Мёд в магазинах, мёд в русских сказках, мёд как часть русских традиций и праздников. Мы привыкли к нему и кажется, что пасеки были всегда. А как на самом деле? Медоводство на Руси было с древности или нам его завезли? Какими были первые пасеки, как выглядели первые ульи, был ли у пасечников свой цех и какое место они занимали в торговой иерархии?
"Пасечник" и "бортник" - одно и то же?
Бортничество и пасечное хозяйство – два разных вида получения мёда: бортевое пчеловодство – это сбор меда диких пчëл, гнездящихся в дуплах деревьев, а пасека – это полностью рукотворный пчелогород из ульев с рамками или колод (старая версия современного улья).
Бортники занимались настоящей медовой разведкой: они тщательно изучали окрестные леса в поисках пчелиных “гнёзд”, отслеживали полет пчёл и собирали готовый мëд с деревьев, которые облюбовали пчёлы.
Позже медоводы стали делать свои борти – искусственные гнёзда для пчёл в дуплах деревьев. Иногда эти дупла вырезали самостоятельно. В готовые борти пчёл приманивали, это занятие сродни современной ловле пчёл,
и как многие думают мёдом пчёл не приманишь, они конечно прилетят поесть мёд, но для жилья им нужны другие приманки. Не всегда это получалось с первого раза – даже у опытных пчеловодов могло уйти на это занятие несколько недель.
Бортник был одновременно собирателем, охотником и ремесленником: собирал дикий мёд, охотился, за пчëлами и умел работать с живым деревом там же, чтобы после создания борти в искусственном дупле, дерево не пострадало.
Бортничеством на Руси занимались с I века нашей эры, о чем упоминается в фольклоре и летописях. Это одно из древнейших ремёсел, нередко – наследственное. Мёд можно было продать, обменять на другой товар или услуги: например, за бочку мёда можно было пристроить младшего ребёнка на обучение к мастеру. Оброк и тот можно было заплатить продуктами пчеловодства – воском и мëдом. Только представьте, какой ценной валютой в то время был мëд!
Он был нужен всем:
● Обычным людям — как пища, единственный десерт и лекарство
● Торговцам: как основа для варки медовых вин, медовухи и товара на продажу
● Купцам — в качестве товара на экспорт
● Знахарям и лекарям, как полезная основа для отваров и сиропов, плюс натуральный подсластитель, чтобы приглушить отвратный привкус некоторых трав и насекомых (эта суровая медицина прошлого!)
Пасечное пчеловодство расцвело позднее, когда славяне начали активно вырубать леса под пашни.
Поэтому пасечник – больше хозяйственник и земледелец, а бортник – собиратель и охотник.
Существует ли бортничество сейчас? В чистом виде – только в далёких лесных деревнях, где свободной территории меньше, чем леса.
На остальной территории России пчеловоды предпочитают ставить пасеки: так мёда больше и за пчёлами контроль лучше. К тому же, борти – это вам не ульи с рамками, сотовый мёд оттуда сложнее достать.
Мёд – главный по экспорту после мехов
Славяне веками поставляли мёд к византийскому и европейскому столу – за границей он считался таким же ценным как и наши меха.
Почему они покупали русский мёд, неужели свой собрать не могли?
Могли. Но количество сортов мёда было более ограниченным: самая богатая “коллекция” медоносов растёт на нашей территории, поэтому вкусов у русского мёда много, а в Европе мёд в основном монофлерный.
Прибавьте сюда ещё одну категорию экспорта – славянские медовые вина, которые тоже отличались от европейских напитков по крепости и вкусу.
Так что в те времена мёд обеспечивал купцов и князей таким количеством золота, что по праву считался вторым после меха королём экспорта.
А для внутреннего употребления из мёда варили медовуху – она на 6 градусов крепче медового вина и её рецепт более древний. Да, тот самый “мёд-пиво пил” в русских сказках – это о медовухе.
Как связаны первые пасеки с освоением земель и уходом от собирательства?
Бортничество – это работа не только с пчёлами, но и с деревьями, то есть привязка к лесу, в котором обитают пчёлы.
