Валентина Михайловна сидела на скамейке у подъезда, грея старые кости на весеннем солнышке. Вся ее жизнь прошла в этом дворе, в этом доме. Здесь она родилась и выросла, здесь встретила свою первую любовь Ваню. Господи, какой он был видный, статный парень! Валюша просто сама не своя была от счастья, когда он позвал ее замуж.
А потом грянула война, и Ваню забрали на фронт. Валентина ждала его долгих четыре года, молилась каждый день за его здравие. Но в 45-м пришла похоронка. Валюша не смогла пережить потерю любимого и осталась вдовой в неполные двадцать лет. Слезы лились рекой, она места себе не находила от горя. Но жизнь брала свое - родилась дочка Надюшка, за ней Сереженька. Валя одна поднимала детей, трудилась не покладая рук.
Время шло, дети выросли, обзавелись семьями. Надюшка подарила Валентине внучку Людочку. Сейчас Людочка сама уже стала матерью-одиночкой с маленьким сыночком Вовочкой. Жизнь порой преподносит такие сюрпризы...
Вдруг послышались знакомые шаги - к скамейке приближалась соседка Зинаида Петровна с сумкой продуктов.
- Зинаидушка, милая, погоди минутку, - окликнула ее Валентина Михайловна.
- Что такое, Валюша? - Зинаида Петровна повернулась к ней.
- Деточка, посмотри-ка у меня тут нитка распустилась на кофте. Не смогла бы ты подколоть ее, а то рука у меня вот-вот отвалится, господи прости.
- Ах ты ж бедная моя старушка, - Зинаида Петровна поставила сумку и подошла к Валентине Михайловне. - Давай-ка я тебе помогу.
Ловкими движениями она подколола нитку и поправила кофту подруги.
- Вот так, хорошенькая моя, все в порядке теперь.
- Спасибочки тебе, радость моя, - Валентина Михайловна ласково погладила Зинаиду Петровну по руке. - Что бы я без тебя делала?
- Да ладно тебе, не расчувствуйся только, - отмахнулась Зинаида Петровна, но было видно, что ей приятно.
Так они и сидели, две старушки, греясь на солнышке и радуясь весне. Валентина Михайловна вспоминала, как когда-то так же сидела с собственной бабушкой Устиньей на лавочке и слушала ее неторопливые рассказы о жизни. Сколько же всего произошло с тех пор! Лихолетье революции, голод и разруха 20-х годов, индустриализация, коллективизация, репрессии... Валюша с ужасом вспоминала, как в одну из ночей 37-го года пришли за ее отцом, забрали и повезли, неизвестно куда. Матушка тогда вся изболелась, натерпелась страху. А потом и война пришла, великая отечественная. Валентина помнила, как их всех эвакуировали из Москвы в ужасной тесноте и спешке. Бомбежки, голод, лишения, смерть подруг и родных. Но они всё вынесли, пережили. Страна понемногу оправлялась, люди возвращались к мирной жизни. Валя и сама не заметила, как выросли ее дети. А сейчас наслаждалась покоем на старости лет, радовалась каждому новому дню.
Внезапно из-за угла выскочила молодая женщина - Людмила, внучка Валентины Михайловны. Заплаканная, растрепанная, с двумя чемоданами в руках.
- Бабуля! - вскрикнула она, подбегая к скамейке. - Бабуля, он выгнал меня! Этот подлец выставил меня из дома с ребенком!
Валентина Михайловна вскочила, насколько могла:
- Да что ты, что ты, родная? Успокойся, объясни по порядку.
- Этот гад Михаил опять надрался и начал скандалить! - причитала Людмила сквозь слезы. - Обзывал меня, оскорблял на чем свет стоит. А когда я заступилась за Вовочку, он как ударит меня по лицу! Я так и ахнуть не успела...
- Да как он посмел, сукин сын! - сжала кулаки Валентина Михайловна, вспоминая лихие фронтовые годы. Ей вдруг привиделись вражеские захватчики в родной деревне, зверства фашистов, от которых стынет кровь в жилах. - Зинка, найди Митрича, пусть он съездит и надерет этому козлу задницу!
