Фоторепортаж после творческого вечера тольяттинского поэта в модельной библиотеке «Фолиант»
Галина Ерхова - тольяттинский поэт, с ясным умом и ясной душой, при этом – очень книжный человек!
10 марта 2024 года в литературном клубе «Прикосновение» модельной библиотеки «Фолиант» прошел ее творческий вечер под названием «Нет, не насытилась душа».
Нет, не насытилась душа,
Земных вкушая наслаждений!
И пусть себе часы спешат,
Лишенцы дивных заблуждений!
Им не понять, как в декабре
Цветёт ромашка на поляне,
Где все деревья в серебре,
Но взор мечтания туманят!
И вот степной шалун несёт
Мне горький аромат полыни.
И радует грачей прилёт,
И роскошь трели соловьиной.
Пусть отрезвляет первый снег
Всегда нежданным откровеньем
Седин в висках. А я - в побег,
А я открою безвремéнье!
Ведь не насытилась душа…
Галина Григорьевна - член тольяттинского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России, автор собственного сборника стихов «Зернышки сердечности».
(Сборник вышел в свет в 2012 году под редакцией Семена Краснова, члена СПР).
О себе она говорит так:
- Моя душа не налюбовалась земной жизнью, и мне очень любопытно, что же будет дальше на этом голубом шарике. И как женщину просто бесит мысль, что это будет без меня! Из-за этого я бы продлила жизнь моего, увы, бренного тела.
В библиотеке у наших читателей была прекрасная возможность чуть ближе познакомиться с биографией поэтессы и посмотреть видеоролик, подготовленный с помощью клубного активиста Натальи Пятуниной. В него вошло более 80 фотографий, сделанных в интерьере библиотеки в ходе мероприятий с участием Галины Григорьевны и любовно собранных за последние 20 лет в библиотечном архиве.
Мы с удовольствием послушали мелодичные, почти есенинские строки стихов - в авторском прочтении и в художественном исполнении наших читателей-декламаторов Тамары Кириллиной
и Владимира Бояршева.
Получили интересные и остроумные ответы на интересующие нас вопросы, поучаствовали в песенном караоке.
И поняли, что у поэта Галины Ерховой сильный уверенный голос, не только задающий вечные вопросы, но и пытающийся ответить на них, взять на себя личную ответственность за земную жизнь, и не только свою. Редкий человек в наше время способен пожалеть кого-то, не плачась и не сетуя на собственные горести и проблемы. У Галины Григорьевны это получается.
Но сначала…
Немного биографии
Родилась Галина Григорьевна 10 октября 1946 года в Оренбуржье в селе Подгородняя Покровка.
- Моя прапрабабка Евдоха, жившая в 19 веке, была песенницей и частушечницей, - говорит Галин Григорьевна. - Моя матушка, Вера Ивановна, уродилась в Евдоху, и с детства мы воспитывались на песнях и частушках. Поэтому увлечение поэзией появилось не на пустом месте.
До нее у ее мамы, Веры Ивановны Емельченко, уже было двое детей от первого брака с крупным военным интендантом. Но уже в 1936 году ее мужа арестовали, и мама Галины оказалась без средств к существованию с двумя детьми на руках. Благодаря доброте народа Вера Ивановна выжила, на советскую власть обид не держала, вступила в колхоз, была избрана в правление, в ревизионную комиссию. Работала с удовольствием, и даже сочиняла и пела частушки.
Будущий отец Галины, Корнат Григорий Алексеевич, рано стал сиротой. Во время гражданской войны, когда их местечко в очередной раз переходило из рук в руки, его мама, бабушка Галины, решила не брать с собой сына в «бега» от белых, рассчитывая вернуться через неделю, как обычно. Но через неделю война закончилась, и мать с сыном оказались по обе стороны границы: сын в Польше, мать на Украине.
