Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

Художественное развитие музыканта

Оглавление

Аннотация

В данной статье я разберу распространëнную проблему начинающих музыкантов (на примере трубачей), а также поделюсь несколькими очень эффективными, продуктивными и проверенными способами, чтобы стать большим артистом.

Распространённая проблема новичков

Музыканты-новички порой очень сильно любят соревноваться друг с другом в своих технических возможностях, но при этом они зачастую забывают, что музыка — это не спорт (сутью которого является состязание, если речь идёт о профессиональном направлении), а способ передачи чувств и эмоций. К сожалению, такой подход к обучению (при любом возрасте, ведь рост происходит на протяжении всего творческого пути) сильно его затормаживает. Нередко от учащихся музыкальных школ можно услышать подобные вопросы: «Какое произведение (например) для трубы самое сложное? Как научиться играть быстрее всех "Полëт шмеля?"» Это говорит о том, что музыкант, несмотря на свой юный возраст, очень сильно зациклен именно на своëм техническом развитии — он желает научиться играть быстро, высоко, громко и т.д.. С одной стороны, кажется, что это очень хорошо, ведь подрастающий трубач стремится себя развить... Но что же тут тогда не так? В чëм ошибка? Как направить мотивацию ученика в нужное русло? Давайте разбираться!

На что следует обратить внимание во время обучения?

Образование музыканта строится по 2-м направлениям:

  • Теория (сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория музыки, гармония и др. предметы)
  • Практика (специалитет, а также дополнительные инструменты для всестороннего развития)

Исполнительская практика, в свою очередь, состоит из 2-х аспектов:

  1. Художественный
  2. Методический

Не трудно догадаться, что если речь идëт о достижении профессионального результата, то тогда необходимо в наилучшем виде преуспеть во всëм вышеперечисленном, но также и требуется найти некую взаимосвязь между всеми составляющими музыканта, по которым можно сделать вывод, что всë же методика подчиняется художественному замыслу, то есть — главной задачей музыканта-исполнителя является строжайший отбор из десятков тысяч произведений мировой музыкальной литературы ряда пьес, которые, по его мнению, являются лучшими, а после чего создать свою уникальную интерпретацию каждого сочинения.

Очень согласен по этому поводу с легендарным трубачом XX века — Тимофеем Александровичем Докшицером:

Т.А.Докшицер (1921–2005 гг.)
Т.А.Докшицер (1921–2005 гг.)
«...я считаю, что исполнитель должен быть тем "фильтром", который отсеивает плохую музыку и пропагандирует хорошую».
Т.А.Докшицер; из книги «Трубач на коне»

Безусловно, что для того, чтобы стать тем самым «фильтром», исполнитель должен обладать как можно более обширными музыковедческими познаниями, преподаваемые на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в учебных заведениях, которые учащиеся, кстати, очень часто недооценивают.

Здесь мы и видим большую пользу от изучения теории, ведь профессионал всегда должен следить за тем, что находится у него в голове. Существует масса трубачей, которые просто изумительно знают, например, то, как звучит концерт для трубы с оркестром Й.Ф.Гайдна, но, к сожалению, ничего не могут рассказать про другие сочинения и факты из биографии этого великого композитора, а также про стилистику эпохи, к которой они [композитор и произведение] относятся. Разумеется, что при таком узком кругозоре создать хорошую интерпретацию не предоставляется возможным...

Роберт Шуман (1810–1856 гг.)
Роберт Шуман (1810–1856 гг.)
По словам Р.Шумана, «Без энтузиазма в искусстве не создаëтся ничего настоящего».

И тут-то как раз можно осознать, что какими бы неземными навыками игры на инструменте не обладал исполнитель, это не даст ему возможность внести свой вклад в искусство, так как уровень подсознания не в состоянии сгенерировать оригинальных творческих замыслов. Именно поэтому так важно поставить для себя определëнное количество целей, следование к которым приведëт сперва к потребности наибольшего овладевания инструментом. И вот уже тогда появляется смысл развивать себя технически, ведь образуется та самая необходимость, чтобы выразить свою точку музыкального мировоззрения, стремясь к новым достижениям!

