- Валёк, это только котельная?
- Да, здесь котёл, колонка, расширитель. Вика планирует ещё прачечную сделать, машинку, сушку поставить, возможно что-то ещё – места достаточно. Пойдём, я тебе остальное покажу, мы на втором этаже не были. А-а-а-а! – вспомнил он, - пойдём в погреб! – с особым удовольствием сказал Валентин, - я сделал кое-что для себя! – хитренько улыбался он, выглядывая из коридорчика, куда они вышли с другом в гостиную. Их жёны сидели на диванчике, болтали, угощались роллами. – Там я установил небольшой стеллаж для винотеки, потом планирую дубовый...
- Винотеки? – удивился Никита. - Целый стеллаж…
- Какое там вино... - подмигнул ему Валентин, - у меня тесть отличные настойки делает, ну, а виски я сам люблю коллекционировать.
Валентин час водил друга по своему полностью законченному дому. Строили они его около трёх лет, по общему с женой проекту, повезло со строительной компанией, отработали на совесть. Контролировать и вносить дополнения можно было на каждом этапе строительства.
Никите, как другу хотелось показать Валентину, он понимает больше застройщика и самого Валентина, часто рекомендовал материалы дешевле, тёплые полы не советовал, особенно на кухне по разным причинам, в основном неприятности случались у его знакомых, у него в квартире не было таких полов. Намекал неоднократно, застройщик специально завышает цены товарищу. Дешевле самому строить. Валентин не спорил, не принимал близко к сердцу советы приятеля, делал как удобно ему и его жене и вот, дом готов.
Мужчины вернулись в гостиную, расположенную на первом этаже.
- А я думала ты и участок покажешь, - посмеялась над Валентином жена.
- Темно и там ещё ничего не сделали. Вика заказала ландшафтный дизайн, – пояснил Валентин.
Никита находился наполовину в экстазе от увиденного, но больше в ужасе! Деньги на ветер - дизайн! Сама, что ли, не может цветочки и веточки посадить? Ему хотелось покритиковать, он бы однозначно сделал лучше и дешевле, если бы строил себе дом. Но друзья делали всё по-своему.
- Вы проделали колоссальную работу, за такое время, - качала головой Радмила, жена Никиты.
- Да, - вздохнула с облегчением Вика, - это было нелегко! Да Валь, - обратилась она к мужу, а потом шёпотом, приложив ладонь к губам, призналась подруге по секрету, - мы раза три чуть не развелись, из-за цвета стен в спальне, а из-за кухни, чуть не подрались, - обе засмеялись.
Мужчины, взяв бокалы с напитками, посмотрели на своих красавиц и снова о своём: о ценах на стройматериалы, металл, о процентах по кредитам, ипотеке. Между ними завязался небольшой спор: как выгоднее строить? В ипотеку, или всё-таки собирать деньги. Валентину не нравилась ни тот, ни другой вариант.
- Если денег нет, лучше не влезать в это болото! Засосёт. Придётся десятилетиями работать на стройку!
- Да, нет! Ты не прав, - философствовал Никита, - у нас зять построился. Кровлю и фундамент делали левые строители, а так всё сам.
- Отлично! – похвалил незнакомого человека Валентин, - долго строил? Закончил?
- Сколько живут, столько и строят, нет пока.
- Вот! Важно понимать, какой ресурс для тебя наиболее выгоден: время или деньги? Если не располагаешь ни тем не другим…
- А как быть, если хочется дом или не можешь жить в квартире? Для меня это настоящая пытка.
- Бывает. Мы тоже мучились, особенно с соседями, - у Валентина брови приподнялись, когда он вспомнил о них.
Друзья провели отличный вечер, Никита с Радой уехали около одиннадцати вечера. Никита в прекрасном настроении, несмотря на то, что много выпил, и едва не поссорился с хозяином. Он много смеялся в машине, говорил, потом впал в задумчивость. Дорога до дома неблизкая, друзья живут в пригороде, а Никита с семьёй в одном из первых районов города. Рада вела авто по засыпающим городским улочкам, останавливаясь на пустых перекрёстках, на светофорах, постукивала пальчиками по рулю в такт тихой мелодии из магнитолы.
