Найти тему

"Человек-видимка" или правила общения с начальником

Оглавление

Вспоминаю один сюжет из жизни: вхожу в кабинет к начальнику, коленки подгибаются, голос дрожит, больше похож на робкое б-е-е-е или м-е-е-е... Страшно, аж жуть! Бывало ли с вами такое? Уверена, да! Сегодня мы поговорим о том, как не надо себя позиционировать при общении с преподавателем, начальником (директором, завучем, например).

Здравствуйте, снова с вами я, Устинова Наталья Николаевна

Возможно, все это очень индивидуально, причем и с той, и с другой стороны, и мои выводы основываются на личном опыте, однако, возможно, что-то вы возьмёте на вооружение.

Не будем тянуть за хвост сами знаете кого, сразу к правилам.

В начале статьи приведу два правила, остальные в конце, поэтому дочитайте обязательно!

ПРАВИЛО 1.

НЕ НАДО разговаривать заискивающим тоном!

Дело в том, что подобный тон ставит вас сразу на ступень (как минимум одну) ниже человека, с которым вы общаетесь. Вы и без того пришли к человеку не просто так, чаю попить, а были вызваны "на ковер" или чего-то хотите добиться. Преподаватель (начальник) уже чувствует себя королем. Зачем подогревать эту ситуацию и добровольно снижаться на несколько ступенек вниз?

Автор блога
Автор блога

ПРАВИЛО 2.

Речь должна быть четкой и только по делу, без пространных рассуждений

Есть масса вариантов событий, почему вы оказались перед начальником, коим в момент времени может быть и преподаватель. Обсудим две из них:

1) вы отпрашиваетесь;

2) вы накосячили и вас вызвали "на ковер".

Ситуация 1. Вам нужно отпроситься с занятия (или с работы пораньше) по каким-то обстоятельствам.

В этом случае нужно:

1) четко обозначьте свою просьбу;

2) укажите КРАТКО причину;

3) отметьте возвратное действие, которое вы обязуетесь выполнить, если просьба будет удовлетворена;

4) МОЛЧА ждите ответ;

5) поблагодарите человека (в любом случае);

6) уходите.

Рассмотрим каждый пункт.

1. Четкое обозначение просьбы нужно начинать с глагола "разрешите", "позвольте".

Далее сама просьба (отсутствовать на занятии). С вариантом, когда нужно отпроситься пораньше с работы чуть сложнее, но, с другой стороны, проще. Нужно ЧЕТКО обозначать ВРЕМЯ.

- разрешите уйти на 15 минут раньше.

- разрешите уйти в 16.00;

- разрешите уйти с работы сейчас и т.п.

Не забываем о замечательном слове "пожалуйста"!

2. Причина указывается КРАТКО и, по возможности, максимально честно (если это не касается чего-то очень личного).

В качестве причин корректно выглядят:

- поход к врачу (не надо конкретики, достаточно просто сказать именно так);

- посещение государственных учреждений (полиция, военкомат, суд, налоговая и т.п.);

- форс-мажорные обстоятельства (срочный вызов в детский сад или школу к ребенку, внезапный осмотр квартиры различными службами (например, газовая служба, проверка счётчиков т.п.), экстренные вызовы человека куда-либо и т.п.);

- необходимость оказания срочной помощи близким родственникам (мужу/жене, родителям, бабушкам/дедушкам, детям);

- печальные обстоятельства (чрезвычайные происшествия: авария с близким человеком, похороны и т.п.).

Не нужно в качестве причины упоминать о:

- походе к стилисту, косметологу, мастеру маникюра и т.п.;

- посещении увеселительных заведений (концерт, театр, выставка, музей и пр.).

Это можно запланировать в свободное время, поэтому для многих начальствующих не является веской причиной.

Поиск адекватной причины нужно внимательно продумать, ведь у человека, к которому вы пришли с просьбой, могут жить в голове разные "тараканы".

Например, у меня есть ребенок-дошкольник, поэтому просьбу уйти раньше на утренник в детский сад к ребенку, я удовлетворю без лишних слов и сомнений.

Или другой пример, я не пью алкоголь, причем это моя принципиальная позиция, поэтому все похмельные обстоятельства, отпрашивания на очередной корпоратив меня сильно раздражают.

Именно поэтому причину лучше выбирать максимально удобоваримые.