Просто представьте себя на месте самого обычного слушателя, который решил провести вечер в компании с музыкой... Что для вас в данном случае в приоритете? На что вы будете обращать внимание? Безусловно, вашим главным желанием будет получить максимальное количество наслаждение от звучания, анализируя именно художественную часть услышанного, но вам явно не будет интересно вникать в методический процесс, щепетильно относясь к происходящему, если вы, конечно, не специалист данного инструмента, которому важно изучить, например, уровень игры определëнного музыканта с методической стороны, что, кстати, тоже очень полезно, но это уже совсем другая тема... Такой вывод можно заключить исходя из того факта, что, как правило, большая часть публики не имеют музыкального образования. Именно поэтому всë то, что исполнитель отрабатывает во время своих занятий (техническое развитие; у каждого инструмента данный процесс крайне индивидуален), ему лучше всего оставить «за кадром», демонстрируя на первом плане именно музыкальный замысел данной пьесы (закладываемый, как правило, самим композитором, после чего происходит процесс интерпретации во время исполнения), а не свою «мастерскую».

«Гаммы — не самоцель, а средство развития исполнительской техники, выработки двигательного аппарата, доведëнного до автоматизма мышечных и ладовых ощущений»
«Чтение нот надо приближать к чтению словесного текста — несмотря на то, что нотный текст, с его интонационной природой, читать значительно сложнее»
Т.А.Докшицер; из книги «Из записной книжки трубача»

Тем не менее методика и художественный замысел неразрывны и взаимно дополняют друг друга!

Художественное развитие

Как было указано в статье ранее, уроки музыкальной литературы (слушания музыки) в учебных заведениях очень важны и полезны, но свой творческий рост можно многократно ускорить, если обучаться и в свободное время, например, на выходных или каникулах, посещая различные творческие мероприятия, например, концерты академической музыки. Практика показывает, что живое исполнение никогда не будет заменено электронными аудиозаписями, поэтому наиболее предпочтителен именно первый вариант, оказывающий прямое воздействие на слушателя. Кстати, прослушивание музыки может быть как пассивное (в фоновом режиме; такой подход очень продуктивен, например, во время приëма пищи (но практиковать его следует только лишь при домашнем прослушивании аудио, а не на публичных мероприятиях): жевание активизирует работу мозга, помогая понять суть услышанного), так и активное (осознанное прослушивание с нотами в качестве детального анализа, а также изучение произведения по музыковедческим материалам). Не стоит забывать, что музыка — это не работа в офисе, а вид искусства, созданный для получения «духовной пищи». Впрочем, если при прослушивании академического репертуара у человека возникает чувство скуки, то это означает, что уровень его восприятия пока недостаточно богат. Следовательно, на данном этапе необходимо его всячески развивать. В самое первое время требуется проявлять самодисциплину в этом процессе (через «не могу» и «не хочу»), но результат будет на лицо! Быть может, очень даже скоро... В течение первых шести месяцев вы заметите, насколько лучше мозг станет воспринимать и обрабатывать музыку уже с первого прослушивания, а то, что раньше было «скучным», наполнится обилием красок и ароматов, а во время игры на инструменте станет легче наполнять произведения музыкальностью. Вы сможете понять, почему же великие композиторы стали таковыми, имена которых известны всему миру спустя десятилетия и столетия...

Что слушать лучше всего?

Безусловно, предпочтение на ранних этапах стоит отдать музыке эпохи просвещения (в частности, барокко и классицизма), так как композиторы (например: И.С.Бах, А.Вивальди, Г.Ф.Телеман, Й.Ф.Гайдн, Л.Моцарт, В.А.Моцарт и многие другие) данного направления писали по очень строгим, традиционным, классическим, «природным» законам (гармонии, формы и т.п.). Прослушивание более современной музыки также полезно, но нужно признать тот факт, что выросла она [музыка XIX, XX и XXI веков] на сочинениях, а также учебных пособиях (например, «Трактат по гармонии» Ж.Ф.Рамо) предыдущих поколений, поэтому начинать лучше с первоисточников.

Материал принëс пользу? Поделитесь им с друзьями! 

Пишите идеи для новых статей в комментариях... 

Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов: