Найти тему
Дмитрий Дарин

АПОСТОЛ. 460 лет первой русской печатной книге.

1 (11) марта 1564 года в Москве была издана первая точно датированная русская печатная книга "Апостол". Если быть совсем точным, нужнос казать, что "Апостол" не был самой первой книгой на Руси. Он стал первой книгой с указанием, как говорят издатели, "выходных данных". В 1440-х годах был изобретен печатный станок, который позже появился и в России. В середине XVI века в Москве было издано шесть анонимных книг, где не был указан печатник. Естественно, все они были религиозного содержания: три Евангелия, две Псалтыри и Триодь.

Некоторые неудачные попытки устроительства типографии предпринимались и раньше. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, когда царь Иван Грозный повелел выделить средства из казны на постройку Печатного двора рядом с Кремлем, на Никольской улице. В наши дни от этого здания осталась лишь «правильня» (корректорская).

По приказу царя к работе над первой печатной книгой приступил дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Он был весьма образован, знал греческий и латынь, умел переплетать книги и владел мастерством литейного дела.

До начала печатного дела книги переписывались от руки – это был кропотливый и долгий процесс. Переписывали их в монастырях, потому что там были образованные люди, обученные грамоте. Книги в то время распространяли христианские: Евангелие, Деяния Апостолов, Псалтырь.

Так выглядели первые печатные станки. Рисунок из открытых источников.
Так выглядели первые печатные станки. Рисунок из открытых источников.

Конечно, такой способ имел много погрешностей – не обходилось без ошибок. У переписчиков книг были установленные правила, которым они следовали, чтобы исключить ошибки и отступления в священных текстах. Эти правила были опубликованы в Стоглаве 1551 года, который также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

Московский «Апостол» 1564 года – произведение во многом новаторское. Иван Федоров избавил книгу от архаизмов и неславянских выражений, усовершенствовал орфографию. Текст структурирован, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и их краткое содержание.

По качеству для своего времени этому изданию не было равных: техника печати, качество набора, орнаментальные украшения намного превосходили качество предыдущих анонимных изданий. В книге есть большая фронтисписная гравюра с евангелистом Лукой. Его портрет обрамлен художественной рамкой, которую Иван Федоров использовал и в других своих произведениях.

В «Апостоле» не было титульного листа, зато есть послесловие с таким содержанием: благодарение царю – великому князю Ивану Васильевичу, слова митрополита Макария, с благословения которого книга издавалась, а также рассказ о том, как была основана первая типография.

Типография первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца начала работать 28 апреля 1563 года в Москве. Почти через год, в марте 1564 года повелением царя Ивана Васильевича Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная печатная книга «Апостол».
Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»
Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»

Послесловие к «Апостолу» – первая светская печатная публикация. До этого все книги содержали исключительно тексты Священного Писания. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над книгой велась в течение года. Столь долгое время объясняется тем, что для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифты, а также изготовить оборудование. Довольно продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». В редактировании текста принимал участие митрополит Макарий.Тираж книги по тем временам был внушительным – 2000 экземпляров.

Через год после «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Позже он выпустил еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Азбуку». В 1581 году им была издана Острожская Библия.

Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве.  Фото из открытых источников
Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве. Фото из открытых источников

Однако, не обошлось без проблем. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.

В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич как действующий государственный деятель попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568-1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Иван Федоров перебирается во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут дело не пошло, местные богатеи не горели желанием вкладывать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел, так как местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.

Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

Памятник Ивану Федорову во Львове. фото из открытых источников.
Памятник Ивану Федорову во Львове. фото из открытых источников.
В 1575 году Ивану Федорову был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского. Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

После издания «Острожской Библии» Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам, в числе которых был и король Германии Рудольф Второй.

Умер Иван Федоров 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

Продолжателем дела Ивана Федорова в Москве стал Иван Андроников сын Тимофеев (Невежин).

Иван был сыном Андроника Тимофеевича Невежи.

Андроник Невежа возглавлял Московскую типографию с 1568 по 1602 год. Биографических сведений о Андронике не сохранилось; все сведения о нём извлечены из послесловий к напечатанным им книгам; официальные же документы о нём сгорели во время литовского разорения. После отъезда Ивана Фёдорова с Петром Мстиславцем в Великое княжество Литовское и пожара, случившегося в Московской типографии в 1565—1566 годах, по повелению царя Ивана Грозного типография была вновь отстроена и книгопечатание в ней восстановлено. Первой книгой, вышедшей из типографии, напечатанной Андроником Невежей вместе с Никифором Тарасиевым, стал «Псалтырь». Она была сделана на «штамбе». Работа над Псалтырью была начата 8 марта, а закончена 20 декабря 1568 года, объём книги — 292 листа.

Он был печатным мастером в Московской типографии с 1603 года до литовского разорения 1611 года, когда деятельность Печатного двора совершенно прекратилась. Начал он свою деятельность под руководством отца, и первую свою книгу он напечатал вместе с отцом. Это книга: "Часовник" была издана в 1598 году. Кроме неё, уже самостоятельно им были напечатаны после смерти отца: в 1604 году — "Триодь цветоносная; в 1606 году — "Апостол"; в 1607 году — "Триодь постная". В 1607—1610 годах Иван начинает издание — "Минее служебной", которая была до этого лишь в рукописном виде.

Что интересно, в послесловии к своему "Апостолу" Иван Невежин называет царствующего тогда Лжедмитрия I «благочестия поборником и божественных велений изрядным ревнителем", с которым был знаком лично. Лжедмитрий сам посещал Невежина в его друкарне, что отражено эпизодом в моей трилогии "СМУТА" (Книга II. "Император Дмитрий"):

Безобразов (оглядываясь)

Скажу ещё, умы что жжёт,

Он сам себя не бережёт –

Заместо полудённой дрёмы,

По лавкам ходит, мастерским, аптекам,

И часто, что один,

Пока царя обыщут по хоромам,

С каким-нибудь он лекарем

Траву торгует за алтын –

Он любит с незнакомым

Человеком затеять вдруг беседу.

Намедни опосля обеда

Забрёл к Невежину в друкарню* –

Свезло же парню,

Полста рублей на свой Апостол

Он получил затем.

Наш царь бывает прост совсем,

И сыпет золотом, как просом,

Понравиться желая всем,

И всех храбрее на охоте.

Но вовсе он не прост:

Не держит пост,

Ест телчья мясо с прочия нечистоты,

При том не ходит в баню…

Большой предлог для колебаний...

©Дмитрий Дарин, 2023

Драматическая поэтическая трилогия Дмитрия Дарина СМУТА. Издательство ВЕЧЕ, 2023. Книга издана под эгидой Российского исторического общества.
Драматическая поэтическая трилогия Дмитрия Дарина СМУТА. Издательство ВЕЧЕ, 2023. Книга издана под эгидой Российского исторического общества.

Приобрести в магазинах:

БИБЛИО-ГЛОБУС

ЧИТАЙ-ГОРОД

БУКВОЕД

ЛАБИРИНТ

ОЗОН

МАЙШОП

BOOK-24

Приятного прочтения!

Авторский блог Дмитрия Дарина

Авторский Ютюб-канал

Авторский Телеграм-канал