Найти в Дзене

Пройдем по Английской набережной до Сенатской площади в Санкт-Петербурге, где каждый дом – памятник истории и архитектуры

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток! Продолжаем наши прогулки по Петербургу! Проходя по Английской набережной от Благовещенского моста и остановившись в прошлый раз у Замятина переулка, мы идем дальше вдоль Невы по этой набережной. Если не читали прошлую статью – нажимайте здесь.

Фото автора.
Фото автора.

Сразу за Замятиным переулком, соединяющим Конногвардейский бульвар с набережной, на углу расположился особняк, построенный в XVIII веке и подаренный Екатериной II графу Алексею Орлову, а в XIX веке он перешел по наследству внучатому племяннику Орлова-Чесменского по матери, которому в 1856 году было высочайше разрешено принять титул и имя его деда по матери и именоваться графом Владимиром Петровичем Орловым-Давыдовым. А особняк этот перестраивался: сначала в 60-е годы XIX века, а затем на рубеже XIX-XX веков.

Фото автора.
Фото автора.

Коммерческий банк и Дурново.

Следующее, на первый взгляд, невзрачное здание в конце XIX – начале XX веков принадлежало первому российскому акционерному коммерческому банку – Санкт-Петербургскому частному коммерческому банку. А сразу за ним, более примечательное здание, принадлежавшее богатому дворянскому роду Дурново. Оно было построено еще в XVIII веке, но в XIX веке два раза перестраивалось.

Последний его владелец Петр Павлович Дурново, будучи генералом от инфантерии, а также занимавшим в разные годы различные высокие государственные должности, был еще и членом Государственного совета Российской империи с 1904 года и до революции, когда империя прекратила свое существование. А сейчас это здание занимает Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.

Фото автора.
Фото автора.

Особняки на набережной, один другого интересней.

Дальше идут еще два особняка, которые строили и перестраивали в XIX веке. Это особняк Тенишевых и дом Маркевича. Более примечательное здание за ними, построенное еще в 30-е годы XVIII века для А.Л. Нарышкина, а последние 50 лет перед революцией принадлежавшее Воронцовым-Дашковым, на момент нашей прогулки было полностью укрыто декоративным строительным баннером, видимо, проводится реставрация, поэтому, как это здание выглядит – нам увидеть не удалось.

Дальше расположены друг за другом еще два особняка, которые строились и перестраивались в XIX веке. Первый – это особняк И.Ф. Паскевича, перестроенный архитекторами А.Х. Пель и Р.А. Гедике в стиле эклектики в 50-х годах того века для князя Федора Ивановича Паскевича-Эриванского. А император Александр II лично утвердил в 1857 году реконструкцию фасада этого здания.

Фото автора.
Фото автора.

Но долго наше внимание на особняке Паскевича не задерживается, а невольно переключается на обильно украшенный лепниной и скульптурами фасад следующего здания. Это дом Эдуарда Петровича Казалета, почетного гражданина и фабриканта. Хотя, и до него, и после, у этого здания было много разных владельцев, именно по его заказу в 1866 году этот особняк был перестроен по проекту В.Е. Стуккея в стиле необарокко. Затем этот особняк был продан и почти до конца того века в нем размещался Петербургский международный коммерческий банк. А сейчас это здание принадлежит Газпрому.

Дом графини Лаваль.

Ближе к Сенатской площади, там, где и начинается Английская набережная, глаза начинают разбегаться в разные стороны, потому что, куда не глянь – везде какой-нибудь шедевр архитектуры и истории нашей страны. Вот и второе здание по набережной, для нас – предпоследнее, – яркий тому пример. Это дом графини Лаваль. Каменное здание на этом месте известно с начала XVIII века, когда оно принадлежало А.Д. Меншикову, а затем А.И. Остерману, а когда в конце того же века оно принадлежало Строгановым, его перестроили по проекту их протеже А.Н. Воронихина, того самого архитектора Казанского собора.

Фото автора.
Фото автора.

В 1800 году этот особняк приобрела богатая графиня Александра Григорьевна Лаваль, и по ее заказу другой знаменитый архитектор Ж.Ф. Тома де Томон вновь перестроил здание, увеличив ширину главного корпуса и установив на крыльце фигуры львов, хотя, многие специалисты утверждают, что эти львы были изготовлены по рисункам все того же Воронихина. А фасад был изменен полностью и появился новый портик и трехчастные окна с двух сторон от него.

Фото автора.
Фото автора.

Кроме архитектурной ценности, этот дом представляет и историческую, ведь графиня держала модный в то время салон, в котором бывали очень многие знаменитые люди того времени, кроме всех прочих уникальных личностей, здесь бывали и Пушкин, и Лермонтов, кстати, последнего здесь вызвал на дуэль сын французского посла, чем испортил себе карьеру, а Михаил Юрьевич после этого был выслан из Петербурга. А дочь графини – Екатерина Ивановна последовала за своим мужем декабристом С.П. Трубецким в Сибирь и стала героиней поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Фото автора.
Фото автора.

Сенат и Синод.

В доме графини Лаваль, также как и в следующем здании, сейчас размещается Конституционный суд Российской Федерации. А построено было следующее здание, с закругленной колоннадой и выходящее основным фасадом на Сенатскую площадь, для Правительствующего Сената по проекту знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси в 1834 году. Коме обилия колонн, это здание украшают еще и скульптуры в нишах.

Но здание Сената строилось вместе со зданием Святейшего Правительствующего Синода (два органа управления Российской империи), они соединены между собой эффектной аркой над Галерной улицей. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон.

На Сенатской площади.

Пройдя закругленную колоннаду здания Сената, мы начинаем снова переводить взгляды от одной достопримечательности к другой, затем к следующей и так далее. А достопримечательности, ставшие своеобразными визитными карточками Санкт-Петербурга здесь везде, куда не глянь. Кроме Сената и Синода, это и Исаакиевский собор – великолепное творение Огюста Монферрана, и памятник Петру Первому, прозванный с легкой руки Пушкина Медным всадником, и огромный комплекс зданий Адмиралтейства.

А отвернувшись от Сенатской площади, мы скользим взглядами по Дворцовому мосту через Неву к стрелке Васильевского острова с виднеющейся ростральной колонной и шпилем Петропавловской крепости за ней, затем к Кунсткамере, и вновь останавливаем наши взгляды на дворце А.Д. Меншикова.

Еще раз оглядевшись по сторонам, мы направляемся дальше по набережной вдоль Невы, а это уже Адмиралтейская набережная, а за ней Дворцовая, но об этом отрезке нашего путешествия я Вам расскажу уже в следующий раз.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!