Отец остался неграмотным, но стал хорошим кузнецом. За свой острый язык в 1939 году после присоединения местечка к Украине его арестовали и в арестантском вагоне отправили в Оренбург. В начале войны как бывший подданный Польши, он был освобождён и направлен на работу в село, где и встретился с будущей женой, после чего в 1946 году и родилась у них дочь - Галина.
От первого брака у мамы был сын - Володя, которого Галя очень любила. Именно он и приохотил ее к классической поэзии. И с тех пор русская классика неизменно вызывала ее интерес и восхищение - Толстой и Тургенев, но главным образом Достоевский, которые описывали чувства, каких не встретишь в романах писателей других стран. Величайшие романы западно-европейской литературы рядом с ними казались Галине ненатуральными…
Когда брат женился, то у них образовался семейный квартет: пели на разные голоса украинские песни. Вся улица собиралась их слушать.
Собственные стихи Галина Ерхова начала писать в старших классах школы. Замуж вышла, как она сама говорит, из-за одинаковых с будущим мужем увлечений. Ее муж, Ерхов Геннадий Николаевич, учился в Литературном институте им. Горького, работал на ВАЗе, подрабатывал «внештатником» на городском радио, в газетах «Волжский автостроитель», «За коммунизм» и тоже писал стихи. Их сын Роман - давно взрослый, женат. Есть внуки.
Галина Григорьевна закончила Самарский авиационный институт. Вот, как она сама вспоминает об этом времени:
- В 1964 г. я, будучи студенткой авиационного института, снимала угол в г. Самара
на улице Рабочая. Хозяйка однажды вечером увидела меня за чтением томика Лермонтова и говорит: «Ах, Мишенька!» И, на почве любви к поэзии, я была допущена к личной библиотеке хозяйки. Хозяйка была выпускницей Смольного института благородных девиц, а библиотека была собрана в начале 20-го века. В ней были собраны Блок, Бальмонт, Надсон. И у меня сложилось своё мнение о поэзии начала 20-го века.
В Тольятти Галина Ерхова живет с 1970 года. Ветеран труда, ветеран ВАЗа - 32 года проработала инженером-конструктором.
Серьезно занялась стихами уже после выхода на пенсию. Подборки ее стихов можно увидеть в коллективных сборниках лито «Творческий почерк»: «Искры костра» (2005), «Во имя жизни» (2006), «Брусничные россыпи» (2009), Колесо жизни» (2010), «След на земле» (2012).
Галина Ерхова - один из постоянных авторов городского альманаха «Стрежень». Ее стихи не раз публиковались в других альманахах - «Отчий дом» (Новокуйбышевск, 2013, 2014) и «Гостиный двор» (Оренбург, 2015), в журналах «Русское эхо» (2013, 2017, 2019) и «Новая библиотека» (2010, 2011), газетах «Современный мегаполис» (2012) и «Вольный город» (2009-2020).
Терпко и нежно
Поэзия Галины Ерховой - тонкая, современная, с провинциальной терпкостью и нежностью, с нерасшатанным ритмом, хорошей рифмой, чувством юмора и умной неоконченностью взгляда.
Дебютный авторский сборник «Зернышки сердечности» можно просматривать как альбом удачно схваченных кадров, каждый раз переживая при этом яркие вспышки узнавания. Подборка стихов получилась неровной - на одном стихотворении можно недоуменно поднять брови, а на другом - прийти в восторг и тут же броситься заучивать наизусть.
Вкус жизни
Сей напиток изысканный очень -
И наслаждаюсь я каждым глотком:
Ароматом, движением, строчкой,
Дивным взглядом, порой - коньяком.
Губ любимых отведаю терпкости,
И печали чуть-чуть пригублю!
Как пьянит новизной и древностью
Жизни вкус. И его я люблю!
