В перестроечные времена был создан миф о неэффективности советской экономики. Давайте детально, пройдемся по основным моментам мифа.
Миф №1. О неэффективности советской плановой системы.
В годы довоенных пятилеток, особенно во вторую и третью пятилетку, экономика СССР росла невиданными темпами. Прирост национального дохода составлял 15%, а рост промышленного производства составлял 17% в год. Таких темпов экономического роста не знала в то время ни одна страна мира. И при этом, у страны не было внешнего долга ни при Сталине, ни при Хрущеве. (Начали брать взаймы с 1975 года, когда темпы развития страны снизились до 3-5% в год.) Была создана могучая индустрия, сыгравшая главную роль в разгроме фашизма. Во время войны сумели перестроить народное хозяйство на военный лад и превзойти гитлеровский «евросюз» по выпуску военной техники уже к концу 1941 года. И это притом, что потеряли почти 40% мощностей индустрии. Уже к концу второй пятилетки СССР стал индустриальной державой мира №2 и сохранял свои позиции до своих последних дней. Экономика СССР не знала кризисов, хотя темпы экономического развития снизились. Американский экономист русского происхождения Леонтьев в конце 80-х посетил СССР, его «ельциноиды» попросили дать заключение о состоянии экономики СССР. Он заявил: в экономике СССР нет системного кризиса, есть структурный кризис, который СССР сможет преодолеть, развиваясь при плановой экономике.
Миф № 2. Миф о неэффективности сельского хозяйства.
Мол, создание колхозов привело к кризису в сельском хозяйстве, регулярным закупкам хлеба у капиталистов.
По воспоминаниям Н. К. Байбакова, проработавшим долгое время в Госплане СССР, «при Сталине хлеб не закупали, хватало внутрисоюзных ресурсов и все были при хлебе. (За исключением двух засушливых лет- 1932 и 1946 г.г.) Первые тонны зерна страна начала закупать при Хрущеве, после провала кукурузной и целинной авантюры. Этому я был лично свидетелем. Потом закупки стали возрастать. Если в 9 пятилетке приобрели зерна и продовольствия на 5 инвалютных рублей, то в 10-й пятилетке на 15 млрд., а 11-й – на 35 млрд. За один только 1987 год потратили на импортные продукты 17 млрд. инвалютных рублей - купили свыше 50 млн. т. зерна». Таково мнение Байбакова о развитии сельского хозяйства СССР
Но так ли это было на самом деле и нужны ли были эти закупки?
Егор Гайдар в своей книге «Смуты и институты» писал о катастрофической ситуации с продовольствием в стране, угрозе голода. Ведь, по его словам, на 1 марта 1991 года остатки зерна составляли только 13 млн. тонн, без учета семян. (А ежемесячная потребность страны – 3 млн. т.) При этом, половина оставшегося зерна находилась в Казахстане. В то же время, ежемесячная потребность населения страны составляла 3 млн. тонн зерна. В стране сложилась такая ситуация, что впору было посылать в деревню продотряды или срочно закупать не менее 17 млн. тонн зерна за рубежом, для чего было бы необходимо потратить около 3 млрд. долларов, которых не было. В кредит же зерно не продавали. Отсюда делался вывод о неэффективности сельского хозяйства СССР, о том, что полки магазинов пусты, виноват русский народ со своей «патологической ленью». Но эти слова Егора Гайдара о состоянии сельского хозяйства являются ложью.
В 1992 году в «Советской России» №61 от 25 апреля из «Краснодарской газеты» была перепечатана статья экономиста А. Виноградова, который разоблачил эту либеральную брехню, которую до сих пор тиражируют. Статья называлась «Кто кого кормит? И куда подевались продукты»? Ниже привожу самое главное из этой статьи о состоянии сельского хозяйства. СССР в последний год его существования, о котором говорил и Гайдар.