3. Возвратное обещание, которое вы даёте преподавателю (начальнику), это ДОБРОВОЛЬНОЕ действие, которое вы обязуетесь выполнить (это обязательно нужно сделать!), если просьба будет удовлетворена.

Возвратное действие можно обозначить как:

- обещание;

- отчёт о заранее выполненной работе.

Обещание: "обязуюсь внимательно проанализировать материал лекции, которую пропущу".

Отчёт о выполненном: "отчёт, который нужно сдать сегодня, уже отправлен в соответствующий отдел" или "работа, которую мне нужно выполнить в рабочее время, будет выполнена к этому сроку" (можно вновь указать время, которое обозначено в просьбе).

Пункты 4-6, думается мне, в конкретизации не нуждаются. Просто поверьте и выполните в точности!

Есть ещё один нюанс, о котором я не сказала, расскажу историю, из которой все будет понятно.

История 1. О бедном студенте замолвите слово...

Представьте ситуацию:

Пятница, обед, большая перемена, как обычно, срочный запрос на очередной отчёт. Сказать, что мне некогда, ничего не сказать! Мало того, что время на заполнение таблицы с отчетом очень ограничено, я голодная, и мне не грозит пообедать, так ещё и лекция начнется через 15 минут.

Ко всей этой "прелести" робкий стук в дверь (замечу, что обычно у меня так не принято, внушаю студентам, что это обычная аудитория, куда можно зайти без стука). Кричу (аудитория большая, дверь железная, перемена, за дверями гул голосов, поэтому, да, кричу), чтобы входили. Реакция...повторный стук в дверь! Опять кричу (но уже с раздражением, т.к отвлеклась).

Заходит студент и болеющим голосом говорит: "вы преподаватель дисциплины такой-то?" Называет при этом дисциплину, которую я не читаю уже несколько лет.

Я отвечаю, что нет и продолжаю работать. Человек стоит, молчит, растерялся, оглядывается (в аудитории только он и я).

Отошёл к двери, студенты стали заходить в аудиторию. Через пару минут этот кадр спрашивает, обращаясь, очевидно, ко мне: "а где найти этого преподавателя?"

А я уже забыла про него! У меня срочный отчёт!

Переключаюсь вновь на него. Я зав.кафедрой, теоретически могу вспомнить, кто в этом году ведёт эту дисциплину (теоретически!), поэтому спрашиваю входные данные: группу студента, ФИО преподавателя.

Отвечает про себя уверенно, а вот ФИО преподавателя (вернее фамилию и инициалы) читает с бумажки.

Аллилуйя! Это мой студент, который должен через 15 минут сидеть на лекции!

Я (уже с диким раздражением) заставляю его ПРАВИЛЬНО назвать дисциплину, которую я веду в его группе (прочитал с той же бумажки в сокращённом варианте: "Мет.обуч.персонала исп.ИКТ в проы.деят").

Зацените! Круто, да!? Он не знает в лицо меня, значит не был на предыдущих парах, не знает "матчасть" настолько, что не может воспроизвести название курса!

Точка кипения ещё не пройдена, хотя близко. Спрашиваю, "что вы хотели меня спросить?", хотя и так было все понятно в принципе.

И тут началось! Просящим тоном студент начал путано объяснять что-то о своем хроническом заболевании, о том, что каждый месяц ему чего-то там нужно сделать...

Напоминаю: у меня срочный отчёт и лекция (студенты уже заходят в аудиторию)!

Минуты три человек что-то объяснял мне, я пыталась (чесслово) слушать. Потом мне надоело и я довольно грозно повторила свой вопрос о том, что ему надо от меня сейчас?

Я понимаю, человек испугался моего грозного вида и вопроса, которым я перебила его путаную речь, но не до такой же степени! Опять полилась оправдательная речь про болячки и важность своевременного лечения...

Не буду утомлять дальнейшим повествованием по этой ситуации, скажу лишь, что я с боем вырвала из студента признание, что ему надо уйти с лекции (чего пришел в этот раз, если раньше даже не морочился этим), отчитала, что отвлёк меня от важного дела и в итоге я либо не успею вовремя сдать отчёт, либо начать лекцию, отпустила его на все четыре стороны (при этом не спросив фамилию, ибо у меня другой способ для проверки посещения студентами занятий).

В итоге:

1. Я раздражена, но, благодаря врожденному пофигизму, и отсутствию привычки наклеивать ярлыки на людей (фамилии того студента не знаю, да и внешность его не запомнила, если честно), не придаю ситуации вселенского масштаба, (ФИО студента не знаю, внешность не запомнила), а вот как обстоят дела с другой стороны...не знаю, скорее всего вот так:

2. Студент напуган и считает меня полным неадекватом.

А на самом деле все проще! Студент сам спровоцировал такое мое поведение. Мало того, что он не выполнил те действия, которые я обозначила выше, так ещё и не проявил элементарных правил приличия: 1) не ходил на занятия и, как следствие, не знает преподавателя в лицо (на сайте вуза есть актуальные фото всех сотрудников, можно заглянуть туда, если нет сил ходить на пары; 2) не знает названия дисциплины (есть календарный график на сайте и на доске объявлений, но студент об этом не знает, очевидно из-за п.1; 3) не спросил, есть ли у преподавателя время, которое он может посвятить решению проблемы студента.

Трудно это? Не думаю!

Если бы этот студент зашёл, поздоровался (кстати, этого тоже не сделал), спросил, может ли он отнять у меня пару минут, а затем четко выполнил приведенный выше алгоритм, уверяю, мы оба были бы спокойны!

Вернёмся к ситуациям, которые могут привести вас в кабинет начальника...

Ситуация 2. Вас вызвали "на ковер" к начальнику, в кабинет преподавателя, зав.кафедрой

Вызов "на ковер" обычно обозначает, что вы накосячили и сейчас с вас за это спросят. Редко вызывают за тем, чтобы выразить благодарность и вручить грамоту.

Что делать, как строить диалог в этом случае?

И вновь правила 1 и 2 работают вам на благо!

Здесь важно помнить: да, вы виноваты, да, принимаете претензии, но это не значит, что мы должны позволить себя растоптать! Нужно вести себя достойно и требовать подобного отношения к себе ото всех, в том числе и от преподавателя/начальника.

Есть, несомненно, вопиющие случаи. Расскажу об одном таком. Трудно поверить, но это к сожалению правда и есть много свидетелей, которые могут подтвердить мои слова.

История 2. В угоду себе похороню родных

Представьте, одного студента вызвали в деканат за то, что он не явился на пересдачу экзаменов и зачётов, коих у этого персонажа было несколько.

Декан спрашивает причину, парень молчит, опустив голову, как нашкодивший котенок. В кабинете присутствовали преподаватели и я как заведующий кафедрой. Студента ругают, а он молчит как рыба.

Кто-то вдруг обращается к нему с конкретным вопросом: "Алексей (имя рандомное, просто не помню и не имею желания вспоминать), может что у вас случилось? Почему не пришли, не сдали долги?"

И тут парня как прорвало, он со слезами рассказал нам, что его родители попали в аварию, кто-то погиб сразу (не помню, мама или папа), а кто-то в реанимации уже некоторое время и прогнозы очень плохие.

Мы потеряли дар речи! Сочувствие полилось рекой! Парень остался сиротой, а мы тут привязались с пересдачами какими-то. Покудахтали над ним и отпустили, дав ему дополнительное время на подготовку к экзаменам и зачётам,некоторые из педагогов поблажки пообещали...

Сидим, горюем. Вдруг заместитель декана по воспитательной работе вспоминает, что у студента этого младший брат на другом факультете учится. Сразу закипела мысль, что материальную помощь и младшему надо просить. Декан звонит на тот факультет, объясняет ситуацию... Завертелось и на том факультете работа. Мы ж сочувствующие все!

Через час звонок. Декан берет трубку, слушает, потирает лоб, а у самой глаза как блюдца. Кладет трубку и говорит нам, что наш студент наврал про родителей!

Декан второго факультета вызвал младшего брата нашего студента и напрямую спросил про аварию. Тот не был предупрежден братом и выдал, что с "умершим" родителем разговаривал час назад и все было хорошо. Декан попросила позвонить при ней родителям и убедилась, что то, что сказал старшенький - ложь...

Не буду далее писать об этой страшно некрасивой истории, не стоит тот студент этого. Скажу одно - родители позже приезжали, на их лица страшно было смотреть! А парень не доучился в итоге, ушел из вуза по собственному желанию (и Слава Богу, я считаю).

