Найти тему

Декалог

Каждый человек когда-то что-то слышал о десяти заповедях. Но знаете ли Вы, что такого понятия как “10 заповедей” в Библии не существует?

Заповедей гораздо больше, чем десять. И то, что мы привыкли так называть, фактически является десятью изречениями. Или кто-то назовет это Декалог (греческое слово), дословный перевод - десятисловие.

Попробуем разобраться, чем на самом деле является Декалог и о чем в нем говорится.

Начнем, пожалуй, с того, что в оригинальном тексте Библии нет разбивки на главы или стихи, нет даже абзацев, которые отделяли бы одну мысль от другой. И получается, что десять изречений написаны сплошным текстом.

Моисей и скрижали.
Моисей и скрижали.

Вы, наверняка, знаете, что эти слова были начертаны Божьим перстом на каменных дощечках. В наших переводах Библии их чаще называют скрижалями откровения. Современные же переводы, на мой взгляд, более точно говорят о том, что это были каменные плиты свидетельства, или соглашения, или напоминания.

Всем известно, что даны были эти скрижали в тот момент, когда Божий народ вышел из рабства. Но Господь, через Своего пророка Моисея, не просто хотел донести до Израиля Свой закон. Это было нечто большее.

Конечно, находясь в рабстве как минимум двести лет, потомки Авраама уже утеряли те жизненные принципы и приоритеты, которым учил Всевышний изначально. И народу, которому предстояло нести познание о Творце и Боге всей вселенной, необходимо было достаточно подробно напомнить многие вещи и понятия.

Но это было не просто напоминанием или откровением. В этот момент Бог заключал Завет с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Для нас, живущих в современном мире, пожалуй, будет более понятно слово Договор или Соглашение. Когда несколько сторон, в данном случае две, фиксируют определенные условия, или как мы сказали бы сейчас - прописывают права и обязанности.

Но так как это соглашение не между людьми, а между Богом и Его народом, то мне лично больше импонирует именно слово Завет.

Мы знаем, что когда заключается некое соглашение между двумя сторонами, то составляются две одинаковые копии. И в дальнейшем, каждая сторона хранит свой экземпляр.

Именно таким соглашением, или Заветом, были эти каменные дощечки, скрижали. И как было сказано выше, текст на этих дощечках был написан без всяких пунктов и абзацев - сплошняком. Более того, в Библии написано, что текст этот был с двух сторон: “И обратился и сошёл Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было…” (Исход 32:15)

В дальнейшем, эти скрижали хранились в ковчеге, который находился во Святом Святых Святилища Божия. Но почему оба экземпляра лежали именно там?

Дело в том, что Святое Святых было особым местом, где обитала Слава Божия, или Сам Бог. Конечно, Господь необъятен, и Его нельзя уместить в каком-то замкнутом пространстве. Но о том, где обитал и обитает Бог мы с Вами еще поговорим в другой раз. И более подробно рассмотрим, как был устроен ковчег.

Теперь же, только вкратце вспомним, что это было за место - Святое Святых: “скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.” (Левит 16:2)

Именно над крышкою ковчега Бог являлся первосвященникам. И само святилище было построено для того, чтобы Бог открывался Своему народу: “И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них.“ (Исход 25:8)

Получается, что Святилище было центром обитания и для Бога, и для человека. Поэтому обе скрижали, или оба экземпляра договора (как сказали бы мы сегодня) находились в тот исторический момент в центре обитания Всевышнего и Его народа - в ковчеге.

И все таки хочется еще затронуть вопрос о самом Декалоге. А точнее, о его структуре. Если чисто в литературном или стилистическом плане мы поделим текст десятисловия пополам то увидим нечто интересное.

Ниже прописаны первые пять заповедей. Определенные выделения сделаны мной неспроста.

  • Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Создается впечатление, что есть некое отзеркаливание в первой и пятой заповеди. В начале Бог говорит, что вывел народ из земли Египетской, а в пятой заповеди сказано, что Он дает землю. (Имеется в виду землю, обещанную патриархам, то есть обетованную.)

Во второй и четвертой заповеди вспоминается о Божьем творении - небо, земля, вода.

И центром в этом зеркале является третья заповедь. При такой структуре именно в центре записана основная мысль. Предлагаю немного рассмотреть третью заповедь подробно.

Дело в том, что слово, которое переведено как "произноси", в оригинале имеет другой смысловой оттенок. И дословный перевод этого слова будет "поднимать, нести, содержать".

Тогда получается, что человек не должен носить Имя Бога напрасно. Человек, который носит на себе Имя Бога, фактически показывает какой Бог. И для того, чтобы правильно представлять Бога перед другими людьми (да и всей вселенной), верующий человек должен исполнять всё то, что написано вокруг этой заповеди. Именно тогда, он будет нести правильное представление о Боге, Его Святости, Его любви.

И если таким же образом мы будет рассматривать остальные пять заповедей: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства, не желай дома ближнего твоего, не желай жены его и т.д., то можно предположить, что возможно центром здесь будет заповедь не кради.

Ведь когда кто-то убивает другого человека - получается, что он крадет у кого-то жизнь.

Когда прелюбодействует - крадет жену (или мужа).

Когда лжет - крадет правду, или истину.

А когда человек желает чего-то чужого, на мой взгляд, - он обкрадывает самого себя. Ведь вожделение чего-то чужого не дают человеку покоя и мира в сердце и в разуме.

Впрочем, размышлять о Божьем законе и о Декалоге конкретно, можно очень много. И рассматривать все эти понятия с разных граней. Поэтому надеюсь, что у нас будет возможность поговорить об этом еще не один раз.