Приказ: НА МИХАЙЛОВ!
День 28 ноября выдался под РЯЗАНЬЮ необычным во всех отношениях...
В этот день произошло событие, которое все его участники почему-то называли по разному:
- Генерал Голиков называл это " силовым поиском". В его воспоминаниях так прямо и указано : " Военный совет армии решил предпринять силовой поиск из Рязани на Захарово и Поярково, т.е. в сторону Михайлова...".
- Владимирские курсанты в изданных после войны "воспоминаниях" назвали это иначе ... По их мнению в этот день: " Командир бригады ( 17 ТБр.авт.) приказал батальону продолжать оборону деревни Нашатыркино, одновременно провести разведку в направлении Михайлова. Для ведения разведки был создан разведотряд в составе 1-й стрелковой роты и одного пулеметного взвода пулеметной роты... Начальником разведроты был назначен командир 1-й стр.роты ст.лейтенант Миронычев Е.И. Разведотряд должен был провести разведку с задачей выявить силы противника, их состав, принадлежность, районы их сосредоточения, намерения противника и к 9-00 30 ноября должен был возвратиться из разведки".
Во как! Т.е. курсанты восприняли это как обычную разведку, и ни о каком "захвате Михайлова" речь даже не велась.
- Совершенно по иному названо ЭТО СОБЫТИЕ в наградных листах танкистов..."
Читайте ...
В наградном листе капитана Варламова ЭТО уже прямо названо " операцией по захвату города Михайлов" !
Для тех, кому неизвестен боевой путь 17-й танковой бригады, поясню:
Бригада находилась под РЯЗАНЬЮ только до 30 ноября 1941 г. , т.к. опять срочно была переброшена на другой участок фронта. Поэтому в боях по освобождению Михайлова частями 10-й Армии в декабре 41 участия не принимала. Запись в наградных листах многих танкистов ( не только Варламова), относится к событиям под РЯЗАНЬЮ именно в период с 25 по 30 ноября.
Для примера привел наградной лист на Вощинского, у которого есть дата начала его боевого пути под Рязанью - 25.11.41 г. Помощник начальника штаба ТП по разведке Вощинский тоже участвовал в описываемом событии.
А что же Мишулин?
А танковый генерал Мишулин по непонятой ( мне лично) причине, в своих коротких воспоминаниях вообще ничего не указал об этом событии. Хотя, нет. Кое что в его опубликованных записках все же есть ...
В статье: "Тяжёлые годы". Враг угрожает Рязани, опубликованной в Военно- историческом журнале МО, события этих дней отражены так : " Вскоре в г.Рязань прибыл командующий 10-й Армии генерал-лейтенант Ф.И. Голиков и гарнизон города Рязани перешёл в его подчинение. Я со своим штабом также временно оставался в распоряжении командующего 10-й Армии".
Вот и все! Хотя в этом же журнале опубликованы и другие главы его статьи. Вот, например: в главе " Коротояк - Петропавловское" Мишулин очень подробно и в деталях описывает боевые действия частей Брянского фронта за переправы на Дону. Кстати, этим фронтом в июне 1942 года командовал все тот же Филипп Голиков! Вот те раз!
Прежде я уже указывал читателю на некую странную " скромность " танкового генерала при описании событий под Рязанью: мол, до меня все зависело от партии ( Тарасова), а потом - от Голикова!!!
Так бы мы и поверили, если бы не документы...
Некое " двоевластие" или двойственность в системе обороны с прибытием Голикова в Рязань действительно прослеживается, но только из мемуаров самого Голикова. А вот из всех документов военного управления следует, что приказы и распоряжения частям группы обороны издавал ее штаб. И подписывались они только Мишулиным, Тарасовым ( как руководителем ГКО) и начальником штаба Девятовым, находившемся в прямом подчинении Мишулина. Так было до начала декабря, когда ( я уже писал об этом) был издан первый приказ военного Совета армии. Вот тогда только Мишулин со штабом перешёл в прямое подчинение Голикова. При этом он был назначен ответственным за наступление правого крыла армии.
Чтобы окончательно не запутать читателя во всех этих тонкостях военной субординации, обратимся все же к фактам.
Голиков действительно мог быть инициатором того, что сам называет " силовым разведывательным поиском", но ответственность за любую военную операцию всегда лежит на том командире, который отдал соответствующий ПРИКАЗ!