В 1991 году СССР произвел 194 млн. тонн зерна, при чем ячменя - 29% мирового производства (пять урожаев США), пшеницы - 16 % мирового производства (два урожая США), овса - 45% (4 урожая США), ржи- 55% мирового производства (12 урожаев ФРГ), проса - 2,5% мирового производства (как две Австралии), а также большую часть гречихи, гороха и т.д. Так нуждалась ли страна в импортном зерне? Утверждалось, что нам не хватает фуражного зерна, чтобы увеличить производство мяса и молока для трудящихся. Но кормового зерна страна производила от 10,1% до 13% мирового. (Об этом говорил и Байбаков,)
Логика наших закупок зерна не объяснима с точки зрения здравого смысла. Организации, отвечающие за закупки, старались это сделать в Канаде, Аргентине, но «перестроечная шпана» старалась закупить в США, Австралии, Франции, заявляя, что делается это для исправления «торгового дефицита названных стран в качестве жеста доброй воли». Во что обходилась подобная «благотворительность» нашей стране - разговор особый. Что касается американского зерна, то до 1/3 их пшеницы «была загрязнена мусором, карантинными сорняками, заражена болезнями». А использовать их кукурузу и пшеницу можно было только для откорма свиней на сало. Да и по своим кормовым качествам 5 кг. их кукурузы или 3 кг пшеницы равнялись 1 кг. русского овса, которого у нас было 45,1% мирового производства. Вот такие получаются «американские пироги и булки!»
Но почему - же СССР закупал зерно? А закупал ли он его? Скорее всего, нашими «теневиками», находившимися при власти была разработана следующая коррупционная схема: Советская пшеница в черноморских портах СССР грузилась в сухогрузы и вокруг Европы отправлялась в балтийские порты уже как американское зерно. Денежки поступали на подставные фирмы, с которыми «теневики» «пилили» бюджет СССР. И такая схема работала десятилетиями. Не случайно закупали не в Аргентине или в других странах, а в США, Австралии, Франции, с которыми было легче договориться. И это было отработано еще при сохранении государственной монополии внешней торговли. Запад потом использовали это в пропагандистских целях, добиваясь от высших руководителей Союза «сдачи» СССР без боя в 1991 году.
В 1991 году производство мяса в России оставалось на уровне 1986 года и составляло 11,7 % мирового (больше производили только КНР и США). В 70-е годы на мировом рынке был излишек мяса около 210 тыс. тонн; в Союзе мясо продавалось свободно. В 1985 г. нехватка на мировом рынке мяса составила 359 тыс. тонн, в 1986 г. - 637 тыс. тонн., в 1988 - 670 тыс. т., 1990- около 1 млн. т. Начиная с 1988 года в СССР мяса и мясопродуктов потреблялось на 668 тыс. тонн меньше, чем произведено. Кроме этого пустыми прилавки стали из-за намеренного создания дефицита "пятой колонной",уничтожавшей продукты, но не допускавших их до продажи для того ,чтобы вызвать недовольство населения и совершить контрреволюционный переворот в стране. публикаций на эту тему великое множество.
Кто съел наше зерно и мясо?
Миф №3. О недостаточном выпуске товаров народного потребления.
И опять ссылаюсь на свидетельство Байбакова.
«В 1953 году, сразу после смерти Сталина каждый рубль имел обеспеченность товарами народного потребления. – на 67 копеек. После того как Хрущев разрушил артели, этот показатель стал снижаться. В 1985 году наш рубль «стоил» уже 50 копеек, а к 1989 году – всего 20 копеек. Денег при Горбачеве выпускалось больше, чем производили товаров потребления. Это объясняется тем, что было упущены бразды правления экономикой, допустили рост заработной платы не соответствующей росту производительности труда. А ранее, при Сталине и даже при Брежневе и Косыгине ни в одной пятилетке не допускалось, чтобы рост заработной платы превышал рост производительности труда. Наиболее остро это проявилось в два последних года существования СССР, когда доходы населения выросли на 105 млрд. рублей (на 23%). Настолько же они выросли за предыдущие семь лет. Кроме этого, считаю, что можно было бы ослабить давление рубля на рынке товаров за счет расширения кооперативного строительства жилья за счет накоплений населения.(Как это происходит сегодня в связи с ипотечным строительством).
Но это не самое главное. Давайте разберемся подробнее на основе цифр экономиста А. Виноградова, которые он приводит в своей статье.
Статистика свидетельствует о том, что в 1990-1991 годах страна производила в год:
13,2 млрд. квадратных метров тканей, или 37,8 кв.м. на человека (для сравнения в ФРГ - 32 кв.м. на человека). Из них- 75% мирового производства льняных тканей, шелка - 12%, хлопчатобумажных тканей - 13%, шерстяных - 19%, что составляло 2,6 кв.м. на человека (для сравнения ФРГ - 2,4 кв.м., США - 0,7 кв.м.). Трикотажных изделий в СССР было произведено 22% от мирового производства, т.е. в 2,5 раза больше, чем в Японии.
«Чудовищный дефицит» обуви в СССР стал уже притчей во языцех при том, что у нас в стране производилось около 27% от мирового производства кожаной обуви, что в 4 раза больше, чем в КНР, в 6 раз больше, чем в США, в 8 раз больше, чем в Японии.