Такие жизнеутверждающие стихи - большая редкость. Не мелководный оптимизм, а глубокая духовная радость от своего существования и столь же глубокая печаль от понимания того, что не в силах человека преодолеть все несовершенства этого мира, зло и хаос. Победить их можно только любовью, и только ею спасётся потерявшее веру в себя человечество.
«Спасибо, родные Иваны»
Самое значимое в творчестве Г. Ерховой - это, конечно же, серьезные, гражданские стихи - о родине, городе, о родном крае - «Наследие войны», «У неизвестной могилы», «Девятое мая», «Мой ребенок спит», «Опомнись, человек!»…
Родные Иваны
В тот край неизвестный, куда вы уплыли,
Где души осели, став звездною пылью.
От женщин, которые не долюбили,
Годами что ждали, от горя что выли.
Мужи и мальчишки, - святые России,
Надежды. Кровинки, что жизни сложили,
За малых, еще не рожденных, бессильных,
И смертию право нам жить подарили –
Поклон отсылаю в небесные сини.
И всю их любовь, что во мне воплотили…
И вновь шлю поклон вам за то, что не снились
Мне страхи войны, что меня не бомбили.
За то, что любила, рожала, растила,
Склоняясь главою у братской могилы,
Где пятнами крови пылают тюльпаны,
«Спасибо» - шепчу вам, родные Иваны…
Мой ребёнок спит
Толпа шумит. Резвится подстрекатель –
И запах крови мужика ярит…
А мне что делать? Вразуми, создатель?!
Ведь мой ребёнок в колыбели спит!
И руки сильные отца (живые!)
Со мною пестовать его должны.
Мужи и братья, милые, родные,
Не вырывайте топора войны!
Опомнись, человек!
От войн уставший век
Меня в ладонях держит:
Родился человек,
Презрев военный скрежет!
Вкушая благодать
Покоя и прощенья,
Меня вспоила мать
Слезой поминовенья.
Меня вскормила мать
Хлебами уваженья,
Тот вкус нельзя попрать
Брильянтовым свеченьем.
Мне заповедь добра
Завещана солдатом,
Что пал под крик «Ура!»
За жизнь мою когда-то.
Но вновь рождённый век
В объятьях землю держит,
Копя военный скрежет…
Опомнись, человек!
«Я в твоих приютилась ладонях…»
При этом Галина Ерхова - отличный лирик, пишущий внятно и пронзительно. Добиться простоты всегда сложнее, чем впасть в липкую сложность. Писать просто и понятно - труднее. Возьмите и налейте воду в стакан. Замутить её - дело пустяковое, сделать снова чистой - сложный и часто безуспешный процесс.
Галине Григорьевне, кроме осязания слова, дано быть Женщиной: любимой и любящей. Судьба? Не только. Любовь - это еще и труд.
Грёзы
Пылью стану - тонким слоем
У твоих улягусь ног:
Был любви моей достоин,
Только удержать не смог.
Стану капелькой небесной –
По твоей щеке сползу:
Как же было вместе тесно,
А одна вот не усну…
Прилечу я с гор с рассветом
Дуновеньем ветерка,
Поделюсь с тобой секретом –
Не права была. Слегка!
Собери ты влагу с пылью,
Нежным словом оживи –
И пусть снова станут былью
Грёзы брошенной любви!
Человек живет в гармонии с собой лишь тогда, когда не льет слезы в немую подушку, не пишет навязчивые письма объекту обожания, не выслеживает у подъезда, а отдает ему свое сердце. Может быть, поэтому ее стихи вдохновенны и нерукотворны. На мой взгляд, их звукозапись местами гениальна, а афористичность радует душу. И все стихи - звучащие, а многие очень выигрывают от произнесения их вслух.
Я в твоих приютилась ладонях.
Беззащитна. Едва трепещу.
Осень листик последний обронит
На пороге зимы. Не ропщу.
Уж недолго до снега осталось,
Так укутай меня потеплей,
С плеч сними вековую усталость,
Расскажи о любви мне своей.
