1 (11) марта 1564 года в Москве была издана первая точно датированная русская печатная книга "Апостол". Если быть совсем точным, нужнос казать, что "Апостол" не был самой первой книгой на Руси. Он стал первой книгой с указанием, как говорят издатели, "выходных данных". В 1440-х годах был изобретен печатный станок, который позже появился и в России. В середине XVI века в Москве было издано шесть анонимных книг, где не был указан печатник. Естественно, все они были религиозного содержания: три Евангелия, две Псалтыри и Триодь.
Некоторые неудачные попытки устроительства типографии предпринимались и раньше. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, когда царь Иван Грозный повелел выделить средства из казны на постройку Печатного двора рядом с Кремлем, на Никольской улице. В наши дни от этого здания осталась лишь «правильня» (корректорская).
По приказу царя к работе над первой печатной книгой приступил дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Он был весьма образован, знал греческий и латынь, умел переплетать книги и владел мастерством литейного дела.
До начала печатного дела книги переписывались от руки – это был кропотливый и долгий процесс. Переписывали их в монастырях, потому что там были образованные люди, обученные грамоте. Книги в то время распространяли христианские: Евангелие, Деяния Апостолов, Псалтырь.
Конечно, такой способ имел много погрешностей – не обходилось без ошибок. У переписчиков книг были установленные правила, которым они следовали, чтобы исключить ошибки и отступления в священных текстах. Эти правила были опубликованы в Стоглаве 1551 года, который также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.
Московский «Апостол» 1564 года – произведение во многом новаторское. Иван Федоров избавил книгу от архаизмов и неславянских выражений, усовершенствовал орфографию. Текст структурирован, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и их краткое содержание.
По качеству для своего времени этому изданию не было равных: техника печати, качество набора, орнаментальные украшения намного превосходили качество предыдущих анонимных изданий. В книге есть большая фронтисписная гравюра с евангелистом Лукой. Его портрет обрамлен художественной рамкой, которую Иван Федоров использовал и в других своих произведениях.
В «Апостоле» не было титульного листа, зато есть послесловие с таким содержанием: благодарение царю – великому князю Ивану Васильевичу, слова митрополита Макария, с благословения которого книга издавалась, а также рассказ о том, как была основана первая типография.
Типография первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца начала работать 28 апреля 1563 года в Москве. Почти через год, в марте 1564 года повелением царя Ивана Васильевича Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная печатная книга «Апостол».
Послесловие к «Апостолу» – первая светская печатная публикация. До этого все книги содержали исключительно тексты Священного Писания. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над книгой велась в течение года. Столь долгое время объясняется тем, что для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифты, а также изготовить оборудование. Довольно продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». В редактировании текста принимал участие митрополит Макарий.Тираж книги по тем временам был внушительным – 2000 экземпляров.
Через год после «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Позже он выпустил еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Азбуку». В 1581 году им была издана Острожская Библия.
Однако, не обошлось без проблем. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.
В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич как действующий государственный деятель попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568-1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.
Иван Федоров перебирается во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут дело не пошло, местные богатеи не горели желанием вкладывать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел, так как местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.
Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».
В 1575 году Ивану Федорову был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского. Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).
После издания «Острожской Библии» Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам, в числе которых был и король Германии Рудольф Второй.
Умер Иван Федоров 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.
Продолжателем дела Ивана Федорова в Москве стал Иван Андроников сын Тимофеев (Невежин).
Иван был сыном Андроника Тимофеевича Невежи.
Андроник Невежа возглавлял Московскую типографию с 1568 по 1602 год. Биографических сведений о Андронике не сохранилось; все сведения о нём извлечены из послесловий к напечатанным им книгам; официальные же документы о нём сгорели во время литовского разорения. После отъезда Ивана Фёдорова с Петром Мстиславцем в Великое княжество Литовское и пожара, случившегося в Московской типографии в 1565—1566 годах, по повелению царя Ивана Грозного типография была вновь отстроена и книгопечатание в ней восстановлено. Первой книгой, вышедшей из типографии, напечатанной Андроником Невежей вместе с Никифором Тарасиевым, стал «Псалтырь». Она была сделана на «штамбе». Работа над Псалтырью была начата 8 марта, а закончена 20 декабря 1568 года, объём книги — 292 листа.
Он был печатным мастером в Московской типографии с 1603 года до литовского разорения 1611 года, когда деятельность Печатного двора совершенно прекратилась. Начал он свою деятельность под руководством отца, и первую свою книгу он напечатал вместе с отцом. Это книга: "Часовник" была издана в 1598 году. Кроме неё, уже самостоятельно им были напечатаны после смерти отца: в 1604 году — "Триодь цветоносная; в 1606 году — "Апостол"; в 1607 году — "Триодь постная". В 1607—1610 годах Иван начинает издание — "Минее служебной", которая была до этого лишь в рукописном виде.
Что интересно, в послесловии к своему "Апостолу" Иван Невежин называет царствующего тогда Лжедмитрия I «благочестия поборником и божественных велений изрядным ревнителем", с которым был знаком лично. Лжедмитрий сам посещал Невежина в его друкарне, что отражено эпизодом в моей трилогии "СМУТА" (Книга II. "Император Дмитрий"):
Безобразов (оглядываясь)
Скажу ещё, умы что жжёт,
Он сам себя не бережёт –
Заместо полудённой дрёмы,
По лавкам ходит, мастерским, аптекам,
И часто, что один,
Пока царя обыщут по хоромам,
С каким-нибудь он лекарем
Траву торгует за алтын –
Он любит с незнакомым
Человеком затеять вдруг беседу.
Намедни опосля обеда
Забрёл к Невежину в друкарню* –
Свезло же парню,
Полста рублей на свой Апостол
Он получил затем.
Наш царь бывает прост совсем,
И сыпет золотом, как просом,
Понравиться желая всем,
И всех храбрее на охоте.
Но вовсе он не прост:
Не держит пост,
Ест телчья мясо с прочия нечистоты,
При том не ходит в баню…
Большой предлог для колебаний...
©Дмитрий Дарин, 2023
Приобрести в магазинах:
Приятного прочтения!