Часть 7. Вбоквел №3. Да, виновен. Да, виновен, но заслуживает снисхождения. Нет, не виновен.
Все иллюстрации и документы находятся в свободном доступе. При указании даты по старому стилю даётся примечание.
Собирая материал для своей серии статей про анархистов Самары невозможно обойтись без документов по другим городам и весям Самарской губернии. Мимо некоторых эпизодов, напрямую не связанных с моей темой, все-таки пройти невозможно. Таким эпизодом стал расстрел 23 человек в Сызрани в июне 1918 года.
Основными источниками описания событий стали следующие публикации:
1. В.И. Лебедевъ, «Борьба русской демократiи противъ большевиковъ», First Russian Рublishing Сorporation, New York, 1919 year /Далее — Леб — С.Т./ https://disk.yandex.ru/i/pMyOHmQk-g5h4g
2. a_malyavin, Сызранский расстрел в ночь на 16 июня 1918 года https://a-malyavin.livejournal.com/117445.html
3. Ф. Г. Попов, «ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ. РАЗГРОМ САМАРСКОЙ УЧРЕДИЛОВКИ», КУЙБЫШЕВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1959 г. /Далее — ЗВС59 — С.Т./ https://disk.yandex.ru/i/oXrСQbjU8TsGpA
4. ХХ век и Россия: общество, реформы, революции: электронный сборник. – Самара, 2022. – Вып. 10. /Далее — Самара 22-10 — С.Т./ https://disk.yandex.ru/i/P_fyhKB8hzFSdA
События в Сызрани, поданые Лебедевым /Леб, стр. 17-18/:
"После того, как благодаря настоянию рабочих Сызранской Coвет был принужден пропустить чехо-словаков за Сызрань, советская власть, состоявшая в буквальном смысле слова из уголовных элементов, решила отомстить рабочим и 23 человека наиболее видных рабочих гор. Сызрани, вместе с председателем профессиональных союзов и железнодорожноrо союза были заключены в тюрьму. Накануне своего внезапного ухода из Сызрани эти 23 человека были перевезены из тюрьмы в подвал винного склада — небольшое помещение… где они и были расстреляны… председатель революционного совета Емельянов, комиссар юстиции Лазда, член революционного трибунала Контримович и член coветa и комиссар Фролов вместе с двумя мадьярами стреляли в упор… в кучку беззащитных людей. 6 человек были или тяжело ранены, или случайно остались невредимыми под 17-ью свалившимися на них трупами их товарищей".
Рассмотрим события шаг за шагом. Первоначально чехословацкие отряды, представленные неким Плачеком, в марте разоружились, а, поскольку указаний из Москвы не было, их пропустили /Самара 22-10, стр. 177-178/. Фактически Советская власть в Сызрани была слаба, возникали конфликты между большевиками и исполкомом Совета /Самара 22-10, стр. 178-180/. Неразбериха привела к тому, что в конце мая вновь прибывшие отряды чехословаков, захватив только вокзал и винный склад (!), вновь беспрепятственно прошли Сызрань, захватив, в качестве заложника, комиссара по труду Израиля Берлинского /a_malyavin/.
Теперь открою тайну «винного склада» как военного объекта. Дело в том, что помещение использовалось в качестве арсенала — там хранилось вооружение, захваченное (видимо, не всё) чехословаками.
Комиссара Берлинского, как и около 200 других человек из Сызрани (по данным Попова), чехословаки позднее расстреляли.
Воспользуемся данными a_malyavin для раскрытия 23-х инкогнито. Из них не имели отношения к делу о пропуске чехословаков: арестованы ЧК в период с 16 мая по 14 июня председатель совета профсоюзов Сызрани и Сызранского уезда Галактионов, секретарь этого совета Карташев, книготорговец Сызрано-Вяземского вокзала Земченков /по другим данным — газетчик/, граждане Железнов, Костюшин, Сяпкаев, Шапошников, Селиванов, Иверский, Балакин, Савчик, Стахурский, бывший офицер Поддуев и германские военнопленные (под командованием которых находились большевики?) Зигнус и Гераман.
Вроде такие «обычные» рабочие. Но вот дом мещанина Галактионова Григория Ивановича:
А вот в таком размещалась ЧК:
Переходим к действительным работникам ж/д, имевшим отношение к движению чехословаков: Соловьев (помощник начальника станции Сызрань), машинист Михайлов, Урядов, Величко, Полынков, машинист Скрипачев, Гришин, Лапшинский. Можно сколько угодно возмущаться действиями ЧК, только вот арестованы указанные лица были по сведениям от ж/д служащих Агафонова, Маркеева, Баранникова и Васильева как ведущие контреволюционную деятельность и проч.
Какая обстановка тогда была в Сызрани? Мы это узнаём из речи погибшего Берлинского /Самара 22-10, стр. 176/: «Вы скажете, что закрытие газеты и арест ее сотрудников расходится с лозунгом: свобода печати, вы скажете, что это николаевские меры, но я обращу ваше внимание на то, что мы, к сожаленью, не наблюдаем еще закреплений революции, а период борьбы, борьбы не на жизнь, а на смерть, следовательно всякие контр-революционные явления надо пресекать в корне».
