В музее Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде мое внимание привлекли некоторые портреты английских аристократов. У меня возник вопрос, что английские портреты делают в Испании? Пытаясь ответить на этот вопрос обнаружил интересную историю. Вы удивитесь но тут криминальная история. Похищение корабля и его груза с посылками англичан на родину, среди которых было много произведений искусства. Благодаря такой краже, мы можем видеть тот объем художественной продукции которую вывозили путешествующие по Италии английские аристократы. Также попытаемся немного углубиться в жизнь англичан в Риме. Особенно меня заинтересовал художник Гэвин Гамильтон, картина которого оказалась в списке похищенного.
Что такое Гран-тур?
Термин «гран-тур» был придуман в 1670 году для обозначения организованного паломничества несовершеннолетних английских лордов, которые обычно путешествовали в возрасте от 16 до 23 лет, часто после университета, но до наследования и брака. Первые туристы направлялись в Рим через Францию или Германию, имея под рукой путеводитель и наставника. Некоторые в 1750-е годы посещали в том числе Неаполь, где недавно были раскопаны Геркуланум и Помпеи. Уильям Бекфорд путешествовал с такой внушительной свитой (учитель, художник, клавесинист, личный врач и слуги), что, проезжая через Аугсбург в 1782 году, его приняли за императора Австрии.
Целью было приобщиться к искусству, архитектуре и ценностям древнего мира, и прежде всего, засвидетельствовать славу Рима. Девятый Эрл Кинтул предостерегал своих подопечных от итальянских женщин, «очаровывающих сирен, которые очаровывали молодых людей, если они не были настороже». «Здесь думают только о двух вещах», - сообщил из Флоренции Генри Сеймур Конвей: «любовь и древности».
Похищение фрегата «Уэстморленда» и его сокровищ
В конце 1778 года 26-пушечный британский фрегат «Уэстморленд» под командованием капитана Майкла Уоллеса отплыл в Великобританию из Ливорно. На борту судна была крупная сумма денег, плата за груз соленой трески из Ньюфаундленда, и 57 ящиков с предметами искусства: скульптура, мебель, веера, предметы старины и редкие книги, купленные британскими туристами в Италии или заказанные британскими коллекционерами у дилеров в Риме. Среди них были вещи принадлежащие: Герцогу Глостерский, Джону Хендерсону, Герцогу Норфолкскому, Виконту Льюишемскому, Барону Данстанвиллскому.
7 января 1779 года у восточного побережья Испании английское торговое судно «Уэстморленд» было захвачено на пути из Ливорно в Лондон двумя французскими военными кораблями. Французы вступили в американскую войну за независимость летом прошлого года, перенеся колониальный конфликт в воды Средиземного моря.
Испания (тогда она была дружна с Францией, но ещё не находилась — по крайней мере формально — в состоянии войны с Великобританией) разрешила изменить путь кораблей и направиться в Малагу.
В Малаге груз фрегата был передан от французского правительства двум торговым компаниям. Несмотря на протесты капитана Уоллеса, французы конфисковали и денежный груз.
Капитан Уоллес сам занимался захватом вражеских торговых судов и всего месяц назад захватил датскую фрау Фредерику у Менорки.
Испанский король Карл III был проинформирован его премьер-министром, графом Флоридабланкой, о захвате большого груза произведений искусства. После официального объявления войны Испанией король Карл III тайно купил 778 предметов искусства у синдиката мадридских купцов за 360 000 серебряных реалов (скидка от первоначальной запрашиваемой цены в 600 000 золотых дублонов). Тем временем портреты Бассета и лорда Льюишама приобрел премьер-министр Испании.
По желанию Карла III все произведения искусства - скульптуры, картины, книги, гравюры и т. д. - были подарены в 1784 году Академии, чтобы служить учебным материалом для студентов.
Что было на фрегате «Уэстморленд»?
Самый большой груз принадлежал богатому молодому владельцу шахты близ Корнуолла Фрэнсису Бассету, который находился в турне со своим наставником, местным викарием. Бассет отправил домой два портрета кисти модного римского художника Помпео Батони (позировать Батони во время путешествия было необходимостью для дилетантов), также два портретных бюста, акварели, гравюры и обширную коллекцию книг.
