Общепризнанным считается мнение о том, что создателем русского парусного флота по западноевропейскому образцу является Петр I Великий, а первым русским парусным военным кораблем – небольшой ботик "Святой Николай", приобретенный в Англии двоюродным братом деда Петра, на котором молодой царевич освоил навыки управления парусным судном. К сожалению, эта история правдива только отчасти: безусловно, ботик этот был и опыт управления им оказал на Петра огромное влияние, но на самом деле первый парусный русский военный корабль был построен еще отцом Петра – царем Алексеем Михайловичем в 1667-1668 гг. Сегодня я вам о нем и расскажу в новом материале.
Вторая половина XVII в. была периодом бурного развития для Русского царства. Активно проходила экспансия на Восток, осваивались гигантские полупустые, но богатые ресурсами пространства Сибири, в войнах с Польско-Литовским государством Россия постепенно восстанавливала свой контроль над исконно русскими землями (а кто-то присоединялся и по своей воле – см. "Русская Весна - 1654") – в целом, страна постепенно выбиралась из тяжелых смутных времен и возвращалась на рельсы строительства могучей империи на обширных просторах Евразии. Однако для реализации этого плана России не хватало одной важной вещи – флота.
Нельзя сказать, что русские – это сугубо сухопутная нация. Всю нашу историю реки были главными "магистралями" для передвижения людей, товаров, войск и прочего. В теплое время года по рекам шли многочисленные струги, ладьи и прочие суда, а зимой реки превращались в широкие ровные дороги, по которым можно было с удобством ездить на санях и лошадях. Знаменитый торговый путь "Из варяг в греки" пролегал именно по руслам рек современной России и Украины. Не чуждым было для русских и морское судоходство. К примеру, еще в IX-X вв. русские ходили в многочисленные набеги по побережью Черного моря, грабя главным образом богатую Византийскую империю. В один из разов князь Олег даже прибил щит на воротах Константинополя в знак своей победы над ромейским базилевсом. На севере страны морское судоходство также было весьма в ходу. Одним из ярких примеров этого был поход новгородцев в Швецию и разграбление ими богатого города Сигтуны в 1187 г., когда русские и карелы незаметно пересекли море, прошли потоками и 12 августа 1187 г. внезапно захватили город. Богатые традиции мореплавания существовали и у поморов – русских, живших и живущих на побережьях Белого и Баренцева морей. В связи с тем, что одним из основных источников доходов и пропитания для этих людей была рыбная ловля, искусство кораблестроения ими было освоено на весьма неплохом уровне (к примеру, технология, используемая поморами при постройке торосных лодок, была использована при строительстве первых ледоколов). В начале XVII в. делались попытки постройки военного корабля по западноевропейскому образцу, но, к сожалению, к успеху они не привели.
Несмотря на все вышеперечисленное, XVII в. Россия встретила, будучи все равно преимущественно сухопутной державой. По ряду причин Русское царство было отрезано как от побережья Балтийского моря (отчасти эту проблему пытался решить Иван Грозный в Ливонскую войну), так и от Черного, где в то время хозяйничало Крымское ханство, жившее за счет работорговли. Несмотря на это, ко второй половине XVII в. стало понятно, что России все-таки нужен, если и не флот, то хотя бы несколько боевых кораблей западного образца. Парадокс? Вовсе нет. Дело в том, что по Волге и Каспийскому морю пролегал крайне важный для Русского государства водный торговый путь, по которому велась оживленная торговля с восточными странами. В 1664 г. персидский шах Аббас II расширил торговые отношения с Россией и дал множество исключительных привилегий русским купцам. Через 3 года шах попросил у России дать право его подданным армянским купцам осуществлять транзит шелка-сырца через территорию Россия. Русский царь дал добро и обязался охранять торговые караваны. Разумеется, это вызвало срочную необходимость в постройке военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. Имевшиеся в те времена в наличии струги не подходили для этого – нужен был настоящий современный военный корабль.
