В большинстве стран мира распределение лошадиных сил между электрическими и дизельными автомобилями меняется в пользу первых. В Европе электромобили уже составляли большую часть общего объема продаж в конце прошлого года. У России есть более важная цель, чем увеличение доли электромобилей в объеме продаж. Ей необходимо в кратчайшие сроки создать собственную индустрию производства электромобилей и разработать технологию зарядки.
По данным ACEA, в прошлом году в Европе было зарегистрировано 538 621 новый электромобиль и еще 813 480 гибридных автомобилей. Вместе электрические и гибридные автомобили составляют больше, чем количество дизельных автомобилей на европейском рынке. 35,3% приходится на бензиновые автомобили, 25,8% - на гибриды, 14,6% - на электромобили и 13,6% - на дизельные автомобили. Пока лидирует гибридная концепция транспорта, но уже чувствуется перекос в сторону "чистого электричества".
По данным "Автостата", рынок электромобилей в России в 2023 году будет расти в 4,7 раза быстрее, чем в 2022 году. Однако за прошедший год в нашей стране было зарегистрировано всего 14 089 новых электромобилей (машины возрастом менее трех лет). Сравнительно небольшая цифра, но рекордная для России. Основными рынками сбыта электромобилей остаются Китай, США и Европа. Однако российский рынок также растет, на что влияет расширение "портфеля" брендов электромобилей (в основном новинки из Китая) и развитие зарядной инфраструктуры.
Стратегия развития автомобильной промышленности России до 2035 года предусматривает, что в период с 2025 по 2035 год производство отечественных электромобилей увеличится с 44 000 до 450 000 единиц.
Амбициозные планы правительства создают перспективы для развития рынка, и в сектор электромобилей приходят новые инвесторы. Поэтому электромобили и инфраструктура для их зарядки являются одним из направлений инвестиций группы компаний "ТехноСпарк". Мы начали активно инвестировать в проекты электротранспорта два года назад", - говорит Олег Лысак, генеральный директор "ТехноСпарк". - Это общемировой тренд, и Россию он тоже "затронул". По нашим оценкам, темпы развития индустрии электромобилей в России превышают среднемировые.
Если заменить батарею.
Любая технология, которая имеет потенциал для успеха, будет успешной, если решит реальную проблему на рынке. Развитие электротранспорта в России шло бы быстрее, если бы пользователям автомобилей не приходилось беспокоиться о зарядке. Поэтому существует острая потребность в новых решениях и технологиях в этой области. Примером может служить технология замены батареи, то есть технология, которая позволяет не заряжать батарею, а заменять ее. Замена батареи означает, что владелец электромобиля приезжает на станцию, вынимает использованную батарею и вставляет новую; через пару минут автомобиль готов к поездке, а батарея заменяется новой. Пункты обмена батарей активно развиваются и в других странах. В Китае, например, даже цементовозы можно легко "завернуть" и заменить аккумулятор на станции.
В России это тоже один из вариантов развития инфраструктуры для зарядки электромобилей. Однако этот способ будет наиболее эффективным, если все электромобили будут оснащены батареями одного типа (что в настоящее время не так).
Как и в случае с телефонами и другими небольшими устройствами, сама идея замены автомобильных аккумуляторов кажется инновационной. Олег Лысак убежден, что электромобили не следует рассматривать слишком прямолинейно, как замену дизельным автомобилям, как способ сохранить "весь автопарк". В свое время смартфоны были не просто заменой обычным телефонам, а одним из ключей к новой эре в технологической экосистеме. Теперь электромобили - это ключ к новой эре мобильности, а точнее, к новой структуре организации логистики. Люди становятся все более мобильными, и на смену долгим поездкам приходят более короткие и быстрые. И эту мобильность обеспечивают электромобили. Утром вы снимаете его с зарядного устройства, проезжаете 50-80 км и снова ставите "гаджет на колесах" на зарядку. Электромобили - это совершенно новый принцип организации движения", - убежден Олег Лысак.
Современная зарядная инфраструктура
В настоящее время в России насчитывается 7560 зарядных станций для электромобилей, из которых 6370 - "низкоскоростные" (используют переменный ток мощностью до 6 кВт) и 1190 - "высокоскоростные" (используют постоянный ток мощностью 50-100 кВт). Для такой огромной страны этого количества зарядных станций явно недостаточно.
Для того чтобы электротранспорт развивался быстрыми темпами, зарядные станции для электромобилей должны быть доступны везде, где есть парковочные места, в том числе в жилых домах. В торговых центрах или на улицах владельцы электромобилей должны иметь возможность заряжать свои машины через различные промежутки времени, будь то полчаса или два-три часа.
Вполне логично, что в перспективе зарядка электромобилей на автомагистралях будет соседствовать с обычными зарядными станциями в общих многофункциональных центрах. Электромобили, электробусы и грузовики смогут заряжаться и менять аккумуляторы там. Такие хабы - проблема уже не будущего, а сегодняшнего дня. Вопрос лишь в том, достаточно ли сильна энергетическая инфраструктура на всем протяжении "дороги", то есть можно ли построить такие переходы во всех регионах России и на всех участках магистрали для обслуживания различных транспортных потребностей. Возможно, эту проблему можно решить с помощью технологий хранения энергии и ее распределения по конкретным видам транспорта. Возможно, строительство инфраструктуры хранения и распределения энергии (включая аккумуляторы и другие технологии хранения энергии) является наиболее актуальным вопросом, который определит создание крупной узловой сети для зарядки автомобилей в России.
Вся российская энергосистема избыточна. Энергии достаточно, но она доступна не на всех участках огромной дорожной сети, покрывающей нашу страну.
Появление новой сети зарядных хабов незаметно изменит всю транспортную и дорожную сеть России. В частности, изменится организация маршрутов многих людей. И, возможно, они станут больше путешествовать внутри страны.
Помимо традиционных технологий зарядки электромобилей, разрабатываются и новые. Одним из примеров является беспроводная стационарная магнитно-резонансная зарядка электромобилей - технология, разработанная при участии ученых ИТМО, которая позволяет заряжать электромобили без проводов. Секрет" заключается в методе магнитно-резонансной связи между передатчиком и приемником. Автомобиль просто паркуется у пункта зарядки и получает необходимый заряд от магнитного поля, образующегося под дорожным покрытием.
Электромобили как источник энергии
Олег Лысак предлагает не ограничиваться прогнозами о том, какие зарядки для электромобилей в итоге будут установлены на "железных конях". В настоящее время мы изучаем технологии интеллектуальных сетей и vehicle-to-grid (V2G). Практическое применение таких технологий для электромобилей - серьезный вызов для России. В этой области мы можем стать первыми в мире, объединив усилия с корейскими и китайскими игроками, которые уже много лет занимаются технологиями зарядки и хранения энергии".
Олег Лысак убежден, что Россия может стать мировым лидером в области производства новых технологий зарядки электромобилей, материалов, используемых при производстве электромобилей, и программного обеспечения для управления зарядками и накопителями энергии.