Кристофер Хеветсон — ирландский скульптор, неоклассицист. В 1756 упоминается уже в Риме вместе с художником из Филадельфии Генри Бейнриджем. При посредничестве известного английского агента и дилера по продаже произведений античности Томаса Дженкинса становится известным мастером-портретистом, создателем бюстов, приобретает многих заказчиков из среды европейской аристократии, путешествующей по Италии. В 1770—1780-е он занимал одно из ведущих мест среди мастеров Рима. Это его положение несколько поколебало появление в Риме молодого Антонио Кановы.
Британский консул в Кадисе проинформировал британское Адмиралтейство о том, что «Уэстморленд» и его груз были конфискованы. Со стороны британского посла последовали требования, о репатриации произведений искусства. Тем не менее, по сей день все эти художественные сокровища остаются во владении Музея Прадо, Академии Сан-Фернандо и других испанских национальных коллекций.
Было сделано лишь несколько исключений: пакет католических реликвий, предназначенный для герцога Норфолка, который испанцы вернули в Ватикан нераспечатанным и также вернули картину Антона Менгса «Персей и Андромеда» Баронету Уоткину Уильямсу Винну, которая затем попала в коллекцию Екатерины Великой в Эрмитаже. О чем я писал в своей заметке: https://telegra.ph/Persej-i-Andromeda-Mengsa-09-19
В списках «Уэстморленд» упоминается портрет Менгса, который поступил в Академию, в ящике, отмеченном инициалами MG.
Кончено англичане везли из Рима работы из мастерской Пиранези.
Везли из Рима и идеи как украсить свои английские поместья. Так среди груза были работы Винченцо Бренны, тот который станет придворным архитектором императора Павла I. В конце 1781 или в начале 1782 года Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим вместе с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил архитектора для декорирования дворца в Павловске и в 1783 году Бренна прибыл в Санкт-Петербург.
На борту фрегата "Уэстморленд" не было выдающихся произведений классической скульптуры. Но было немало копий. Среди скульптур была и Амазонка Альбачини, копия известной статуи Амазонки Маттеи (которая сейчас хранится в Петворт-хаусе).
Карло Альбачини выдающийся ученик Кавачеппи, самый известный реставратор скульптур в Риме, был связан с английскими коллекционерами последней трети XVIII века. Альбачини пошел по стопам своего учителя и также был реставратором, специализирующимся на копиях древнего искусства. Благодаря своим тесным связям с торговцем Томасом Дженкинсом он восстановил практически все древние мраморы, прибывшие в Англию из Италии. Член Академии Сан-Лукка в Риме. Он работал, среди прочего, на Папу Пия VI и на короля Фердинанда IV, который перевез коллекцию Фарнезе в Неаполь в 1786 году.
Сравнивая покупки, сделанные вторым Эрлом Дартмутмутским или вторым Графом Бессборо во время их грандиозных турне, с приобретениями, сделанными их сыновьями, трудно не заметить резкое сокращение возможностей всего за одно поколение. Короли Неаполя и Сицилии, а также папство стремились ограничить вывоз культурного наследия, настаивая на жесткой системе лицензий и контроля доступа к раскопкам. В результате даже самые богатые потребители оказались в зависимости от посредников, освоивших дипломатию, необходимую для борьбы с итальянской бюрократией. В частности, известны три дилера — Гэвин Гамильтон (он же был и известным художником), Джеймс Байерс и Томас Дженкинс, они контролировали арт-рынок и были всемогущими законодателями вкуса.
Если джентльмену не удалось заполучить Минерву или Венеру, то лучшим вариантом был слепок или копия антика, копия работы старого мастера и различные сувениры «под античность», чтобы живя в дождливом Альбионе напомнить себе о том, как приятны вечера на Тибре. Ящики с фрегата "Уэстморленд" изобилуют такими "сувенирами".