В конце 1667 года по приказу царя Алексея Михайловича в коломенском селе Дединово недалеко от стрелки Москвы-реки и Оки было начато строительство военного корабля. Это село было издавна известно своими мастерами-корабелами, однако в этот раз стояла задача постройки корабля по современным западным образцам – соответственно, было необходимо выписать европейских судовых мастеров и руководителей строительства. Алексей Михайлович нашел таковых в Нидерландах, стране, славившейся тогда лучшими мастерами-кораблестроителями. Имена мастеров, прибывших в Россию для строительства фрегата известны - Гельт, Минстер и Ван-ден-Стрек. Руководили строительством полковник Ван-Буковец, капитан и кормщик Бутлер. Общее же руководство царь Алексей Михайлович поручил боярину Афанасию Ордин-Нащокину, одному из самых образованных и умных сановников. Прибыв в страну, голландцы указали царю на недостаток в необходимых сортах веревок и канатов, парусной оснастке, фонарях, пушках, инструментах для изготовления деталей корабля и многом другом. Все это было своевременно закуплено и доставлено в Дединово. В дереве для постройки судна недостатка не было: вокруг росли дубовые и сосновые рощи, необходимые для постройки кораблей, а в селе было достаточно плотников и кузнецов, привычных к делу кораблестроения. Разумеется, что формат работы в селе Дединово был кардинально изменен и из села кустарей-корабелов село превратилось в настоящую небольшую верфь. Пушки отливались на заводах Каширы и Коломны, паруса шили также на месте по голландским технологиям. Постройка фрегата стала настоящим национальным проектом того времени.
На воду фрегат был спущен в мае 1668 г. Корабль был длиной 22 метра, имел три мачты, на нем располагалось 22 пушки, небольшая осадка (1,5 м) была вполне достаточна для плавания по мелководью рек и Северной части Каспийского моря – словом, вполне нормальное европейское боевое судно. Корабль был назван "Орел" в честь герба Русского царства. Герб также красовался на корме и на носу фрегата. Команду корабля составили из иностранных моряков, которым было дополнительно придано 35 нижегородских стрельцов для охраны. Помимо фрегата на верфи был построен также бот, яхта и две шлюпки. Когда "Орел" был достроен, капитан Бутлер поинтересовался у царя: какой флаг на нем поднимать? Он указал, что без флага по морям ходят только пиратские суда, а нормальные корабли должны ходить под флагами тех стран, которым принадлежат. По итогу, было решено, что фрегат "Орел" будет ходить под бело-сине-красным триколором, известным нам сегодня (хотя историки пока все же не до конца уверены, как именно выглядело тогда сочетание белого, синего и красного цветов на флаге фрегата). Существует несколько версий того, почему именно эти цвета были выбраны царем в качестве флага. По одной из них царь просто ориентировался на цвета голландского флага и расположил их в несколько ином порядке. Иная версия гласит, что выбор был, вероятно, предопределен русскими традициями или связан с наиболее распространенными цветами знамен войск — малиновыми, алыми, белыми, лазоревыми. Также именно эти цвета чаще всего встречаются в русских народных нарядах. По третьей версии такой выбор цветов для флага был обусловлен недавним официальным утверждением государственного герба. На нем кроме двуглавого орла были изображены эмблемы Великой, Малой и Белой Руси. По аналогии символы этих земель, объединившихся под гербом, были отражены на флаге. Так или иначе, уже в XVII в. именно на фрегате "Орел" был впервые поднят русский триколор, который впоследствии стал личным штандартом Петра I, под которым тот ходил в Архангельске. Помимо этого, был разработан и первый морской устав – "письмо корабельного строя", в 34 статьях которого были закреплены основные правила морской службы.
К сожалению, боевой путь фрегата "Орел" оказался совсем коротким. 7 мая 1669 г. фрегат "Орел", яхта и другие суда флотилии покинули Дединово и направились в сторону Астрахани, куда и прибыли в августе. В то время на юге России бушевало восстание атамана Степана Разина, которое сорвало грандиозные планы развития торговли с Персией. Едва прибыв в Астрахань, флотилия попала в руки мятежников, захвативших город. Они не особо понимали, что им делать с такой странной добычей, тем более что иностранная команда корабля сразу же разбежалась, едва запахло жареным. В итоге фрегат "Орел" был просто-напросто сожжен. Так и закончился недолгий путь первого русского военного корабля, построенного по западному образцу.
Несмотря на столь короткую и печальную историю, фрегат "Орел" все же сослужил добрую службу России. Прежде всего, он показал, что и в наших широтах можно и нужно развивать флот, используя самые новые технологии своего времени, чем в будущем и занялся Петр Великий. Известно, что молодой царевич отлично знал о морской затее своего отца и живо ей интересовался. Более того, он повелел сделать перевод изданной в 1681 г. в Амстердаме книги "Странствования Яна Стрюйса", в которой было подробное описание фрегата "Орел" и гравюры с его описанием. В итоге, как мы хорошо знаем, Петр Алексеевич и довел родительский проект до ума: всего за 30 лет, с 1696 по 1725 год был создан Российский императорский флот на Балтийском, Азовском и Каспийском морях. По морской традиции имя "Орел" в разные времена присваивалось лучшим кораблям российского флота. А маленький кораблик, венчающий шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, — это копия первого русского фрегата.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.