Найти тему

ДИСКОГРАФИИ: Emerald Night. Король эльфов (2012). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: dark metal | folk metal | melodic black metal

Страна: Россия

Лейбл: Musica Production

Дата выхода: 24 декабря 2012

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь», — утверждал в свое время Ганс Христиан Андерсен. Мы, конечно же, не обязаны с ним соглашаться. Но также стоит помнить: многие из тех необычных, удивительных историй, прошедших через целые поколения, приукрашенные для удобства и претерпевшие определенные изменения, основаны на реальных событиях. Столетия спустя уже не представляется возможным различить, где правда, а где вымысел… Но так ли это важно? Люди любят сказки не за это, а за возможность раздвинуть границы привычного и обыденного.

Московская метал-капелла Emerald Night как раз относится к категории тех редких менестрелей, чье творчество базируется на фольклоре, старинных памятниках литературы и сказочных фантазиях, которые они обыгрывают с особым старанием и пиететом. После выхода превосходного дебютника «Зеркало троллей» (2011) группа не стала тянуть с продолжением и уже годом позже представила свой второй студийный опус — «Король эльфов».

Релиз этот стал прямым последователем «Зеркала…», но после первого же ознакомления дает понять, что представляет собой куда более амбициозное и основательное произведение. Создавался альбом в весьма бурный период, когда российский экстрим-метал все еще активно развивался во всех своих проявлениях, а Emerald Night вполне обоснованно претендовали на статус одного из самых оригинальных явлений этой волны.

«Король эльфов» сочинялся и записывался в расширенном составе. Ядро его составляли Дисмаэль (вокал, гитара, клавишные, тексты, сонграйтинг), Всегард (бас, вокал) и Ниравен (ударные). Также в этот период к группе присоединилась колоритная певица Руна — обладательница впечатляющего академического сопрано. В качестве специальных гостей на пластинке отметились знаменитые личности из метал-сообщества: вокалистка Даррана, Деметр Грейл (Grailight, Zmey Gorynich, «Бесъ»), исполнивший партии харша; Роман Арсафес («Невидь», Arsafes), отвечающий за гитары и клин-войс, а также Федор Ветров («Ветер Воды», «Омела»), привнесший в общую палитру звучание флейты и виолы.

Список сей сформирован не для пестроты компании, а исходя из композиционных особенностей альбома. «Король эльфов» больше обычного углубляется в мир преданий и легенд Европы, черпает вдохновение в рыцарских романах, скандинавских поэмах и славянском фольклоре, отдает должное творчеству Шекспира и Гёте. В данном случае именно тексты вышли на первый план, став основой для музыкальной части.

-2

Впрочем, сама музыкальная составляющая от этого ничуть не пострадала. Здесь наблюдаются интересные метаморфозы: блэка заметно поубавилось, да и сам материал в основе своей оказался не столь мрачен, как раньше. Очертания «Короля эльфов» стали эпичнее, монументальнее. По мере прослушивания все чаще можно говорить о влиянии пауэр-метала. Гитарные партии поражают своей полифоничностью вкупе с проникновенным гибким мелодизмом (снова напрашиваются аналогии с кино-саундтреками); фолковые инструменты могут действовать как в унисон со струнными, так и соло, в то время как разнообразие вокальных дорожек и ведущих хоров превращает повествование в настоящее театральное действо.

Вступительный номер «Король ольхи» вкрадчиво втирается в доверие неспешно нарастающим основным мотивом, чтобы вскоре обезоружить жестким галопирующим напором, ядовитым скримингом Дисмаэля и… совершенно нереальными оперными партиями Руны, что сменяются стройными хоровыми напевами. По мере развития мы начинаем понимать, что это произведение — не просто «страшная сказка», которую мы больше знаем по переводу В. А. Жуковского, а нечто большее, архаичное, пугающее, и столь же соблазнительное.

Трек «Дрёма», посвященный удивительному великану из славянского фольклора, переходит уже на территорию героического эпоса и представляет собой практически чистейший фолк-метал в готическом антураже. «Сердце королевы» — еще одна драматическая история в традициях Средневековья: разбитая на роли, она приятно удивляет своей утонченностью и целостностью. На ее фоне «Руна победы» выделяется показательной воинственностью и неприкрытой бравадой — многоступенчатое, захватывающее произведение, чьи составляющие объединены единой запоминающейся темой.

«Ночная симфония» встречает томными переливами «капельных» клавишных и легких духовых, но вскоре эта освежающая нега сменяется тревогой: накатывают тяжелые риффы, и восприятие обостряется. Композиция балансирует на грани между трогательным тягучим мелодизмом и металлической жесткостью, что в скором времени сливаются в возбуждающий танец-хоровод фэйри. Примечательно, что эта вещь отлично смотрелась бы и в инструментальной версии, но разнообразие вокалов и декламаций нисколько не вредит ее магическому воздействию.

«Тристан изо льда» в очередной раз обнаруживает пристрастие музыкантов к средневековой трагедии, причем в искусном обрамлении фолк-пауэра с камерной театральной подачей. Композиция «Оборотень» (на стихи Марии Семёновой из её же цикла романов «Волкодав») выглядит куда интереснее — красочная фолк-оперная пьеса по мотивам «Красавицы и чудовища».

«Берсерк» выступает здесь олицетворением стойкости, бесстрашия и живых обжигающих нервов. Композиция запоминается своим хеви-металлическим напором, надрывом, ярким будоражащим припевом, который звучит в разы сильнее благодаря слаженному многоголосию, и… лаконичностью.

В этот раз Emerald Night не стали увлекаться каверами и бонус-треками и ограничились лишь «Demonism» (2010) — перезаписанным треком с демо «Bloomof Twilight» (1999). Эту вещь можно назвать наиболее «темной» из всего плейлиста: она в полной мере сохраняет влияние мелодик-блэка, с которого и начинался творческий путь проекта. Без истории о древних развалинах и призраках это повествование было бы неполным.

-3

Несмотря на эпический размах задействованных сюжетов, «Король эльфов» сохраняет приятную пропорциональность и хронометраж, а музыканты — чувство меры. Здесь они сохранили и приумножили все те критерии, за счет которых выделялось «Зеркало…», а именно — театральность, ламповый мелодизм и виртуозное умение действовать на стыке сразу нескольких стилей.

В числе прочих достоинств пластинки следует упомянуть чистый детализированный звук от Романа Арсафеса, который придал этой записи солидности. Ну, и никак нельзя игнорировать шикарную обложку авторства художника-иллюстратора Александра Кошкина, что с первого взгляда задает верный настрой перед непосредственным прослушиванием альбома.

«Король эльфов» помог группе выйти на новый уровень, чего Emerald Night, безусловно, заслуживает. Это выразительная, скрупулезно выверенная, художественно насыщенная работа, которая сильна не только своей романтической фабулой, но и берущими за живое мелодиями. Так же, как и «Зеркало…», новый релиз можно назвать несколько наивным, но без этого не видать нам той особой эскапической атмосферы, которая стала отличительной чертой Emerald Night.