Виды Италии
Была среди приобретений Фрэнсиса Бассета и картина Соломона Делана, или Дилейни — ирландского художника-пейзажиста, жившего в Италии. В 1777 году Бассет купил картину, изображающую монастырь Сан-Козимато с рекой Анио, зажатой между большими горами.
В похищенном значатся и картины немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта.
Он известен в России тем, что вместе с другими художниками в 1780-х годах участвовал с создании Лоджий Рафаэля в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Граф Григорий Орлов в 1770-м году для своего Гатчинского дворца заказал Хаккерту четыре картины с изображением Чесменского сражения. Однако затем Екатерина II решила украсить картинами один из залов Большого Петергофского дворца. В том же 1770 году Хаккерт, имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла из нескольких картин. Для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара». В Риме у Хаккерта учился русский художник Фёдор Михайлович Матвеев (смотри мою заметку https://telegra.ph/Kartiny-Fyodora-Matveeva-v-Madride-03-05).
Виконт Льюишам посылал в Англию копии произведений искусства и гравюры, а также гусениц с Везувия и цветочные луковицы, ещё книги на итальянском языке посвященные итальянскому искусству.
В 1770-е годы он посетил Флоренцию, его запечатлели на картине Иоганна Цоффани, среди других знатных путешественников.
Помимо скульптуры и живописи в трофеях у испанцев оказались и ноты Франца Иосифа Гайдна.
В багаже фрегата "Уэстморленд" было много рисунков с видами Италии, вот некоторые образцы:
Джон Роберт Козенс — английский художник-пейзажист романтического направления. В 1776 году он показал большую картину маслом в Королевской академии художеств в Лондоне. В 1776—1779 годах путешествовал по Швейцарии и Италии. В 1779 году вернулся в Лондон. В 1782—1783 — ещё раз совершил поездку по Италии, на этот раз — в обществе Уильяма Бекфорда, который был учеником его отца. В 1793 году стал жертвой психического расстройства и до конца жизни прожил под наблюдением медиков.
В 1784 году в Лондоне пострадавшим владельцам выплатили 100 000 фунтов стерлингов, на эту сумму были застрахованы произведения искусства в Ливорно.
Фрегат «Уэстморленд», в свою очередь, был переименован и принят в состав испанского флота, но в конечном итоге вновь захвачен британцами в Карибском море.
Капитан и команда были переведены в Кадис, где их обменяли на французских пленных, в конечном итоге они вернулись в Англию.
Человеческий груз также был освобожден, судя по объявлению в лондонских газетах: «ЧЕРНЫЙ МАЛЬЧИК из Бенгалии, который был пассажиром на борту Уэстморленда… сейчас находится в Лондоне и готов быть возвращен своему хозяину, имя которого известно».
Другой груз с «Уэстморленда» был продан на испанском рынке. Бакалейная компания скупила продукты и товары: бочки с анчоусами, оливковое масло, лекарства, «32 сыра Пармезан», «84 рулона генуэзской бумаги», «5 ящиков черного шелка из Болоньи».
Итак, груз фрегата «Уэстморленд» образец континентального арт-рынка, периода золотого века Гран-тура. Фактически, в ту эпоху запасы подлинных шедевров античности и произведений старых мастеров сократились, а туристическая торговля декоративным неоклассицизмом, копиями и дорогими сувенирами заполнила этот пробел.
В 2012 году прошла выставка захваченных произведений искусства с фрегата «Уэстморленд» в Музее Эшмола при Оксфордском университете, а затем была отправлена в Йельский центр британского искусства в Нью-Хейвене, США.
Портрет Джона Хендерсона
Шотландский юрист Джон Хендерсон, впоследствии член парламента от Файфа, отправил покупки, говорящие о его разнообразных пристрастиях: французскую и итальянскую литературу, исследования музыки, философии и политики, а также копии старых мастеров, таких как Тициан и Корреджо.
Между 1775 и 1778 годами Джон Хендерсон путешествовал по разным европейским городам. Рим был последним этапом его особого Гранд-тура, и в этом городе его изобразил шотландский художник Гэвин Гамильтон, двоюродный брат его матери.