Голиков точно не мог этого сделать, т.к. в этот день (28.11.41) под Рязань на станцию Рыбное начали прибывать только первые эшелоны его армии, а сам он никаких задач и приказов о наступлении ещё не получал.
Курсантов и танкистов в этой связи вообще не рассматриваем - рамки их самостоятельности ограничены общей задачей ГРУППЫ ОБОРОНЫ: "НЕ ДОПУСТИТЬ ПРОРЫВА ПРОТИВНИКА В ГОРОД..."! Т.е. их действия были строго подчинены Мишулину.
Остаётся только сам Мишулин, но и он не обладал полномочиями по самостоятельному ведению наступательный действий на такую глубину, а уж тем более не имел право ставить задачи по захвату городов в полосе действия Западного фронта.
Ещё надо понимать, что штурмовать силами до одного сводного батальона город, постоянно занятый отдельными подразделениями от двух-трёх полков (танковых и мотопехотного), мог только сумасшедший ... либо самоубийца! Танковый генерал Мишулин явно к таковым не относился.
В любом случае, что бы там не произошло в деле оценки ( или недооценки) общей обстановки и сил неприятеля, подобная инициатива наших военных все равно должна была получить одобрение вышестоящего командования. Иными словами: для захвата города Михайлов Мишулин должен был ПОЛУЧИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРИКАЗ.
Вот мы и подошли к самой сути вопроса. Внимательный читатель наверняка уже вспомнил, что некий план по " разгрому Михайловской группировки противника" уже существовал - план Болдина. Я приводил его вам. Он касался контрнаступления 50-й армии в полосе от Зарайска до Каширы - неизвестный "сосед справа". Этот план был инициирован самим командующим фронтом ( Жуковым) и в нем Болдин , не совсем разобравшись (на мой взгляд), в задачах и вопросе подчинённости 17-й ТБр, предусмотрел и ее участие в деле " разгрома Михайловской группировки".
Для наглядности вновь приведу вам фрагмент записи из ЖБД 50-й армии...
" 2. КП с 17 тбр ударом в направлении Зарайск, Борисовское, Захаровское 28.11 выйти на рубеж Хавертово, Захарово, Плахино, для последующего удара в тыл и полного разгрома Михайловской группировки противника".
Обратите внимание на дату, место и задачу, поставленную нашим танкистам " соседом справа". Тогда я озвучил вам версию некоторых авторитетных исследователей ( позже их обязательно назову) что этот приказ поступил в штаб обороны Рязани только к обеду 28 ноября, т.е. в день, когда наши танкисты должны были уже находиться на исходном рубеже: Хавертово, Захарово, Плахино!
На мой взгляд - это одно из самых логичных объяснений того, что происходило в полосе Плахино - Захарово - Пояркино - Михайлов днем 28 ноября и двое последующих суток.
СКОРЕЕ ВСЕГО... НАШИМИ КОМАНДИРАМИ ( Голиковым и Мишулиным совместно) БЫЛО ПРИНЯТО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СИТУАЦИИ "СОЛОМОНОВО" РЕШЕНИЕ.
При этом:
- ОБА ОНИ НЕ ВЫХОДИЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ;
- ХОТЬ И ФОРМАЛЬНО, НО ВЫПОЛНЯЛСЯ СОГЛАСОВАННЫЙ С ЖУКОВЫМ ЗАМЫСЕЛ БОЛДИНА ПО УЧАСТИЮ НАШИХ ТАНКИСТОВ В КАШИРСКОМ КОНТРУДАРЕ;
- СИЛОВОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК или РАЗВЕДКА БОЕМ - ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ЗАДАЧ ПО РАЗВЕДКЕ ( силы, средства, задачи противника и т.д.);
- ГОЛИКОВ ПРИ ЭТОМ НАДЕЯЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ДОСТАТОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПРОТИВНИКЕ, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЛО ЕМУ ПРЕДСКАЗУЕМОЕ ( БЕЗ НЕНУЖНЫХ СЮРПРИЗОВ), НАЧАЛО ДЕКАБРЬСКОГО КОНТРНАСТУПЛЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ГЛАВНОГО УДАРА ЕГО АРМИИ;
- МИШУЛИН, КАК И ЛЮБОЙ НАЦЕЛЕННЫЙ НА ПОБЕДУ ВОЕНАЧАЛЬНИК ТОГО ВРЕМЕНИ, ТОЖЕ ИМЕЛ СВОЮ ВЫГОДУ: ЕСЛИ БЫ БОЛДИНУ В ХОДЕ КОНТРУДАРА УДАЛОСЬ ОТБРОСИТЬ ПРОТИВНИКА ОТ КАШИРЫ АЖ ДО МИХАЙЛОВА, ТО МИШУЛИН СО СВОИМИ ТАНКИСТАМИ ОКАЗАЛСЯ БЫ ТАМ ВЕСЬМА ВОВРЕМЯ. ВОЗМОЖНО, ЧТО В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ОН ДАЖЕ СМОГ БЫ ВОЙТИ В МИХАЙЛОВ "ПЕРВЫМ" ...