К сожалению, о действующих лицах я нашел немного упоминаний. Член ЧК Фролов-Тунельский в 1917 году был упомянут, как командир «летучего отряда» Красной Гвардии в Ставрополе (нынешнем Тольятти), юрист П. Лазда стоял у истоков создания судебной системы в Сызрани:
Не правда ли, типичные уголовники? А вот их главный. Знакомьтесь: председатель уездной «чрезвычайки» Иван Петрович Емельянов.
Этот уроженец с. Еремкино Сызранского уезда, начав свою трудовую жизнь помощником лавочника в Сызрани, затем долгое время жил и работал в других городах России – Подольске и Петрограде, где в 1913 вступил в ряды большевиков. А весной 1917 он вернулся в Сызрань, где возглавил уездный комитет РСДРП(б), после октября 1917 возглавлял уездный комиссариат финансов, общегородской штаб Красной гвардии и местную ЧК.
Ясно, что мягкостью характера Емельянов не отличался. Неоднократно те или иные действия и выступления обсуждались в Совете. И одобрялись! Так, за клевету на него редактора газеты «Землеволец», Исполком постановил: «газету закрыть, редактора арестовать и предать суду, а Типографию конфисковать для Советской газеты». /Самара 22-10, стр. 176/
Когда встал вопрос о создании ЧК, утвердили без сомнений на Исполкоме Совета Крестьянских и Рабочих депутатов гор. Сызрани 11 мая 1918 года т.т. Емельянова, Фролова и Воздвиженского. Причем дали им широкие полномочия действовать автономно. /Самара 22-10, стр. 180/
Как и все важные события, отношение к чехословакам и связанные события обсуждались на Исполкоме. Вот выдержки из доклада председателя ЧК: «… после октябрьского переворота правым политическим партиям стало невозможно вести открытую агитацию против Рабочее-Крестьянского Правительства, то виднейшие деятели этих партий, под маской пролетариата, вошли в среду рабочих и, заняв видные места в рабочих организациях, стараются настроить рабочие массы против Советской власти. Таких квази-социалистов можно было заметить, например, на пленарном заседании Исполнительного Комитета с представителями рабочих организаций 31 мая с. г., когда в речах некоторых из представителей рабочих явно сквозила мысль «долой Совет». С такими личностями приходится вести отчаянную борьбу, не стесняясь средствами… необходимо обратить внимание на состав служащих Советских учреждений, куда попала масса лиц, явно контр-революционного направления, тормозящих проведение в жизнь декретов Народных Комиссаров… если не принимать решительных мер против лиц, вредящих Советской власти, то в Сызрани может произойти то, что случилось в с. Паньшине, где толпа, возбужденная враждебными агитаторами, разогнала Сельский Совет». На Исполкоме постановили: «приветствовать деятельность Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, проявленную в городе и, в свою очередь, вынести пожелание принять такие же меры борьбы с контр-революцией и в уезде, потому что только такая борьба может привести к укреплению Советской власти». /Самара 22-10, стр. 181/
Итак, дано: имеется ряд лиц, арестованных ЧК за контрреволюционную деятельность. Угроза захвата города бело-чехословаками и их освобождения, т. е. продолжения антисоветской деятельности. Крайне небольшие надежные вооруженные силы красных. И вот в этих условиях смертельно больной (умер в сентябре от чахотки) Емельянов, несмотря на угрозу жизни ему и помощников, задерживается, чтобы ликвидировать часть заключенных, антисоветчиков. Прямой, как стрела, не взирая на препятствия, на личности, реализует свое решение, мандат на которое ему вручил ранее Исполком.
Дословно /a_malyavin/: «Когда все арестованные, как думал Емельянов, были убиты, он зажег спичку /стрелял в темноте???/ и приказал мадьярам перевернуть трупы лицами вверх, после чего трижды выстрелил в груду трупов со словами: «Вот вам и Емельянов!». Затем мадьяры стали наносить по трупам удары шашками и прикладами, добивая живых».
И вот теперь добавляется такая деталь: после всего этого шестеро из «расстрелянных» остались в живых! Как такое возможно в «небольшой комнате» (это в бывших-то винных складах!). И, естественно, сбежали из охраняемого «арсенала».
Поименно: Галактионов, машинист Михайлов, Урядов, Железнов, газетчик Земченков и еще один неизвестный. Правда, после восстановления Советской власти, в документах упоминается только вдова Галактионова. По неточным данным, его расстреляли уже чехословаки.
Гражданская война — она такая… Так какой же вердикт будет вынесен вами, господа присяжные заседатели???
Предыдущую часть вы можете прочитать здесь: https://dzen.ru/a/ZVJIS8J3HQKVeNb8?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&integration=site_desktop&place=layout&secdata=CM6q9cu8MSABUA9qAQGQAQA%3D&rid=181731768.225.1710093224179.56597&referrer_clid=1400&