Найти в Дзене

О духовной жизни

Святая гора Фавор
Святая гора Фавор

В искушениях Христа Спасителя со стороны диавола была попытка как бы толкнуть Господа на путь рабства и духовного бессилия с пути той свободы, какая мыслится в идее Царства Божия на земле. И это случилось бы, если бы Господь сорокадневным подвигом поста и молитвы, имея Сам человеческую природу, не стяжал духовную силу и не утвердил ту духовную свободу как норму для человека, имея Сам человеческую природу, которая нами всегда нарушается (в указанных отношениях к собственному телу, к внешнему миру и к собственной личности). В самом деле, если бы Господь проявил слабость духа и подчинил его потребности плоти или если бы поддался тщеславию, гордости и властолюбию, то что Он мог бы проповедать людям и что мог бы созидать, как не ту же самую человеческую греховную жизнь, основанную на началах сытости, тщеславия и властолюбия, выше которой Он и Сам не мог стать?

Победив искушения диавола и отвергнув те пути греховной жизни, которые предлагались Христу Спасителю искусителем и сводились к «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской», на которых, по слову евангелиста Иоанна Богослова, строится вся человеческая жизнь – Все в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца (1Ин. 2, 16), – Иисус Христос должен был явить и указать взамен отвергнутого что-то другое, новое, действительно совершенное, что выходило бы из пределов изречения премудрого: Нет ничего нового под солнцем (Еккл. 1, 9). На чем же утверждал Христос Спаситель новое начало жизни, или Царство Божие, которое явилось в Его лице на землю? Ответ на это могут, по нашему мнению, дать те слова Господа, коими Он отвечал на предложения искусителя. На предложение претворить камни в хлеб и тем самым подчинить дух плоти и служить преимущественно ей своими духовными силами Христос сказал: Не хлебом единым жив будет человек (Мф. 4, 4). Так телу, как содержанию жизни, Христос противопоставляет дух как главное начало и содержание жизни, по реченному Им: Слова Мои дух суть и живот суть (Ин. 6, 63).

Икона «Преображение Господне» на Фаворе
Икона «Преображение Господне» на Фаворе
Гора Искушений
Гора Искушений

На предложение броситься с кровли храма Христос отвечал: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). Каков духовный смысл этого ответа Господа? Господь, конечно, хорошо знал, что Он может как Сын Божий чудесно спастись и не разбиться, бросившись с кровли храма, но это совершенно ненужное чудо делалось бы только с целью подчеркнуть Свою близость к Богу и горделиво явить особое на Себе покровительство Божие. Это совершенно в духе грешных людей, которые часто, пользуясь близостью к великим и сильным мира сего, нарочито, без нужды и смысла, стараются как бы подчеркнуть эту свою близость к ним, испытывая этим и искушая их милость к себе с целью пошлого самоуслаждения этой близостью и похваления. То же самое пошлое желание внушалось Господу – совершить дело, которое никому не нужно, которое может быть совершено только ради тщеславия. Но Господь отверг это пустое тщеславие и гордость, утвердив начало смиренномудрия, или, вернее, целомудрия, как правильного отношения Своего к Богу по Богочеловечеству. Предложение диавола поклониться ему и получить власть над миром Христос отразил словами: Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши (Мф. 4, 10). Что означает этот ответ? Несомненно то, что, по мысли Христа, наши отношения с миром должны проходить через призму служения Богу: внешняя деятельность должна быть служением Богу, вне Бога нельзя устанавливать отношений с миром, так как вне Бога эти отношения непременно сведутся к захвату мира и властвованию над ним. А когда вся воля человека будет предана Богу и он Ему только будет служить, то и его отношения к миру будут нормальны. Мир будет рассматриваться как владение Божие, а посему и отношение к нему будет в духе служения и покорности Богу, то есть в духе смирения и любви, в коей проявляется служение Богу и воплощается богоподобное наше отношение к окружающему миру. Можно сказать, что вопрос об отношении к миру решается Христом по следующему принципу: его нужно устанавливать только через Бога и через служение Богу в духе любви.

Итак, теперь можно определить, какие принципы Христос Спаситель утверждал для раскрытия того Царства, которое Он принес на землю. Это жизнь во имя духа, а не плоти, на началах смиренной любви к Богу и миру, а не тщеславного и горделивого стремления всем владеть. Отсюда все, что в Царстве Божием, в противоположность тому, что в мире – похоть плоти и похоть очей и гордость житейская, есть власть духа и духовной силы, любовь и целомудрие. Это все и открылось в личности Христа Спасителя. Это – и в жизни апостолов, ибо в этом сущность христианской жизни. Посему апостол Павел, говоря о благодатном служении христианского пастыря, призванного созидать Царство Божие на земле, то есть те святые начала жизни, которые принес на землю Христос, и сам благодатный духовный дар пастырства определяет как духовную силу, любовь и целомудрие: Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2 Тим. 1, 7).

Таким образом, прилагая к раскрытию идеи Царства Божия то, что дается нам при раскрытии духовного смысла искушений Господа, можно говорить, что слова евангелиста о духовной силе Господа, с которой Он возвратился из пустыни искушений в Галилею для проповеди Царства Божия, означают не только явление чрезвычайных знамений как характерных признаков проявления на земле Царства Божия, но и явление особенной внутренней духовной силы в личности Богочеловека, открывшейся в господстве над теми сторонами и началами жизни, которые составляют все существо греховной человеческой жизни и порабощают человека.

Духовная сила, с которой возвратился из пустыни искушений Христос Спаситель, есть сила над властью греха и следствиями его в человеческой жизни и природе. Если в личности Христа усматривать первое явление на земле Царства Божия и помнить, что оно внутри нас есть и проявляется в радости, праведности и мире во Святом Духе, то можно определить его как явление сверхъестественное, Божественное, открывающееся в человеческой личности силой свободы ее от греховных законов жизни и господством над всем естественным греховным порядком жизни.

Икона Спасителя на горе Искушений
Икона Спасителя на горе Искушений

Короче, Царство Божие есть особая жизнь человеческой личности на началах Божественной благодати Святого Духа, раскрывающаяся в неведомых миру свойствах, – господство человека над грехом и всеми его проявлениями. Еще короче, на примере Иисуса Христа: Царство Божие есть жизнь на началах духа по закону смиренной любви к Богу и людям. В этом смысле совершенно понятны слова Христа Спасителя, что Царство Божие внутри нас есть, и слова апостола, что оно не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе (см.: Рим. 14, 17), определяющие природу Царства Божия как особой святой жизни личности. Понятны и слова Спасителя: Аще вы пребудете во словеси Моем... уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31–32), и слова апостола: Где Дух Господень, там и свобода (2Кор. 3, 17).

Итак, теперь можно говорить, что Царство Божие и духовная жизнь в христианском миропонимании суть понятия равнозначные. Можно поэтому о духовной жизни говорить как об особом типе жизни, природа которой есть благодать Святого Духа. Носитель ее – человек, его богоподобная личность, его дух; свойства ее – сила духовной свободы, смирение и любовь, а ее творческий процесс есть подвиг личности в борьбе с грехом и его искушениями.

Камень, на котором молился Господь на горе Искушений
Камень, на котором молился Господь на горе Искушений

Все это открылось в личности Богочеловека Христа и есть явление воистину необычайное, неведомое и невозможное для мира греховного вне христианства.

Дарование Святого Духа связывается с подвигом искупления, совершенным Иисусом Христом, делом тоже необычайным и новым, и с этим же делом связывается обновление человека и начало его благодатной жизни на земле.

Если всякая вещь познается лучше при сопоставлении ее с другими вещами отличной от нее природы, то для уяснения сути духовной жизни было бы полезно противопоставить ее типам жизни плотской и душевной, об этом и Новый Завет, и святые отцы всегда говорят посредством противопоставления и взаимоотрицания. Позволим себе привести в заключение слова преподобного отца Никиты Стифата о жизни плотской, душевной и духовной.

«Живущи плотски и плотское мудрование всегда в себе пребывающим имеющие, будучи совершенно плотяны, Богу угодить не могут, как омраченные смыслом и никаких лучей божественного света к себе не пропускающие. Ибо приналегшие на них облака страстей наподобие высоких стен отгораживают их от духовных светочей, и они остаются без света. Будучи расстроены и повреждены во внутренних чувствах душевных, не могут они воззреть на мысленные красоты Бога, видеть свет воистину истинной жизни и стать выше ничтожных видимых вещей. Но как бы оскотинившись и мирским переполнившись чувством, привязывают ум к видимому, и все попечение и труд обращают на преходящие блага, друг с другом из-за них воюют, а бывает, что и души свои за них полагают, прилепившись к богатству, славе и плотским удовольствиям и великим лишением почитая неимение их. К ним праведно, как от лица Божия, изречено пророческое оное слово: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3).

Душевно живущие и потому называемые душевными суть какие-то полуумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнении заповедей Божиих и только славы ради человеческой избегают явно укоризненных дел. Одержимы будучи самолюбием, сею питательницею страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти от всякой же скорби, от всякого труда и всякого злострадания из-за добродетели они отказываются, паче надлежащего питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятию мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли и вся устремляется к мысленным небесам. Так страждут они, потому что обладаемы еще суть вещественным духом, по коему любят свои души и исполнение своих желаний всему предпочитают. Будучи чужды Духа Святого, они непричастны и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них – не только любви к Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания – все в них полно надмения и гордости. В глубины Духа входить не имеют они сил: ибо нет в них света, который руководил бы их к тому и отверзал их ум к уразумению писаний, а других, когда они вещают о том, слушать неохочи они. Праведно потому о них изрек святой апостол: Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть; и не может разумети; зане духовне востязуется (1 Кор. 2, 14).

Духом ходящие и духовную всецело восприявшие жизнь благоугодны Богу, как Ему, яко Назореи, себя посвятившие, и всегда об одном заботящиеся, чтобы очищать души свои трудами подвижническими и соблюдать заповеди Господни. Готовые и кровь свою пролить за любовь к Господу, они плоть свою истощают постами и бдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже на земли умерщвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвою и богомыслием ум исполняют света и светлым его соделывают, отвержением своих пожеланий освобождают души свои от пристрастия к телу и становятся совершенно духовными; почему духовными не только признаются, но и именуются от всех праведно. Они, идя к бесстрастию и любви, окрыляются к созерцанию творения и оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничиженного. Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслию просвещенною став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреде церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек о них: Вы есте свет мира; вы есте соль земли (Мф. 5; 13, 14).

Святоотеческое учение для русского монашества всегда являлось побуждающим началом, вдохновляло его на духовные подвиги.

Отход от святоотеческого учения, которое является плодом святого опыта и точным выражением воли Божией, всегда влек за собой нравственное падение иноков. Преподобный Нил Сорский, преподобный Максим Грек и другие русские подвижники призывали русское иночество не только к теоретическому изучению творений святых отцов, но и к духовному и молитвенному возврату к ним, к живому и творческому восстановлению самого себя в духе их учения.

Епископ Феодор (Поздеевский)

Журнал Московской Патриархии. 1996. № 12

Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский)
Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский)

Архиепископ Волоколамский Феодор, викарий Московской епархии (в миру Александр Поздеевский), родился 21 марта 1876 года в семье протоиерея села Макарьевского Ветлужского уезда Костромской епархии. В 1896 году по окончании Костромской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом. С 1901 года – преподаватель Калужской духовной семинарии. С 1902 года – инспектор Казанской духовной семинарии. В 1903 году удостоен степени магистра богословия. Возглавлял Тамбовскую и Московскую духовные семинарии, Московскую духовную академию. 14 сентября 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1917 по 1930 год, до самого своего ареста, был настоятелем Данилова монастыря г. Москвы. Расстрелян 23 октября 1937 года в Ивановской тюрьме.