, что Пол - мессия фримены. Это требует от Бардема повторения вариаций одной и той же правоверной фразы (по сути, это Пол!), что он делает с выразительной, порой юмористической анимацией. Чани, которая, в свою очередь, считает, что фримены должны привести их к свободе, поначалу смотрит на Пола с достаточным скептицизмом, нахмурив брови, чтобы придать их неизбежному роману немного трепета.
Шаламе и Зендая составляют привлекательный дуэт, и эти два актёра с ощутимой легкостью подходят друг другу, поскольку их персонажи сближаются. На обоих актеров приятно смотреть, они столь же смотрибельны и гламурны, как старомодные голливудские звезды.
Роман Герберта — это большой сочный кусок книги, тщательно детализированное и увлекательное фэнтези о вере и сомнении, выживании и борьбе, идеализме и нигилизме. Герберт был выдающимся строителем миров и, опираясь на удивительные ссылки, создал фантастическое царство. Результаты достаточно необычны, чтобы вызвать любопытство, а иногда и чувство удивления, даже несмотря на то, что история сохраняет связь с реальностью за пределами своих страниц. Это плотный палимпсест, на который оказали влияние самые разные элементы — от греческой мифологии до шекспировской трагедии и юнгианской психологии.
Подход Вильнева к адаптации романа, по сути, представляет собой подход разумной дистилляции. Как и в первом фильме, вторая часть плавно развивает сюжет (за ним легко следить), как через диалоги, так и через последовательности действий, которые соответствуют духу книги, ее всеобъемлющей сюжетной линии, атмосфере и странностям. Диалоги звучат естественно, даже когда персонажи разбрасываются такими именами, как Бене Джессерит, таинственное религиозное женское общество, которое приобретает большее значение во «Части второй». Что немаловажно, последовательность действий не останавливает фильм и не делает остальную его часть несущественной. Популярные приключенческие фильмы часто переключаются между поясняющими и боевыми сценами с утомляющей предсказуемостью; здесь все плавно и гармонично.
«Дюна», наконец, стала историей, как и многие современные экранные зрелища, и вскоре после «Второй части» начинают падать тела. В стремительном начале солдаты Харконненов во главе с лысым крикуном по имени Зверь Раббан (Дэйв Баутиста) спускаются на землю пустыни со своих летательных аппаратов. Солдаты, одетые в громоздкую форму, из-за которой они кажутся такими же неуклюжими, как глубоководные водолазы старой школы, кажутся слишком неуклюжими, чтобы сражаться с фрименами, ловкими бойцами с паркурными движениями и отличным балансом. Однако Вильнев хорош в сюрпризах и знает, как организовать контрасты — свет и тьму, необъятность и ничтожность — чтобы создать интерес и напряжение.
«Часть вторая» движется с сопоставимой ловкостью, несмотря на всю весомость, византийские сложности и запутанные заговоры, разделяемые разными фракциями. Сиквел возвращает ряд знакомых лиц, в том числе Джоша Бролина в роли сторонника Атрейдесов Гурни Халлека и Стеллана Скарсгарда в роли чудовищного барона. Лидер Дома Харконнен, Барон проводит большую часть своего времени, убивая своих приспешников или маринуя свое часто обнаженное, массивное сферическое тело в ванне с чем-то, похожим на сырую нефть. Раббана, его неумелого племянника, вскоре затмевает самое яркое пополнение «Дюны», еще один племянник, Фейд-Раута, зловред, которого играет неузнаваемый, совершенно жуткий Остин Батлер.
Столь же призрачно белый и, казалось бы, безволосый, как и его дядя, Фейд-Раута выглядит как разросшийся червь. Он воин и ничуть не хуже своего дяди. И все же он не обычный сексуальный антигерой, несмотря на изгибы мускулов Батлера и его чувственные надутые губы, и персонаж остается тревожным повествовательным знаком вопроса. Фейд-Раута становится соперником Пола, но он также выступает в роли аналога огромных песчаных червей, которые путешествуют под поверхностью Арракиса и производят бесценный природный ресурс планеты, известный как специи. Столь же важная, как нефть, вызывающая привыкание, как вкус, специя сверкает, как пыльца пикси, меняет сознание, делает глаза ярко-синими, но в основном она поддерживает работу этой вселенной.
Наш мир не далек от мира «Дюны» с его жестокостью, жадностью, нагнетанием страха, сектантскими разногласиями, боевыми кличами и силовыми играми. (Песчаные черви, напротив, удивительно потусторонние; это фантастические существа с длинными мясистыми телами и щетинистыми, похожими на усатые пасти, которые создают устрашающую, хотя и игривую путаницу в слегка гендерных образах людей.) Часть силы этой истории заключается в ее узнаваемости. Как и Герберт, Вильнев использовал различные влияния при создании мира «Дюны», черпая из мифов, вестернов, фильмов о войне и так далее. Есть даже отсылка к Дэвиду Линчу, который снял «Дюну» 1984 года, хотя очевидным пробным камнем является эпопея Дэвида Лина 1962 года «Лоуренс Аравийский» с собственным голубоглазым героем.
Фильм Лина основан на жизни Т.Э. Лоуренс, сыгравший роль в арабском восстании 1916 года, в ходе которого поддерживаемые Великобританией арабские силы изгнали османов из некоторых частей Ближнего Востока. Этот фильм с его белым спасителем и мучительной колониальной историей, которую он вызывает, провокационно нависает над «Дюной». Несмотря на все проблемы, с которыми Вильнев столкнулся при экранизации романа, ни одна из них не казалась более непреодолимой, чем сохранение верности сложности Герберта Пола Атрейдеса, чья сила далеко не триумфальная. Обеспокоенный амбициями своей матери и преследуемый апокалиптическими видениями, Пол по-прежнему не уверен в своей судьбе, как и вы. Не ждите много ответов к концу «Части второй» — как я уже сказал, Герберт написал еще пять книг — хотя, как и я, вы, возможно, захотите сделать ставку на Зендаю.