Найти в Дзене
ПроСВЕТ

Турецкий сериал как средство ухудшения и без того задрипанной жизни

Уронить утюг на ногу - отличное средство избавиться от боли в животе. По такому же принципу устроены турецкие сериалы. О пользе песка и утюга Относясь к новому для российского зрителя продукту со сдержанным энтузиазмом ("песок - плохая замена овсу", понимающий меня поймет), просмотрела несколько сериалов. Простите, "на промоте", ибо только зритель с неограниченным запасом времени и терпения может посвятить себя просмотру от первой и до последней серии. Сначала любопытно: фиксируюсь на ценностях молодого поколения страны, на переменах в быте, на этических нормах, на обычаях, на жизни социума с бесконечным кофепитием. И это увлекательно: молодые девушки хотят добиться равноправия с мужчинами в карьере и бизнесе, парни вырываются из патриархальных рамок и играют свою игру. Интересно противопоставление жизни обеспеченных слоев и "простого" народа, интересно следить за тем, как устроена сериальная система образования, здравоохранения Турции, как функционирует правовая система (и все э
Оглавление

Уронить утюг на ногу - отличное средство избавиться от боли в животе. По такому же принципу устроены турецкие сериалы.

О пользе песка и утюга

Относясь к новому для российского зрителя продукту со сдержанным энтузиазмом ("песок - плохая замена овсу", понимающий меня поймет), просмотрела несколько сериалов. Простите, "на промоте", ибо только зритель с неограниченным запасом времени и терпения может посвятить себя просмотру от первой и до последней серии.

Сначала любопытно: фиксируюсь на ценностях молодого поколения страны, на переменах в быте, на этических нормах, на обычаях, на жизни социума с бесконечным кофепитием. И это увлекательно: молодые девушки хотят добиться равноправия с мужчинами в карьере и бизнесе, парни вырываются из патриархальных рамок и играют свою игру. Интересно противопоставление жизни обеспеченных слоев и "простого" народа, интересно следить за тем, как устроена сериальная система образования, здравоохранения Турции, как функционирует правовая система (и все эти для нас реликтовые нюансики - "забрать в участок", "начальник, могу к вам обратиться?")

Некоторые сериалы кажутся даже хорошими, и поднимают острые социальные темы:

  • тема коррупции и работа современной правоохранительной системы страны ("Правосудие" - один из самых трезвых сериалов, но и он не без турчатинки),
  • тема исламизации общества, построенного Мустафой Кемалем Ататюрком как светского, ныне со всеми сложностям сосуществования семей традиционного, мусульманского толка с "покрытыми" женщинами бок о бок с семьями европеизированными ("Клюквенный щербет" - также наиболее трезвый сериал, но тоже не без заскоков, вроде "сериально-натужных" проблем у Кывылджим и Омера, а ведь поначалу именно эта пара показывала самые здоровые, самые вменяемые отношения, это был оазис в безжизненной пустыне сериального пространства).

Но иные сериалы следует воспринимать как пособие по психиатрии, человеческой неразборчивости и ухудшению и без того дерьмовой жизни.

Фреш из кровоточащего сердца

К ним отнесу "Запретный плод". Досмотреть даже на ускоренной промотке невозможно, поэтому ближе к концу вообще не понимаю, откуда там взялись некоторые герои, и как они влияют на сюжет, но, по большому счету, для магистральных линий это и не важно: герои приходят-уходят, а сериал засоряет мозги и убивает нормальные продуктивные эмоции. Это кислота для усиления разъедающего действия кислоты.

Главная героиня Зейнеп - девочка с открытым взглядом и условно доброй душой вступает в отношения со своим руководителем Алиханом Ташдемиром. У последнего не все дома, так как став главой некой авиакомпании и построив бизнес, он имеет незакрытый гештальт в виде детской травмы от гибели родителей (у матери был любовник, то да сё, папа - мама через то гибнут, Алихан то ненавидит женщин, меняет, как перчатки, то покорен Зейнеп и смирнеет, как зайка). Больной на всю голову Алихан начинает подкатывать к Зейнеп, ожидаемо после раунда ненависти следует любовь-морковь. Но на пике нежности, за полчаса до "позвать замуж" Алихана клинит, и в разгар чудесных отношений от заявляет подруге, чтобы та шла лесом, а он "для отношений не годится".

Что делает нормальная здоровая женщина в этих случаях? Вычеркивает безжалостного инфанта из жизни, понимая, что с таким уровнем ответственности этот мужчина ни на что не годен.