Повтори, что я та половинка,
Что так долго искал ты во тьме.
И поверь, угасания льдинка
Ни за что не родится во мне!
Я, как бабочка в тёплых ладонях,
Беззащитна. Едва трепещу.
А метель где-то снеги к нам гонит…
Ты её задержи. На чуть-чуть.
Как такие стихи рождаются на свет? Неужто сами по себе? Мне думается, что поэтесса уже привыкла играть со своими чувствами. Эта игра и создает варианты творчества, а механизм, который приводит в действие написание стихотворения, похоже, тот же, что и у молитвы. Но с существенными различиями, ведь стихи - это всегда маленькие истории из жизни.
О, это таинство объятий!
И дрожь, и нежность, и восторг…
Преграда между нами – платье!
Долой ненужный нам покров!
И мы едины, половинки,
До самых кончиков ресниц,
Вот у ключиц твоих ложбинки –
Как бы напиться мне из них!
И жажду губ твоих, любимых,
Мне всё никак не утолить.
Эпохи, веры, нравы – минут,
И лишь объятьям вечно жить!
Слушая стихи о природе - «Снег первой белизны», «Поземка», «Проталинка», «Разметали всю красу», «Листочком клейким», «Полыхнула рыжей юбкой», «Черным пологом» и другие, быстро прихожу к выводу, что это - стихи горожанки, живущей не вполне естественной жизнью, но с мудрой усмешкой сознающей это.
В наблюдениях за природой человек у Галины Ерховой- не лишний. Он и наблюдатель, и объект изучения, порою легкомысленный, порою - на диво глубокий и выразительный в суждениях. Но всегда - человек, без приставки «сверх».
«Ах, какие снятся сны!..»
А еще у поэтессы много стихов шуточных, например, «Вместе с платьем снять усталость», «На смешном своем велосипеде», «Душа и тело», «Ты по лестнице веревочной», «Когда из синего «Пежо», «Время роботов и компьютеров», «Даже мысль о тебе -наслаждение», «Печатать перестали»…
Ты по лестнице верёвочной
На седьмой этаж влезал,
Мне романсы пел до полночи
И край платья целовал…
В доме починил сантехнику,
Люстры, полки и шкафы,
Мусор выносил без реплик…
…Ах, какие снятся сны!
Как мы зависимы от вас...
Как мы зависимы от Вас!
От ваших рук, от ваших глаз:
Во взгляде вашем обожанье -
Стираем пыль мы со стараньем!
А если руки гвоздь забили -
Мы поклоняемся их силе
И завтрак славный сочиняем,
О чудном вечере мечтаем!
Как мы зависимы от Вас!
И молим, чтоб не пробил час,
Когда вы строем молчаливым
Уходите, живой чтоб силой
Преградой стать перед врагами…
Так будьте милостивы с нами,
Когда ворчим иль криком будим,
Поймите: мы Вас просто любим!
Прикосновение к поэту
Меня поэзия Галины Ерховой удивляют своим глубинным, затаенным лиризмом и вызывают желание поговорить с ней не только о поэзии, но и о жизни. Хочется хотя бы ненадолго прикоснуться к настоящему поэту, которого досужая суета не задевает - он всегда, по выражению Иннокентия Анненского, сам «выдумывает себя».
- Галина Григорьевна, что для Вас стихи? Считаете ли Вы себя профессиональными литератором?
- Нет. Профессионализм подразумевает заработок. А мои стихи никогда не были профессией и заработком. Просто всю жизнь записывала пение, плач, восторг души. Если после прочтения моих стихов в душе читателя запоет в ответ хотя бы одна струна, - значит, мы с ним, по Киплингу, «одной крови».
- В начале 20 века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?
- В 20- х годах прошлого века появился Шолохов, позже Проскурин, Липатов, Нагибин. Надеюсь, и 21 веку повезёт.
- Как думаете, почему писатели и поэты, в частности, перестали сегодня быть «властителями дум»?