Но Зинаида Петровна уже пошла дальше:
- Тише, тише, не кипятись, Валюша. Думать надо, как быть дальше. Пойдем ко мне, Людка, я вас устрою.
Опираясь на Зинаиду Петровну и волоча чемоданы, Людмила поплелась за подругами. Она еще никак не могла поверить, что всё это происходит на самом деле. Совсем недавно они с Михаилом были счастливой молодой семьей, купили квартиру, родился сынишка Вовочка. Людмила так мечтала о спокойной размеренной жизни, о том, как они вместе будут растить ребенка, путешествовать, наслаждаться семейной идиллией. Но в последнее время Михаил все чаще стал приходить домой навеселе, закатывать скандалы на пустом месте. А сегодня и вовсе избил жену! Людмила не узнавала своего когда-то нежного и заботливого мужа. Что же случилось? Куда делся тот человек, в которого она была безумно влюблена?
В квартире Зинаиды Петровны их встретил седовласый Митрич - муж хозяйки.
- Ты гляди, какие у нас гости, - сказала Зинаида Петровна мужу. - Людка с Вовочкой пришли. Ее муженек неблагодарный выкинул их из дома.
- Негодяй! - нахмурился Митрич, ударяя кулаком по столу так, что зазвенела посуда. - Ты для него все, а он... Куда это годится?!
Митрич был ветераном войны, прошагал пол-Европы, дрался с фашистами. Он хорошо помнил, как горели деревни, как гибли товарищи на поле боя. И мысль о том, что кто-то поднимает руку на женщину, на мать, вызывала у него приступ праведного гнева.
- Ладно, ладно, не заводись, - остановила его Зинаида Петровна, положив руку на плечо. - Людка, размещайся тут, в зале. Диван раскладывается. А Вовочку мы с бабулей уложим в детской.
Через пару часов маленький Вовочка уже спал сладким сном на детской кроватке, а Людмила вместе с бабушкой и стариками Зинаидой и Митричем сидели на кухне, уплетая наваристые щи.
- Вот что, радость моя, - сказала Валентина Михайловна, обратившись к внучке. - Плохо, конечно, получилось. Да только не переживай ты так, все образуется. Ты у меня умница, красавица, рукодельница. Найдешь себе другого, достойного мужика. А пока поживешь у Зинаиды с Митричем, на ноги встанешь.
- Это точно, - подхватил Митрич. - Обустроим мы тебя, Людок. Вовочку в садик отдадим, сама работу себе подыщешь. А этого козла твоего я все же навещу, поговорю по-мужски.
- Спасибо вам, родные, - всхлипнула Людмила, утирая слезы. - Я не знаю, что бы без вас делала.
- Ты ж наша кровиночка, - улыбнулась Зинаида Петровна, протягивая Людмиле вязаный платок, чтобы та высморкалась. - Все для тебя сделаем, не сомневайся. Вот увидишь, все наладится!
Людмила благодарно кивнула, и компания еще долго просидела за столом, обсуждая дальнейшие планы и вспоминая разные истории из жизни. Старики наперебой рассказывали внучке о трудных военных годах, первой любви, счастливой молодости. Валентина Михайловна объясняла Людмиле, как выжить и не потерять достоинство в сложные времена. Старики убеждали ее, что сейчас все не так страшно, как в их бурную юность, что все обязательно наладится.
- Главное, Людок, не падать духом, - говорила Зинаида Петровна. - Есть мы у тебя, родные, все вместе вытянем любую беду. А этот муженек твой... Ну что ж, бывает, обожглась на молоке, будешь дуть на воду. Найдешь себе другого, поприличнее. Али одна вдовой жить будешь, все лучше, чем с таким жить. У меня одна знакомая овдовела в 50 лет, детей взрослых четверо. Так она на старости радовалась, что никакого мужика рядом нету, никто гузно не пинает!