Но фигу. Они продолжают любить друг друга на расстоянии: один оберегая свое сердце, другая с обидой ("ты разбил мне сердце", "я больше никому не поверю", хнык-хнык...) начинает вести себя, как скарлатина по отношению к единственному здоровому персонажу во всей эту карикаТУРКОВЩИНЕ - Джему. Джем - понавозвращенец из Америки, уехал-вернулся (потом снова уедет). Он пытается донести до Зейнеп единственно верную мысль:

"Если отношения ранят, доставляют горечь, то это болезнь, а не любовь".

Настоящая любовь очищает, окрыляет, дает силы, помогает раскрыться миру и сделать в самом себе открытия.

Но куда там. "Скрипач не нужен". Не нужен турецкому сериалу здоровый типаж, порядочный человек, гармоничная личность. Турецкий сериал нуждается в извращении и аккумуляции боли.

По воле сценариста и режиссера, парочка закрутила по-новой, и вот уже Зейнеп доставляет боль Джему (он, кстати, просто уезжает назад в США, ибо вот весь этот дурдом не про него). А Алихан снова кольцо Зейнеп на палец, и снова, "о, милая, люблю только тебя, не бросай меня!" и всё такое подслащенное.

Она тает с широко раскрытыми глазами, и вот уже собирается сказать ему "Да!", и вот уже друзья стоят за шторкой (Сюрприз!), и вот уже вечеринка, и вот уже она в белом и вся сияет...

Но наш гештальтник уже снова на атасе, у него глюки мести, и он составляет альянс с самой паскудной бабенкой сериала Эндер - на афише ниже эта карикатурная дама в центре. Этакая типичная мошенница, интриганка, мерзавка и проч. Баба-Яга против ЦРУ, короче.

Алихан женится на подлюке за пакет в 5% акций. В тот самый день, когда его ясноглазая Зейнеп устраивает сюрприз: ДА, говорю тебе ДА!..., как черт из табакерки, выскакивает интриганка Эндер, - опа, а мы только что поженились.

Сестра героя бряк в обморок от ужаса, Зейнеп теряет дар речи, а Алихан такой на голубом глазу объясняется постфактум с Зейнеп: так надо, милая, дождись меня.

Два раза из сердца Зейнеп готовят свежевыжатый сок. Турецкие молодые люди учатся на примере сериала любить и верить.

Что они видят? Налицо безответственность, предательство, низость. Алихан демонстрирует поведение подонка. В этот момент все последующие сотни серий не имеют никакого смысла. Здесь надо рубить канаты. Пораженным предательством дамам надо ехать на курорт и восстанавливать нервную систему..., но про нормальное поведение - вообще не вариант для турецкого зрителя.

Милашка Зейнеп врубается, как танк в березки, в противостояние Алихану уже как вице-президент (охрененная карьера из ассистенток босса в топы компании - за одно признание противнику Алихана некому Халиту - на снимке он сед и хмур и принимает идиотские кадровые решения).

Дальше, простите, я снова на промоте десяток серий, и обнаруживаю, что в какой-то из 70-х серий убитая горем Зейнеп снова с Алиханом вместе. Причем, эта бездарь, которую жизнь ничему не учит, считается положительной героиней. Милый зритель, королева в восхищении: Зейнеп повторяет один в один роль Алихана, сбегая со свой свадьбы от влюбленного в нее мужчины (он горестно, чтобы не выть, кусает свой локоток). Сбегает к тому, кто уже дважды самым безжалостным образом предал ее (не считая вранья и гадостей по ходу пьесы).

То, что девица с мусором в голове ранит своего нового избранника - это семечки. Эта побочка зрителя не волнует, никому чувства брошенного жениха вообще не интересны. Все внимание на счастье двух на всю голову больных героев. Главное-то: пара, наконец, воссоединилась, и как бы оба любят. Подонок и зависимая идиотка вместе. Аллилуйя!

Параллельно развивается история сестрицы Зейнеп, девушки с прелестным эхом в голове от отсутствия мозгов. Это апгрейд хищницы Эндер , только что годом рождения посвежее. Ну и другие любовные истории, неинтересные до рвоты, ибо это истории про то, как следует себя неуважать, как следует топтать свое достоинство, как следует изворачиваться, клиниться на мести, годами дрыгаться, увязая в паутине болезненных отношений. Это сериал про то, как жить нельзя. Про то, что не является любовью. Про то, как позорно и подло следовать порочным страстям.