- Чего задумался? – спросила она, видя, как Никита смотрит на вытянувшуюся вдоль дороги семиэтажку из белого кирпича. Тоскливо смотрел, почти обречённо. Они едут в такой же скворечник, только всего на 5 подъездов.
- Круто было бы жить в частном доме.
- Да, прекрасно, особенно весной и летом, да в любое время года. Вика собирается делать мангальную зону…
- Что Вика? Разве Вика и Валентин делают? – злобно сказал Никита. – Люди за них всё делают, а они хвастаются.
- Ну-у-у, знаешь… Деньги тоже надо уметь зарабатывать.
- Ты к чему? - повернулся к ней Никита.
- К тому, если ты не строитель тогда выкладывай денежки!
- Нет, не всегда! Можно и самому... А давай тоже дом построим? – оживился Никита.
Радмила рассмеялась.
- На какие шиши? Двушку нашу продадим?
- Для начала кредит возьмём, на покупку участка.
- Видел сколько участки стоят? – посмотрела на него жена.
- Видел, я мониторю объявления.
Рада вздохнула, они приехали.
- Никит, я всё понимаю, тебе хочется жить в доме, прогуливаться по своему дворику, участку... И мне хочется! Ты увидел "конфетку" у друзей, но...
- И что хорошего? – оживился он – отгрохали мавзолей, живут вдвоём.
- Вот именно, а у нас сын. Вика где работает?
- Не знаю.
- А я знаю, у мамы на фирме. Смекнул? А Валентин? Начальник.
- Да понял я, - обиделся Никита.
- Я не к тому, что ты неудачник, у нас тоже всё хорошо. Просто у них немного другой уровень. Они не знают, что такое кредит. У них достаточно средств. И проблемы возникали, потому... они не могли выбрать, какую кухню устанавливать в доме итальянскую или римскую.
- Это одно и то же!
- Знаю, просто что б ты понимал.
Никита ничего не ответил, оба вышли из машины. Один мечтал, другая приземляла супруга, намекая, что он не справится. А между тем Никита много лет хотел переехать в частный дом, в нормальный просторный, светлый, без соседей над головой дом! Со своим двором, гаражом, навесом. Когда-то Никита пытался предложить родителям поменяться – они в квартиру переедут, а он с семьёй в дом на земле у них ребёнок маленький, им надо. Но старшая сестра развелась с мужем и вернулась с двумя детьми к родительский дом, так что все его планы рухнули.
****
- Рада, я тут участок присмотрел, - Никита показал жене телефон, через несколько дней после того разговора в машине.
Рада отложила книгу на тумбочку, одна любила почитать перед сном в спальне, пока муж шерстил сайты объявлений, рассматривая машины, дома, участки, что интересовало его в определённый момент больше. Мог неделями просматривать одни и те же объявления.
Жена взяла телефон, просмотрела фотографии, прочла описание, дошла до ценника, вернула мужу телефон, ничего не сказав, опять взяла в руки книгу.
- Что мочишь?
- Ты цену видел?
- Ну и что?
- Даже если мы машину продадим…
- Квартиру.
У Рады книга выпала из рук.
- Нашу квартиру? А жить где будем? Никита, не придумывай!
- Э-э-э… как бы это моя квартира. Досталась от тётки, ещё до нашей свадьбы.
- Ты к чему? Я знаю, про квартиру, – повернулась к нему жена. – Семья твоя где будет? Если ты продашь «свою» нашу квартиру, - разведя руками, она посмотрела на потолок, у соседей сверху опять что-то грохнулось на пол.
- Можно у моих перебиться временно или снимать.
- Никит, ты сейчас серьёзно?
- Да. Ты посмотри, - он опять показал телефон, - все коммуникации подведены, участок в черте города, почти... и ценник! Ценник – огонь. Вот увидишь, через пару дней объявление снимут, - уверенно качал головой супруг.