Вот к таким выводам, друзья, пришел я сегодня. Не исключено, что я заблуждаюсь. А может быть кому то уже удалось разгадать этот ребус, а я зря ломаю голову - зря ищу ответы там, где они уже очевидны. Если это так, то поделитесь со мной этим, пожалуйста. Я очень хочу знать истинную причину, по которой наши ребята....
Ладно, не будем бежать сильно впереди нашего "паровоза".
Так как же на самом деле следует называть боевую операцию - вид боя, в круговерть которого днём 28 ноября были втянуты самые боеспособные части войск обороны Рязани?
Лично я впервые увидел ответ на этот вопрос на одном из стендов экспозиции Михайловского исторического музея, куда предлагаю вновь заглянуть и вам.
Прочитали? Не удивляйтесь! Признаться, что и я был удивлен тому, что днём 28 ноября 1941 г. штабом обороны был издано боевое распоряжение по разведке, содержащее задачу о ЗАХВАТЕ И УДЕРЖАНИИ МИХАЙЛОВА силами всего лишь двух разведгрупп!!!
Да, такой приказ действительно поступил и адресован он был нашим танкистам, курсантам и бойцам 1 запасного рязанского автомобильного полка и ополченцам под командованием бывшего начальника физподготовки пехотного училища им.Ворошилова Г.Я. Хоецяна.
Подлинник этого приказа так же можно найти в военных архивах...
Пункт: " По овладении Михайлов разведке оборонять Михайлов до особого распоряжения", лишь подтверждает мои рассуждения в той части, что штабистами Мишулина реально допускался сценарий подхода к городу частей Болдина из района Каширы. Совершенно логичное в этой части приказание " оборонять город до особого распоряжения" означает именно то, что если контрудар Болдина не будет таким успешным, то разведке поступит распоряжение " на отход".
Возможно, что Мишулин при этом учитывал ещё и обрывочные сведения его разведчиков о том, что накануне немцы большими силами "покинули Михайлов". Немцы действительно ежедневно входили и выходили из него " колоннами с танками и пехотой", о чем постоянно докладывала аэроразведка. Объяснялось это легко - двигались они под Скопин и Каширу, где наши войска в эти дни сильно потревожили гитлеровцев. Уверен, что все тогда понимали, что Михайлов был тем опорным пунктом и центром коммуникации, через который осуществлялось основное движение войск неприятеля во всех направлениях: на Рязань; на Скопин; на Серебряные Пруды - Кашира - Зарайск и на Сталиногорск ( Новомосковск).
А ещё лётчики наблюдали и докладывали, что иногда гитлеровцы не только выходили, но и входили - пополняли Михайловский гарнизон "колоннами с западного направления". Все это есть не только в оперсводках штабистов Мишулина, но и в сводках штаба 10 -й армии, которая собирала ещё и свою собственную ( в том числе - агентурную) информацию о противнике. Она нужна была Голикову для планирования предстоящего наступления его армии.
Например, в сводках этих штабов фигурирует и сообщение, полученное "от местных жителей". Суть его: в городе Михайлов 28 ноября осталось всего несколько десятков автомобилей и небольшое количество пехоты.
Некоторые авторы пытаются строить на этом предположение, что Михайлов решено было взять лишь потому, что накануне немцы, якобы, полностью его покинули. Я в эту версию не верю категорически! Подобными сведениями, полученными лишь один раз, да и " со слов жителей" не мог руководствоваться ни профессиональный разведчик Голиков, не Мишулин - не тот уровень! Мы видим, что тут все было намного сложнее... Эта операция продумывалась со всех сторон... Ведь на кону, в случае ошибки генералов, стояла не только жизнь бойцов самого боеспособного звена в системе обороны города Рязани, но кое что ещё... Пойди все не так, и город остался бы без защиты.
Заканчиваю свои рассуждения по этому непростому вопросу и переносимся в Рязань, где в самом спешном порядке начали формировать указанные в боевом распоряжении ДВЕ РАЗВЕДГРУППЫ.
РАЗВЕДГРУППА N 1 ( ОТ СЕМНАДЦАТОЙ ТАНКОВОЙ БРИГАДЫ)
Состав и командование этой группой были определены штабом: " ...один взвод Владимирского учебного батальона ( тут понятно - один из взводов курсантов - на усмотрение командира ), одна рота МСПБ 17 ТБр ( имеется в виду штатная мотострелковая пехотная рота от батальона танковой бригады - около 120 человек, со средствами противотанковой и противовоздушной борьбы), два взвода машин Т-26 (такие танки стояли на вооружении только первой роты танкового полка бригады - всего около девяти машин, т.е. требовалось выделить 6 танков), один крупнокалиберный пулемет, один миномёт".
Если учесть ещё весь автотранспорт (бронемашины, машины с горючим для танков, командирские и пр.), то получится немалая сила - не менее 300 человек личного состава с танками, автомашинами, носимыми средствами ствольной артиллерии, и пулеметами.
Это предписывалось, а что же было фактически собрано на месте командирами ?
Воспоминания наших курсантов ( во всяком случае та их часть, которой я располагаю) описывают только силы и средства группы Миронычева, но она, как теперь известно, не была единственной, а высылалась вечером следующего дня для усиления двух первых: РГ 1 и РГ 2. Поэтому вновь обратимся к документам 17 ТБр...
" РГ - 1 выступил в 17-45 28.11 из Нашатыркино по маршруту Захарово -Михайлов в составе: стрелковой роты МСПБ (20 чел. ?), стрелкового взвода курсантов Владимирского училища, 2 отделения пуль взвода Владимирского училища в составе двух станковых пулеметов, роты Т-26 (6 шт.), отделения саперов, отделения истребительной роты МСПБ, 1 крупнокалиберного зенитного пулемета зендива, военфельдшера - 1чел. Для связи выделено: 1 броневик ( имеется в виду бронированная автомашина АБ -20. авт.), две автомашины МСПБ, два мотоцикла."
Т.е. мы видим, что в разведку от курсантов ушел не один взвод, как предписывалось штабом, а взвод с приданными двумя отделениями отдельной пулеметной роты ( наш батальон состоял из трёх пехотных и одной пулеметной роты) - т.е. уже не 20, а около 35 чел.
Цифра - 20 чел. от стрелковой роты МСПБ вызывает сомнения, т.к. численность ее иная... Если это так, то все равно получается, что РГ1 насчитывала около 120 человек личного состава.
Далее, в этом же донесении ( оперсводке N 6/оп от 19-00 28.11.41 г.) начальником штаба 17-й ТБр Кислицыным подтверждается и уточняется задача группы: " Задача РГ-1 к 22-00 28.11.41 захватить Михайлов и удерживать. После захвата вести разведку в направлениях: Кукуй, Гремячее, Малинки, Киндяково."
Т.е. командование 17 ТБр понимало, что если ( каким-то чудом) удастся захватить Михайлов, то немедленно нужно будет выставить охранительную разведку в западном направлении, откуда наверняка в Михайлов тут же подойдёт крупное подкрепление немцев.
Анализ остальных документов танкистов и курсантов о составе и численности всех трёх разведгрупп, принявших участие в бою у Поярково в с 29 по 30 ноября, даёт нам более правдивую картину о численности РГ -1, которая варируется в пределах от 120 до 150 человек л.с.
Итак, из приведенной выше оперсводки штаба 17 ТБр следует, что 28 ноября 1941 года разведывательная группа N 1 под командованием ст.лейтенанта Петра Феногенова в составе от 120 до 150 человек л.с. на 6 танках, трёх грузовых и одной бронированной автомашинах, и на трёх мотоциклах выдвинулась из места своего расположения - дер. Нашатыркино, в 17 часов 45 минут.
ДО ОБОЗНАЧЕННОГО ПРИКАЗОМ ВРЕМЕНИ ЗАХВАТА ГОРОДА МИХАЙЛОВ ОСТАВАЛОСЬ ВСЕГО ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ!!!
Об этом читаем дальше... не забываем подписываться и ставить лайки...