Зимовыродок

Примерно такой же сериал про болезненные отношения - "Зимородок". Это нечто я досмотрела с промотами до того места, как мама Пелин - это соперница главной героини Сейран, начинает строить козни и желает во чтобы то ни стало женить героя на своей дочери.

Ее дитя страдает от болезненной привязанности с "Зимородку" - мажору Фериту Корхану. А тот женат на Сейран, и брак насильный. Пелин и Ферит - любовники. Сейран наблюдает все это распутство и непотребство в день своей свадьбы (да, по сговору сторон, но все же свадьбы, и ее "первая брачная ночь" проходит по соседству с шашнями мужа на ее глазах).

Что я вижу как зритель? Сгущёнку из патологий! И лучшее, что объясняет мне каскады, нагромождения болезненных ситуаций - это то, что в основу сюжета сериала легла реальная история турецкой семьи из практики турецкого психиатра.

Однако я хочу понять, имеет ли российский зритель (в том числе и я) дело с общими принципами построения турецких сериалов на абьюзе, унижении, потери достоинства, страдании, мести, вранье, наслаждении болью и проч. или в прокат интернет-кинотеатров типа ИВИ загружают просто очень плохого качества продукты немастеровитых режиссеров?

О нашем российском массовом кинопродукте все же следует судить по сериалам типа "Ликвидация", а не по "дояркам из Хацапетовки". Возможно, и турков ровно такая же история - есть белиберда, а есть что-то реальное и талантливо сделанное?

Во всяком случае, "Зимородок" точно относится к продукции, в контексте которой употреблять слово "качество" кощунственно. Это сериал-диагностика: тем, кто с первых серий очарован происходящим, следует нанять психолога, а то и психиатра.

-2

Ну и еще коротко про один сериал. В мусульманской культуре развит тренд на преодоление табу. Допустим, по запретам ислама нельзя злословить или спать с чужой женой. Но если нельзя, но очень хочется, то можно. Эти "можно" исследуются в длинном сериале, просмотр которого облегчает самый красивый артист турецкого кино голубоглазый Кыванч Татлытуг.

Бюхлюль уходит

Как говорится, если сюжет дрянь и страсти пенистые, то хоть эстетическая стороны вопроса понижает уровень неудовлетворенности.

Два мужика, пардон, юзают одну девицу с улыбкой гиены. Обман, интриги, замаскированные незабудками кучки дерьма - в этом зрителю предстоит копаться долго. Про одну сразу ясно, что слово "честь" не для нее, про другого, что "поступок" не его удел, про третьего, что "мозги надо включать" не только в бизнесе, но и в частной жизни. Это ясно в самом начале, и в концу сериала создатели не продвинутся в открытиях ни на миллиметр. "Бюхлюль уходит" будут повторять каждую серию, и, как детсадовцам, зрителям объяснят значение этой фразы в "морали сей басни" - финишном диалоге красавчика на могиле его зазнобушки.

Этот сериал напоминает басню не только дидактическим плачем Кыванча, но и установкой на извлечение морали из нехорошей истории предательства "такого дяди".

Однако зачем же смотреть под сотню серий, чтобы русский зритель, наконец, вычленил из потока страстей итоговое "Допрыгались, субчики!" ? Не уверена, что современный турецкий зритель, в отличие от нашего, тормознутый и требует детального разжевывания очевидных истин. Кажется, эти длинноты вовсе не от зрительского запроса, а от неумения ставить лаконичные и динамичные вещи.

-3

Когда-то давно в 80-х вышел сериал "Королек - птичка певчая", так вот там щемящую восточную историю укомпактили в семь серий, и это вполне впечатляло, трогало наивные души. Сейчас развозят киностряпню на несколько лет, а сказать фильмом нечего.

На турецкую кинопродукцию в том виде и в тех образчиках, которые попадают на наш рынок, не стоит тратить ни времени, ни эмоций. Мой интерес был исследовательским, резюме - невозвращаемо: меня не интересует коллектор патологий, создателям фильмов сказать нечего.

Конечно, я надеюсь, что видела просто массовую "кинохавку," и что где-то там есть невиданные еще и незнаемые мной турецкие киношедевры. В том числе и сериальные крепкие фильмы, ибо сериал как жанр и многосерийная форма сам по себе не показатель усредненности, плохого вкуса и пр.

А пока, турецкое кино, "пока-пока"!