Рада вздохнула и, откинув одеяло, поднялась с постели, собрала волосы в резинку, хотела уйти на кухню, но Никита настоял на разговоре, в итоге повздорили. Наутро не разговаривали. Но уже вечером всё стало как обычно, не умела Рада долго обижаться, она порою забывала даже, что обижена.
Через несколько дней Никита заявил, что ему одобрили кредит. На участок как раз хватает.
- Не поняла… Как? Такую сумму могли одобрить без поручителя? У меня девочка на работе рассказывала, они меньше брали с мужем и то потребовали залог или поручителя.
Никита ответил не сразу, пытался выкрутиться.
- Мама согласилась. она поручитель.
- Вот как, - задумалась Рада. Неприятно, за её спиной, не посоветовавшись, муж со свекровью принимают такие решения.
- Рада, не волнуйся, комфортный платёж, на наш бюджет это не повлияет.
- Ты решил строиться?
- Да, но ты не переживай, всё будет постепенно, сначала фундамент, потом стены…
- Никита понимаешь - это на года? На всю жизнь! Мы будем работать на долги и на стройку! А я не хочу жить только ради этого. Я не хочу жить на стройке или с твоими родителями, даже временно. Там просто негде их и так пятеро на три комнаты, - чуть не плача, говорила Рада. – Я хочу хотя бы раз в год выезжать с ребёнком на отдых, как сейчас. Иметь возможность купить себе что-то на свою зарплату, сходить в парикмахерскую раз в три месяца. Я имею на это право? Разве мы не собирались поменять машину через пару лет? Ты сам говорил - пора! На футбол ты любишь ходить с друзьями, потом ты этого не сможешь делать, у нас будет куча долгов, стройматериалов, и мы будем жить на стройке.
- Не будет кредитов! Я всё решил.
- Ты понимаешь, мы разведёмся из-за этой стройки? – Рада пыталась, пробиться к здравому смыслу мужа, вернуть его в реальность.
- Радмила, ты преувеличиваешь! Конечно, это будет не так быстро, как у Валентина с Викой, может, лет 5-7, но не десятилетия, - Никита тоже хотел доказать жене - всё будет нормально, просто не надо бояться перемен. – Многое я буду делать сам…
- А работать когда? Кредиты ведь надо отдавать.
- Послушай, есть же выходные, отпуска, больничные. Зять будет помогать, отец, я всё продумал.
- Ты имеешь в виду мужа моей сестры?
- Ну да, мы же хорошо общаемся с Толиком, я не отказывал ему, когда он обращался и он не откажет.
- Толик никогда ничего не делал для других, и ты это прекрасно знаешь!
Слово за слово, начался скандал, Радмила категорически против стройки, даже против покупки участка в кредит. Она хотела позвонить Валентину, чтобы он объяснил её мужу, сколько денег у них ушло. Вика ей много чего рассказывала, это безумные деньги! Никита на это просто взбесился, опять Рада опять сравнила его с Валентином: у подружки муж - красавчик, и зарабатывает, и дом построил, а он Никита, чуть ли не легкомысленный подросток, у которого руки растут из .....
На этот раз, после ссоры, они не разговаривали несколько дней. Вскоре Радмиле это надоело, она первая пошла на примирение, но вместо слов, муж предъявил ей документы на участок и радостно заявил:
- Ну и как это повлияло на бюджет? Ты даже не заметила! Я уже внёс первый платёж.
Рада, тяжело вздохнув, решила всё-таки подождать. Чего ругаться? Участок уже есть.
- Хорошо, возможно, ты прав. Только пообещай, что не будешь торопиться! Годика через два, соберём немного денег и тогда… - она надеялась, Никите надоест оплачивать кредит много лет и он продаст участок. – Начнём строительство.
- Да, конечно, - согласился Никита, у него сейчас ни копейки, родители тоже не дали даже на фундамент. – Я пока расчищу участок, обнесу шифером.
- Хорошо.
В этот раз обошлось без скандала. Но через полгода Никита заявил: он взял ещё один кредит, небольшой, 300тысяч, и выплатит его за полгода! На фундамент. Валентин посоветовал ему отличную компанию, сделают за неделю.