Итак, вы накосячили и вас вызвали "на ковер", что делать?

1. Постучать в дверь (если это требуется, я, например, не придаю этому значения, считаю, что рабочее место хоть и может быть поводом для уединения, но лучше создать такие условия, чтобы подчинённые не испытывали животный страх перед дверью).

2. Спросить, можно ли войти.

3. Молчать, внимательно слушать аргументы вашего оппонента.

Дальнейшее поведение зависит от того, есть ли достойные оправдания. Если их нет, и вы признаете, что виноваты, то:

4. Выразить согласие с аргументами, которые вам были высказаны. Попросить прощения за сделанное (или не сделанное) и заверить, что ситуация будет вами исправлена. Ключевое здесь - выполнить обещание во что бы то ни стало!

Если вы не согласны с аргументами, не признаете вину и у вас есть железные оправдания (не люблю это слово, ну, да ладно), то:

4. Скажите фразу типа:

"я понимаю ваше недовольство, но позвольте высказать свое мнение".

После этого "позвольте" нужно взять небольшую паузу и смотреть в глаза начальнику (психологи говорят, что надо смотреть в правый глаз). В идеале надо дождаться положительного ответа (кивок, разрешающий жест). Иногда этого не происходит. В этом случае важно ещё раз уточнить у оппонента, позволит ли он вам сделать это?

Помните, что если вы не получили положительного ответа, то все ваши аргументы будут восприниматься в штыки, не будут услышаны! В таком случае зачем что-то говорить? Для себя? А смысл? Вы и без того понимаете, что не виновны.

Отрицательный ответ (не позволение оправдать свои действия), как собственно и отсутствие положительного (человек высказал недовольство и ушел или отвернулся, переключился на другого человека) важно перевести в свою пользу, а именно сказать фразу типа:

"я огорчён, что вы не позволяете мне высказать свое мнение, но вижу, что сейчас вы не готовы к конструктивному диалогу, поэтому считаю необходимым прервать нашу встречу. Когда вы найдете силы и время на разговор в спокойной атмосфере, дайте мне знать".

Нужно сместить акцент ситуации с гнева на вину. Если есть аргументы у вас, значит не все так однозначно, как думает ваш начальник. Адекватный человек после такой фразы задумается и позже попытается ситуацию развернуть в вашу сторону. А неадекватный...ну, вы поняли. Для такого и закон не писан, зачем ему что-то доказывать? Себе дороже.

Как бы не сложилась ситуация, каким бы не был пункт 4 этого алгоритма действий, дальше вот так:

5. Попросите прощения за неудобства, которые произошли по вашей вине, заверьте, что будете впредь более внимательны, поблагодарите оппонента (да, в любом случае), спросите, можно ли вам уходить и, при положительном ответе, УХОДИТЕ МОЛЧА, ДВЕРЬЮ НЕ ХЛОПАЙТЕ!

Самое главное в любой ситуации помнить, что перед вами человек, который имеет право на эмоции, но тот факт, что он ваш начальник не может служить оправданием:

  • крика;
  • оскорблений;
  • лжи;
  • безосновательных обвинений;
  • суда (в смысле осуждения).

И не позволяйте себе сердиться на человека, лучше прочитайте мои статьи о том, что доброта бывает в саване и с косой.

Или вот эти, про хамов и обижуль:

Подведем итог:

Правило 1. Не надо говорить заискивающим тоном!

Правило 2. Говорите достаточно громко, четко, и только по существу!

Правило 3. Сохраняйте спокойствие, даже если все против вас!

Правило 4. Помните, что вы - человек! Не позволяйте себе унижаться, даже если виноваты!

Правило 5. Говорите, не обвиняя, через свои чувства!

Правило 6. Не носите в себе обиды и не злитесь! Жизнь одна, не надо ее тратить на негатив!

С вами была я, Устинова Наталья. Надеюсь, что мои объяснения помогли!

ЗА ОДОБРЕНИЕ СТАТЬИ - ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! СТАВЬТЕ👍, мне будет приятно, а вам, может быть, полезно!

Уважаемые гости канала! Читайте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал Дзен кафедры ФМиИТО, чтобы не пропустить новые статьи и будет вам счастье!