Этот холст был отправлен из Рима в Англию на корабле «Уэстморленд». Он хранился в ящике, обозначенном инициалами IH [Джон Хендерсон]. После подписания Версальского мира Хендерсон безуспешно пытался вернуть свой портрет с помощью своего друга Роберта Листона, британского посла в Мадриде.
Гэвин Гамильтон в Италии
Гэвин Гамильтон - шотландский живописец, романист, более известный как антиквар и собиратель древностей в окрестностях Рима, член художественного клуба «Роза и Корона» в Лондоне.
Гамильтон провел большую часть своей жизни в Риме, где работал художником. Между 1758 и 1777 годами он работал над грандиозным проектом шести больших исторических картин, сюжеты которых были вдохновлены «Илиадой» Гомера, которых сейчас находятся в коллекции Национальной галереи Шотландии и Галереи Тейт. Как живописца классических сюжетов, Гамильтона высоко оценили историк искусства Винкельман, скульптор Антонио Канова и многие другие в Риме, но менее всего в самой Британии. Гэвин Гамильтон длительное время сотрудничал с Джованни Баттиста Пиранези.
Благодаря своему искусству, торговле антиквариатом и помощи молодым художникам Гамильтон стал ключевой фигурой в художественной жизни Рима второй половины XVIII века и помог привить вкус к неоклассицизму в Европе.
В то время существовала строгая иерархия эстетических ценностей: на вершине находились предметы старины. «Никогда не забывайте, что самое ценное приобретение, которое может сделать человек с утонченным вкусом, — это прекрасное произведение греческой скульптуры», — утверждал Гэвин Гамильтон.
Самые увлеченные туристы спонсировали новые раскопки в надежде найти для себя что-то сравнимое со статуей Аполлона Бельведерского. «Герцог Глостерский взял в руки лопату, — сообщал Гамильтон в 1776 году. — Короче говоря, безумие копания возрастает с каждым днем».
Гэвина Гамильтона помнят благодаря его археологическим находкам в Италии в течение 1769—1792 годов, во время которых были найдены античные статуи, бюсты и барельефы, составившие значительную часть экспозиции музея Пио-Клементино в Ватикане, а также нескольких важных частных коллекций в Англии.
В 1783 году Гэвин Гамильтон вступил во владение имением в Англии, унаследованным от старшего брата. По возвращении в Рим в марте 1786 года он сопровождал «Эмму Харт», будущую леди Гамильтон и её мать, которые направлялись в Неаполь.
Эмма вышла замуж за Сэра Уильяма Гамильтона, британского посла в Неаполе, она успела заслужить скандальную известность благодаря многочисленным романам. Для развлечения супруга она устраивала представления при свечах, во время которых принимала различные позы, подражая античным статуям. Именно в Неаполе Эмма стала возлюбленной Лорда Нельсона, когда она и Гамильтон ухаживали за адмиралом, получившим ранение в битве при Абукире.
Варвикскую вазу, Гэвин Гамильтон продал Уильяму Гамильтону. Она была найдена на вилле Адриана в Тиволи.
Супруг Эммы Гамильтон, был членом Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства, а также знаменитым коллекционером. В 1772 году коллекция расписных ваз Гамильтона была приобретена Британским музеем в Лондоне за 8 тысяч гиней. Она включала 730 ваз, несколько сотен скульптур из терракоты, бронзы, барельефов, драгоценных камней, более 6 тысяч монет и различных жертвенных, сельскохозяйственных и бытовых предметов. Некоторое время, между 1778 и 1780 годами, в коллекции Гамильтона находилась знаменитая Портлендская ваза — чудо античного стеклоделия.
Вторая часть коллекции была потеряна в море, когда корабль, перевозивший её, затонул у островов Силли в декабре 1798 года.
Гэвин Гамильтон купил картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» и отправил её в Лондон для продажи. Теперь эта картина хранится в лондонской Национальной галерее.
Гэвин Гамильтон был постоянным агентом Чарльза Таунли, он формировал его знаменитую коллекцию античных мраморов, которая сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.