Опять раздор в семье, в этот раз и посуда полетела на пол. Радмила кричала, собиралась уходить от него, грозила разводом, если он ещё хоть один кредит возьмёт без её ведома.
- Мы же договаривались подождать, - плакала она.
- Мне хочется хотя бы коробку поставить. Понимаешь, фундамент я не залью один, но стены-то я с Толиком смогу положить?!
Радмиле хотелось закрыть глаза, а потом открыть и понять, ничего не случилось - это сон, кошмар. Но нет, Никита продолжал
- Из блоков выложу стены, так дешевле и практичнее, потом облицовочным кирпичом или сайдингом сделаем, красиво будет. Не переживай, утеплим, никакого холода или плесени. Вот, смотри, - он показывал ей бумаги с чертежами, подписями, печатями, - это проект нашего дома, - искренне радовался он. – Видишь, ничего сложного.
- Господи! Никита, это что? Два этажа?
- Нет, это мансарда.
- Никит, ты пойми…
- Нет! Это ты пойми, а лучше прими. Я всё жизнь мечтал о доме, я говорил тебе, что квартира – это ненадолго! Ты постоянно отговаривала меня, то машину давай купим, то в отпуск надо поехать, то ремонт в квартире… Сколько можно? Могу я сделать, что я хочу?
- Можешь, но только не вгоняя семью в долги! Мы могли бы взять в ипотеку готовый дом, позже.
- После кого-то я не собираюсь всё переделывать! Я хочу своими руками! Чтобы дети потом жили в этом доме.
- Ты до фига жил со своими родителями? Помнишь, они предлагали нам, когда мы по квартирам бегали, что ты им ответил?
- Сравнила...
Опять крик, битая посуда, слёзы.
- Ты стройку не начал, а мы ругаемся, - безнадёжно сказала Рада, когда поняла – бесполезно!
- Это ты ругаешься, я нормально тебе объясняю.
Потом третий кредит, и вся зарплата Никиты начала уходить только на их оплату. На участке появился фундамент, росли горы стройматериалов, но стены возводиться не планировались – Толик отказал зятю в помощи. Нанимать людей денег нет, сам Никита не мог брать лишних выходных или отгулов, надо было работать на кредиты. Через два года он принял решение продать квартиру.
- Хватит расплатиться с долгами, коробку поставить, крышу перекрыть, а дольше я сам! – самозабвенно, горя своей мечтой заявил Никита.
Радмила больше ругалась, устала за два года.
- Я не поеду жить к твоим! Если ты сделаешь это, я подам на развод.
- Поедешь к своим? – рассмеялся Никита. – То есть мои плохие, с ними нельзя временно пожить семьёй, а твои замечательные?
- Никита, - почти плакала Рада, - я заберу Серёжу. У твоих родителей живёт сестра с двумя детьми, нас куда? На чердак?
- Там времянка есть.
- Она не отапливаемая!
- Сделаю отопление. Это временно, - умоляюще смотрел он на жену.
Она его не услышала, как и он её. Муж выставил квартиру на продажу, Рада с сыном уехала к родителям, решив, что это хоть немного отрезвит мужа. Но он лишь расправил крылья!
Первое время непривычно было, но зато вечером он ехал на участок, пока лето, самое то! Темнеет поздно, он успевал многое сделать, вот уже первый ряд стен появился, второй, и так потихоньку, потихоньку, уже и очертания постройки видны. Отец помогал по возможности, в основном советом, с его больной спиной бетон или кирпичи не потаскаешь.
Лето пролетело. Радмила звонила мужу, пыталась поговорить, в ответ он отправлял ей фотографии того, что уже есть на участке. Поделился, что проект немного подправил, решил полноценный второй этаж сделать, всё-таки фамильное гнездо строит.
- Возвращайтесь, - просил он, - я скучаю.
- Куда? Ты же продал квартиру?
- Да, через неделю едем на сделку, - радостно сообщил Никита. – Задаток оставили хороший, я первый кредит уже закрыл. Рада, это ненадолго, я обещаю.