- Да, поэзия в 21 веке перестала модной и привлекательной для зрителя и читателя как явление. Если в начале прошлого века Маяковский и Есенин собирали в Политехническом музее толпы желавших их послушать, если в 50-60-е народ тоже буквально ломился на выступления поэтов, сейчас единицы имеют хоть какой - то успех, и то, как правило, в Сети.
И уже кажется, что поэзия - это привилегия интеллигенции, а обывателю плевать на все, кроме того, чтобы работал Интернет, было пиво и чтобы никто «не доставал». Но ведь это неправильно разделять публику на «своих» и «чужих».
Поэзия нужна всем, но людям некогда. Мы стали заложниками ширпотребовской суеты: заработать больше, чтобы ухватить лучшее. А на смену этому лучшему появляется другое лучшее, и мы снова в погоне. И нет времени и сил на хорошую литературу. Осмысливание, сопереживание тоже требует сил. Читать бульварный романчик проще: проглотил, выбросил и забыл. В итоге, общечеловеческие ценности прошли мимо сознания целого поколения. И мы имеем жуткие последствия: дикие драки девочек, стрельбу в школах, убийство детей и родителей.
- Можете ли Вы себе представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?
- Среди литераторов бытует принцип: если можешь не писать - не пиши. У меня не писать не получается, это - потребность, не зависящая от наличия читателя.
- Что изменилось в Вашем характере с выходом книги «Зернышки сердечности»?
- Стало больше уверенности в своих способностях.
- Какие у Вас жизненные принципы? Чем руководствуетесь в жизни?
- Доброту ценю и элементарную человеческую порядочность. Они не приносят дивидендов, но дарят, пусть не многих, но настоящих друзей. И во все времена эти качества позволяли человечеству выживать.
- Что Вас еще интересует, кроме поэзии?
- Обожаю возиться со своими внучатами! Из другого - музыка, путешествия. Влюблена в Крым, в море. Когда работала, постоянно проводила там отпуска. Но сейчас это другое государство... Еще люблю кормить людей.
- Если бы это было возможно, хотелось бы Вам что-то поменять в своей жизни?
- Если б можно было - не совершила бы тех поступков, за которые мне стыдно.
- Чего Вы сами себе желаете?
- Здоровья, счастья и божьей милости на рождение ещё одной книги.
И третье открывается дыханье –
Второе внуки скушали давно –
Когда в ночи осенней мирозданье
Звездой заглянет в сонное окно
И пригласит, мерцая, на прогулку:
Пора душе, мол, присмотреть приют…
Накинув шаль, отправлюсь переулком
В грядущее прокладывать маршрут.
Пристав на отдых близ Кассиопеи,
В пыли межзвёздной, в гостевом дому
Потерянное встречу вдохновенье
И поклонюсь низёхонько ему.
Вдвоём вернёмся мы домой к рассвету,
И, заварив секретнейший чаёк,
Дождёмся солнца. И оно поэту
Стиха подарит крохотный росток.
Что сказать в заключение?
Лукава, со смешинкой,
Поэзия твоя.
То вдруг сверкнет искринкой,
Куда-то вдаль маня.
То бабочкой витает
И сядет на ладонь,
То высоко взлетает,
Как от костра огонь.
Так отозвалась о стихах Галины Ерховой ее поклонница -поэтесса - Тамара Жиганкова. Перефразируя строки Тамары Ивановны, коллектив модельной библиотеки «Фолиант» желает своей гостье новых открытий, высокого горения, побольше бабочек, садящихся на ладонь, еще больше - сверкающих искринок, манящих вдаль. Пусть ее стихи никогда не устаревают, а наоборот, пленяют своей мелодией не только старшее, но и молодое поколение. И все мы с нетерпением станем ждать выхода в свет новой авторской книги.
10.03.24. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы контакте http://vk.com/library_foliant 30-78-00