Найти в Дзене
Всё о танках

История танка Тип 5 “Чи-ри”

Последним японским средним танком построенным в годы Второй Мировой войны, по всей видимости, следует считать Тип 5 “Чи-Ри” (“средний девятый”). Эта машина представляла собой дальнейшее развитие линии танков Тип 3 и Тип 4, отличаясь от них увеличенными размерами и усиленным вооружением.

По конструкции и бронированию “Чи-Ри” во многом соответствовал среднему танку “Чи-То”, но имела ряд существенных отличий. Ходовая часть нового танка была вновь доработана – из-за удлинения корпуса в неё добавили восьмой опорный каток, сблокировав их в четыре тележки на борт. Расположение поддерживающих роликов, а также направляющего и ведущего колес было сохранено без изменений. Поскольку вес танка увеличился более чем на 7 тонн ширину гусеничного трака вновь ывеличили, доведя её до 600 мм.

Восьмигранная сварная башня танка была полностью перепроектирована. Она сильно увеличилась в размерах и приобрела развитую кормовую нишу. На крыше также была установлена небольшая командирская башенка.

Дизельный двигатель Тип 4, ранее установленный на опытном среднем танке “Чи-То” и не доведенный до состояния пригодного к войсковой эксплуатации, японские инженеры решили заменить на немецкий карбюраторный BMW мощностью 550 л.с. Его производство которого планировали начать по лицензии, но постоянные налёты американских бомбардировщиков и общее тяжелое положение страны не позволили сделать это вовремя. Тем не менее, несколько образцов всё же были получены и установлены на опытные машины. Небольшое сходство с немецким “тигром” (с которого, как иногда утверждается, была скопирована форма корпуса) придавали выведенные на корму две выхлопные трубы.

-2

Вооружение танка “Чи-Ри” было усилено за счет установки с левой стороны в лобовом листе корпуса 37-мм пушки. Хотя такое расположение орудия не являлось оптимальным, у экипажа танка появлялась возможность поражать легкую бронетехнику противника не прибегая к растрате боеприпасов более мощной 75-мм пушки.

 Постройка единственного опытного образца среднего танка была завершена в начале 1945 г. После непродолжительного испытательного цикла армейское командование сделало вывод, что “Чи-Ри” вполне может быть принят на вооружение и рекомендовало начать его серийную постройку. Однако, в августе 1945 года война завершилась и опытный танк, оставшийся в единственном экземпляре, был реквизирован американцами и отправлен на Абердинский полигон.

Сведения о дальнейшей судьбе прототипа “Чи-Ри” расходятся. По одной он был потопен вместе с перевозившем его транспортным кораблем во время урагана, по другой – танк всё же прибыл в США и был разобран на металл в 1950 или 1951 году.

-3

-4

-5

И самое интересное: Википедия утверждает, что Чи-Ри была захвачена для тестирования на Абердинских полигонах, но ее судьба после захвата неизвестна, а tank-encyclopedia.com утверждает, что она потеряна в море или сломана на месте. Однако ни то, ни другое не верны. Видео 10 апреля 1952 года выпуска появилось на YouTub (благодаря некоторому онлайн архиву), в котором подробно запечетлены несколько японских танков среди которых как раз заметен тот самый Тип 5 Чи-Ри, все они были выгружены в Абердине для порезки на метал.

-6

Представленные транспортные средства включают в себя Чи-Ну, Чи-То, Чи-Ри, Хо-Ха, легкий танк Ke-To и т.д. Таким образом, Чи-Ри действительно был в Абердине, где он был грубо сломан, и не был сохранен, хотя по крайней мере мы наконец знаем что с ним случилось.