Когда славяне начали продвигаться в глубину лесов и расчищать место под новые деревни и поля, число бортных угодий сократилось. Так переход от собирательства к активному земледелию сделал бортничество малораспространенным.
Но мёд по-прежнему был любимым десертом и ходовым товаром для обмена и продажи. И тогда бортники подумали: ”если мы умеем приманивать пчёл к рукотворным бортям, может мы и из леса их выманим? “
Так началось колодное медоводство и появились первые пасеки.
Улей а не борти: каким был предок современного пчелодома?
Первые ульи на пасеке не имели рамок: для великого переселения и одомашнивания диких пчёл пасечники использовали колоды.
Колода – это кусок ствола дерева с выдолбленной сердцевиной, узким проходом для пчёл и верхней крышкой – для забора мëда. Позже к верхней крышке прибавилась и передняя дверца (должея).
Улей в виде колоды мог иметь от 1 до 5 ярусов – такая малоэтажка для пчëл, "спальный район".
В остальном колода мало чем отличалась от борти и этим приманивала пчёл: да, гнездо не на дереве, но похоже на дерево и внутри кусочек старого сота и прополис в качестве приманки. Плюс этих колод было много в одном месте, а цилиндрическая форма ульев и то, что они сделаны из свежей древесины, завершали общую картину для уже пойманного Роя.
Лес? Лес! Невысокий правда, но может ещё вырастет – насекомым такой логики хватало. И колоды действительно подрастали в высоту на пару ярусов: если условия для сбора мёда были благоприятными пасечник немного достраивал этажи пчелиным домикам.
Как в те времена ловили диких пчёл? В целом, как и сегодня, только несли в лес колоду, а не банку или коробку с приманкой. В остальном принцип охоты не изменился.
Первый рамочный улей с выдвижными частями и решёткой собрал Пётр Иванович Прокопович в 1814 году. Пчеловод несколько раз менял количество и расположение направляющих в ящике, пока не добился оптимального результата. Большинство рамочных ульев до сих пор изготавливают по образцу улья Прокоповича.
Изобретение улья с рамками вывело пчеловодство на новый уровень, как практический так и научный. Новый механизм улья давал возможность больше наблюдать за роем, а значит изучать его, лучше продумывать методы селекции, а новая форма улья, а также лёгкое извлечение и замена рамок с сотами позволяли регулировать количество популяции пчёл,а ещё качество и объемы мёда. К тому же, рамочный улей удобнее чистить и при необходимости утеплять, а значит, пчелосемья меньше болеет.
Свой цех: место пчеловодов в обществе ремесленников и торговцев
Ремесленники и купцы на ярмарках и рынках всегда держали отдельные торговые ряды по своему профилю, создавали свои цеха и артели по роду занятий.
Пчеловоды как представители древнего и хорошо оплачиваемого ремесла стояли на одной ступени с такими уважаемыми людьми как кузнецы, скорняки (позже - кожевенные мастера) и оружейники – то есть, в торгово-ремесленной иерархии хозяева пасеки занимали одно из самых почётных мест.
Профсоюзы и сообщества пчеловодов появились позже – как наследие цехов и артелей.
Одно из первых обществ медоводов основал тот самый Пётр Прокопович. Его общество было коммерческим – пасечники в этой организации поддерживали друг друга не только знаниями, но и рублём, а иногда и товаром.
У русского пчеловодства не всегда было всё гладко – спад ремесла случился на рубеже XVII-XVIII веков, когда из-за особо суровых зим и дождливого лета погибали целые популяции пчёл. Тогда пасечники не бросили свой промысел только благодаря взаимной поддержке своих коллег, денежному фонду общества и послаблениям от государства – в 1775 году манифестом от императрицы Екатерины II пчеловодов освободили от уплаты пошлин и налогов, пока хозяйства не выйдут из упадка.
Эти меры помогли пчеловодам дотянуть/протянуть до улучшения погодных условий и восстановить популяцию пчелосемей. Началось возрождение пчеловодства и дело с тысячелетней историей развивается до сих пор.
Спасибо, что дочитали до конца!
Заходите ещё!
А на нашем сайте вы можете заказать мёд, пчелопродукты или аренду улья на Алтае.