Она вернулась, со своими тоже уже не получалось уживаться, да и работа ей нравилась в этом городе. Съехали к свёкрам. Сынишка их, как раз в первый класс пошёл, а тут теснота – три семьи в одном доме! Родители планировали во времянке пожить, пока сын со снохой у них, но потом предложили им. Толкотня в доме, крики и драки детей, недопонимания с золовкой, дошло до склок.
Стройка затянулась.
Радмила не выдержала и трёх месяцев, опять уехала с сыном к родителям. Никита даже обрадовался, когда её нет рядом у него всё быстрее и лучше получается. Действительно, стройка закипела после продажи квартиры! Первый этаж готов! Старые стены из блока снесли, решили из кирпича сразу возводить. Второй этаж, лестница, кровля, уведомление о разводе…
Никита до последнего не верил. На суды не ездил, жена сама захотела, сама пусть и бегает. Потом уведомление о назначении алиментов – вот это удар ниже пояса! Низость. Она же знает, у него стройка, для них же старается, для сына.
Через два года деньги закончились! Кредиты остались. Никита надеялся закрыть их самостоятельно, поэтому всё, что выручил от продажи квартиры, позже и машины (пока ездил на отцовской) потратил на строительство дома.
- Осталась только внутренняя отделка, - убеждал он себя и родителей, но уже не помогало. Зарплаты едва хватало на долги и алименты, он жил за их счёт. Стройка встала, на этот раз окончательно.
Никита верил, через год, другой он доведёт до ума фамильное гнездо. Вернуть жену даже не пытался, слишком подло она с ним поступила, могла бы предупредить, посоветоваться насчёт алиментов, он и так помогал ей иногда деньгами, чего ей не хватало? Сама ведь работает, но нет, ей мало.
Папа иногда звонил сыну, навестил трижды за это время, но в последний раз заметил: сын настроен против него, холоден, неразговорчив, машинку на пульте принял нехотя.
- Никит, ему почти десять! Сергею неинтересны машинки, - пыталась объяснить ему бывшая жена.
Никита не верил, это тёщина работа 100%! Злился, зря приехал, только деньги потратил. Он перестал навещать сына, отделывался звонками, вскоре и звонить прекратил.
Прошло десять лет.
- Ну, наконец-то! – радовался Никита, - хоть один хомут с шеи снят! – хвастался он перед родителями, намекая на алименты. - Осталось всего два кредита.
Он поправился, обрюзг, стал ворчливым, в нём трудно узнать прошлого подтянутого Никиту, а ведь ему всего 40. Живёт с родителями, больше просто негде. Личная жизнь после развода не сложилась из-за сестры. Он дважды пытался построить отношения с женщинами, приводил их в родительский дом, а там сестра со своими детьми. Опять скандалы, вопли, ультиматумы. Сестра-то пару лет назад вышла замуж, съехала к мужу, племянники уехали учиться и о бабушке с дедом не вспоминают.
А он бобыль, уже и не хочет с бабами связываться.
Радмила тоже вышла замуж, почти сразу (копался в своей памяти Никита), наверняка уже встречалась с кем-то, когда он приезжал и пытался с сыном наладить отношения. Осознавая, что сын уже взрослый, в армию собрался, Никите становилось не по себе. Но для него он чужой, его воспитывал другой человек.
А дом он построил, почти замок! Так и стоит на участке обнесённый оградой, без окон, без дверей, без отделки, на участке бурьян выше окон первого этажа, давно туда никто не заглядывает. А вокруг всё обросло постройками, выросли дома, протянулись улицы, ещё чуть-чуть и город поглотит старые дачи.
Никита очень на это рассчитывал, тогда участок вырастет в цене, можно будет продать его и расплатиться с долгами. На самом деле он не собирается его продавать, мечтает, когда-нибудь достроить фамильное гнездо, хотя бы первый этаж, чтобы съехать от родителей, а пока врёт им, что с документами не всё в порядке, поэтому продать его не может.
Конец_________
Спасибо, что нашли время. Рада видеть вас в тлеграм или на ОК
и на своём канале с аудиорассказами 🎧📚 там громко!