- Это верно, - подтвердила Валентина Михайловна. - Я сама после войны одна-одинешенька была. Муж на фронте полег, сыночек мой крошечный от голода умер. Думала, все, конец жизни пришел. Но нет, оклемалась потихоньку, детей нарожала, на ноги встала. Вот и ты, Людок, встанешь, лишь бы терпенья было. Все мы, бабы, сильные, все вынесем! Была бы родня рядом, близкие люди, чтоб в трудную минуту подсобить.
Людмила слушала эти бесценные рассказы и впитывала жизненную мудрость своих бабушек и дедушек. Ведь они прошли через столько испытаний, но сумели выстоять, сохранить веру в лучшее и позаботиться о близких, окружив их вниманием и поддержкой. Она поняла, что рядом с такими родными ей не страшны никакие трудности. С их помощью она обязательно все преодолеет.
На следующий день Митрич отправился к Михаилу и учинил ему серьезный разговор по-мужски, ограничившись, однако, лишь парой ощутимых оплеух. А вскоре Людмила подала на развод и получила официальное право на воспитание сына. Вовочку устроили в хороший садик неподалеку, сама Люда пошла работать в ателье закройщицей. Первые пару месяцев жили все вместе у Зинаиды с Митричем, но потом Людмила накопила деньжат и сняла собственную квартирку.
Свободного времени у новоиспеченной матери-одиночки почти не оставалось. Она вставала затемно, будила Вовочку, вела в садик, бежала на работу. Потом снова бежала забирать сына, готовила, стирала, убирала... Но Люда ни разу не роптала и не жаловалась. Она с улыбкой вспоминала рассказы бабушки и ее слова о женской стойкости, черпала в них силы и решимость идти вперед. К тому же, у нее была огромная поддержка в лице Валентины Михайловны, Зинаиды и Митрича. Старики регулярно захаживали проведать внучку, помочь по хозяйству, посидеть с Вовочкой. Они привозили домашние разносолы, сладости для ребенка и давали бесценные советы по воспитанию детей.
Прошло время, Вовочка подрос, стал первоклассником. На первое сентября вся семья - Люда, Валентина Михайловна, Митрич и Зинаида - пришли в школу и гордо смотрели, как их мальчик прошагал со своим первым ранцем на торжественную линейку. Люда бережно обняла сына, а старики не скрывали слез радости.
Годы шли, Вовочка рос и хорошел на глазах. Мама и родственники души в нем не чаяли, ни в чем не отказывали, давали путевку в жизнь. Люда временами вспоминала неудачный брак, но уже не держала зла на бывшего мужа. Она обрела новый смысл в жизни - растить сына достойным человеком. И эта цель придавала ей сил.
Валентина Михайловна, Зинаида и Митрич радовались, видя, как счастлива их Людочка, какой прекрасной матерью она стала. Немолодые уже старики каждый день благодарили судьбу, что смогли выручить родную душу в трудную минуту, приютить и поддержать, как когда-то их самих поддерживали близкие в военную бытность.
Люда часто повторяла сыну слова, которые сказала ей когда-то бабушка Валя: "Главное - не падать духом и верить в лучшее. Все обязательно наладится, если рядом будут родные люди, которые всегда позаботятся и протянут руку помощи". Эти слова стали для нее жизненным девизом. Людмила безгранично благодарна была родным, что они не оставили ее одну в беде, приютили, обогрели морально и физически. Именно их помощь и забота позволили ей выстоять и встать на ноги.
А старики счастливо наблюдали, как дружная семья растет и крепнет, как любовь и взаимовыручка передаются из поколения в поколение. Пусть и их дни были уже сочтены, они спокойно смотрели в будущее. Ведь внук и правнуки всегда смогут положиться на родных и близких, как когда-то они сами. Ибо главное в жизни - позаботиться о тех, кто дорог твоему сердцу.
Если вам понравилась данная история, то ставьте лаки и подписывайтесь на канал. Всем удачи и добра 🍀!!!!