Может быть, произошло большое сокращение производства перечисленных товаров? Тоже нет. В 1991 - перестроечном году - когда в стране уже вовсю хозяйничали «прорабы перестройки», по сравнению с 1990 годом производство Х/Б тканей упало лишь на 8%, шерстяных - на 6%, трикотажа - на 12%, чулочно-носочных изделий - на 8%, а обуви выпустили даже на 2% больше.
Объяснение дефицита простое - возрос вывоз товаров. Он достиг (как официально, так и через совместные предприятия (С.П.), чудовищных размеров: хлопчатобумажных тканей было вывезено 50%, шерстяных - 42%, шелка - 12%, т.е. было вывезено 41% произведенных в стране тканей! Вот откуда образовался дефицит.Так же обстояло и с товарами длительного пользования:
В 1991 году в стране возросло производство стиральных машин на 5%, магнитофонов на 8%, пылесосов на 7%, магнитол на 34%, швейных машин типа «Зигзаг» на 2%, а остальное осталось примерно на уровне 1989-1990 годов. СССР произвел: 9-10 млн. телевизоров – 10% мирового производства (ФРГ- 5 млн. шт., Япония – 12 млн. шт.). Электропылесосов – 6 млн. шт., (12% мирового производства, Япония - 6 млн., ФРГ - 4,6 млн.). Утюгов – 16 млн. шт. (15% мирового производства). Холодильников - 6,5 млн. шт. (17,4 % мирового производства, Япония – 5 млн. шт.). Стиральных машин – 6 млн. (12,6% мирового производства, Япония - 4 млн. шт., ФРГ – 2 млн. шт.) Фотоаппаратов – 3 млн. (4,4 % мирового производства.) Часов – 72 млн. шт. – 17,1, % мирового производства. А почему прилавки были пусты?
В 1991 году вывоз из страны и продажа внутри страны товаров народного потребления длительного пользования составил:
Мы видим, что вывоз из страны превысил все мыслимые и немыслимые масштабы, что доходило до анекдотических ситуаций. Так, официально в Турцию в 1990-1991 гг. экспорта советских телевизоров не было, и, тем не менее, в нее ввезли 2 млн. телевизоров - это 25% всего производства СССР. Граждане и кооперативы вывезли из страны в 1990 году товаров народного потребления на сумму 51 млрд. долларов. Только в Польшу, на каждого поляка было продано товаров на 867 долларов. А в 1991 году этот вывоз составил 180 млрд. долларов. (В Польшу по- 2599 долларов на человека.) А нас до сих пор убеждают, что наши товары были никому не нужны, так как они были низкого качества. Не из-за большой дешевизны оказались в Турции 2,5 млн. советских телевизоров. А в Африке советский холодильник, который в наших магазинах стоил 300-320 рублей, продавался за 2-2,5 тыс. долларов. И их не хватало, а французские по 500 долларов, старались не брать из-за их, увы, низкого качества. (У меня на летней кухне стоит холодильник «Полюс» 1992 года выпуска, и представляете, работает до сих пор! За это время заменил только пусковое реле.)
Итак, только за 1990-1991 годы экспортная выручка от продажи товаров длительного пользования составила 231 млрд. долларов! А куда делись эти деньги, где результат для страны? Дефицит бюджета СССР в эти годы был колоссальный. Это стало итогом бездумной отмены монополии на внешнюю торговлю в Советском Союзе.
«Где деньги, Зин?» - как писал В. Высоцкий.
Миф №3. Экономика СССР держалась на «плаву» за счет экспорта энергоносителей, СССР «подсел» на «нефтяную» иглу.
И опять свидетельство Байбакова:
«В торговле нефтью было два этапа. Это когда цены на нефть на мировом рынке были до 200 -220 долларов, при себестоимости ее добычи 20 -30 рублей. В эти времена имели действительно большие доходы. К 1980 году страна накопила около 80 млрд. долларов, за счет чего закупали зерно, строили БАМ, КАМАЗ и др. крупные промышленные предприятия. Десятилетняя война в Афганистане истощила все наши резервы, особенно в связи с введенными санкциями при строительстве газопровода в Европу. Кроме этого цены на нефть упали в связи с американским сговором с ОПЕК, страна начала брать в долг валюту». Проанализируем экспорт топлива и электроэнергии по таблице.
