🎩Многим лондонским джентльменам, как и модникам Парижа, а также, молодым дворянам в России культура "дендизма" была знакома не по наслышке.
Даже у любимого нами Александра Сергеевича, Евгений Онегин "... как dandy лондонский одет..."
Как отмечают исследователи культуры и историки моды, "денди" - это особенный стиль в причёске и одежде, а главное, эпатажная модель поведения, которая передает оригинальность и аристократичность юноши и, с другой стороны, передает его презрение к толпе, возвышает его над обществом.
Как выглядел "денди"?
Тот же Онегин у А.С. Пушкина "...три часа по крайней мере пред зеркалами проводил..." и "...в своей одежде был педант..."
Стоит отметить, что денди - это не просто ценитель моды и качественной одежды, но обладатель особого утончённого вкуса...
Известным денди XIX века, таким как Джордж Браммел (английский щеголь, законодатель мод), по часу и более делали прическу, для достижения (!!!) естественности и непринуждённости.
Любимый всеми аристократами черный фрак, из дорогого сукна, сложного покроя, новенький, только что привезенный от портного, сначала отдавался слуге, чтобы тот его как следует разносил и растаскал, а затем натирался наждаком или обломком стекла, для создания эффекта потёртости [прямо как современные модные джинсы]
Из качественной ткани нашейный платок специально завязывался небрежно, как попало, чтобы передать вольную и нестандартную натуру хозяина. Такую черту у "денди" переняли наши современные творческие снобы, завязывая свой коротенький шарф.
Отметим отдельно! Особая задача "денди" - ни в коем случае не показать, как он часами трудится над своим образом и костюмом. Вообще, любой труд, даже управление собственным поместьем, у аристократичных "денди" считался не благородным занятием. По мнению "денди", работа - это для челяди.
В обществе, на балах и на светских приемах, "денди" вел себя несколько вызывающе. Он не произносил длинных монологов, "не растекался мыслию по дереву", но любил произносить афоризмы и короткие, остроумные фразы, чтобы удивить публику и заставить ее почесать затылок. Как только собеседники увлекались разговором с "денди", тот вполне мог высокомерно исчезнуть или переключиться на общение в другой компании гостей.
Нередким для "денди" было показное проявление собственной слабости и изнеженности, например юноша мог жаловаться: "ах, как я замёрз и околел, пока доехал до вашей усадьбы, вы живёте где-то на отшибе" или "ах, пока я шел к вам, я провалился в сточную канаву, никак не мог выбраться и никто даже мне, дворянину, не помог..." Причем, "денди" не стыдился такой своей слабости, а использовал ее, как психологический прием, заставлял проявлять к нему сочувствие, быть с ним очень бережными в общении, трястись над ним, как над прихотливым тропическим цветком.
Некоторые "денди" применяли прямо противоположную тактику в общении, как у Печорина в романе М.Ю.Лермонтова: романтический байроновский бунт, презрение к высшему обществу, обличение его пороков, и, в то же время, бестолковые дуэли и краткосрочные любовные интриги с прекрасными дамами.
Знакомым ощущением для настоящих "денди" была дворянская тоска, хондра. Причина: непонимание смысла жизни и отсутствие настоящего дела, через которое неглупый, энергичный юноша мог бы реализовать себя.
А теперь перейдем к итогам. В XIX веке дворяне - это правящее сословие в России. Есть ли Родине какая-либо польза от представителей правящей элиты, придерживающихся философии изнеженных, охваченных хондрой "денди" (для которых трудиться не благородно)?
Существовала смысловая альтернатива для элиты! Например, с самого момента создания регулярной армии Петром Великим, на основании древних ратных традиций возникли идеалы русского офицерства. Дела амурные и умение красиво одеться - дело не зазорное. Но главное, для офицера: воинская честь, служение Отечеству, не жалея живота своего, желание учиться и самосовершенствоваться, готовность трудиться, отливать пушки, строить форты, спускать суда на воду, готовность наряду с солдатом переносить все тяготы и лишения службы. Не эта ли психология должна владеть умами настоящей аристократии? Останется ли время у представителя элиты, для "дендизма" и хондры при наличии таких задач перед Отечеством?
_____________________________________
Источники:
Ю.М. Лотман "Беседы о культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)"
О.Б. Вайнштейн, Курс лекций: История дендизма"