И что мы видим? Доля доходов от продажи топлива и электроэнергии (прошу обратить внимание – топлива и электроэнергии) в бюджете в действительности не превышает 10,3% в самые «зависимые» годы, а в среднем в период с 1980 по 1990 годы была около 8%. Это и есть та самая «нефтяная игла», о которой так любят говорить? Понятно, что 8-10% это немало, но называть это «иглой», (Притом, что 8-10% это с электроэнергией, прошу не забывать.) на мой взгляд, является нечестным. Ведь как-никак, СССР практически всё производил сам, от внешних товаров зависел мало, и вряд ли уменьшение доходов от нефти даже в половину, могло как-то сильно повлиять на «развал» СССР. Тем более, как видно из данных выше, бюджет СССР даже в те годы рос. И уж совсем никак нельзя говорить, что «половина доходов СССР была от нефти, и РФ получила в наследство такую зависимую экономику».
Остаётся добавить, что в СССР себестоимость добычи барреля нефти составляла около 5 долларов США, а самая низкая цена её продажи — около 10 долларов США.
За годы советской власти на Ямале построено несколько крупных городов (населением 50-100 тыс. чел): именно за счёт «нефтяных и газовых» доходов — Ноябрьск, Н.Уренгой, Надым и в ХМАО — Когалым, Н.Вартовск, втрое-вчетверо вырос Сургут. Всё было построено за счёт бюджетных денег (а не за счёт накоплений работавших там рабочих).
Сегодня наша страна чрезвычайно зависима от продажи углеводородов, доля которых в экспорте еще недавно достигала 75%. В Советском Союзе экспорт нефти и газа также приносил стране немалые валютные поступления. Например, за период с 1975-го по 1989 годы СССР заработал от продажи нефти и нефтепродуктов примерно 100 млрд. рублей.
В 1986 году произошло резкое падение мировых цен на нефть - СССР получил за экспорт нефти и нефтепродуктов лишь 5 млрд. инвалютных рублей вместо прежних 10–12 млрд. рублей в год. При этом общая сумма экспорта в стране за 1986 год составила 68,3 млрд. рублей. То есть объем продажи нефти оказался чуть выше 7% от объема всех экспортируемых товаров, в лучшие годы он достигал 15%.
Следует отметить, что экспорт советской нефти капиталистическими и социалистическими странами оплачивался по-разному. С первыми расчеты производились по текущим мировым ценам, со вторыми – по мировым ценам, действовавшим в течение 5 лет, предшествующих году поставки. Поэтому, когда цены на нефть в торговле с соц.странами в 1986 году достигли своего «потолка» – 174 рублей за тонну - оплата советской нефти капиталистическими государствами составила лишь 62 инвалютных рубля за тонну. И это смягчило удар по бюджету СССР из-за падения мировых цен.
К концу 1980-х годов в СССР добывали 561 млн. тонн нефти, из них на заводах страны перерабатывались порядка 260 млн. тонн, на экспорт шли около 140 млн. тонн нефти и 60 млн. тонн нефтепродуктов. В СССР себестоимость добычи барреля нефти составляла около 5 долларов США, а самая низкая цена ее продажи была около 10 долларов.
Старт экспорта природного газа из СССР приходится на начало 1960-х годов, когда объемы добычи голубого топлива выросли в несколько раз. В этот период экономика европейских стран находилась в стадии подъема, что обусловило высокие темпы прироста спроса на энергию.
Покупателями советского газа стали все европейские страны-члены СЭВ, а также Югославия. В ноябре 1980 года было подписано соглашение об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ, предусматривавшее экспорт 10,5 млрд. м3 газа в год в течение 25 лет, начиная с 1984 года. Аналогичные соглашения были заключены на поставку природного газа во Францию, Италию, Австрию и Швейцарию.
Экономика СССР достигла таких успехов, что он своими товарами начала теснить конкурентов - страны Запада, начиная от продовольственных товаров, поставками военной техники, оборудования заводов, строительства АЭС и заканчивая товарами длительного пользования.
Продажа оружия СССР позволила контролировать до 25% мирового рынка, хотя за пределы страны поставлялись не самые новейшие образцы вооружения. И этого,конечно, не могли терпеть США. Кроме этого СССР сумел потеснить крупнейшего поставщика газа на европейский рынок – Нидерланды. Рост продаж объемов горючего газа из СССР шел быстрыми темпами. Если в 1970 году его продавали в объеме 3,3 млрд. м3, то в 1986-м объемы продаж возросли до 79,2 млрд. м3. То же было и с нефтью и удобрениями для сельского хозяйства.
Капитализм, чтобы выжить, всегда уничтожает своих конкурентов. Запад ускорил проведение операции «Хьюстенский проект» по уничтожению СССР.